kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения во 2-а классе по ОС «Гармония». Тема: В. Осеева «Просто старушка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ОС "Гармония". Тема: В. Осеева "Просто старушка".

тип урока: комбинированный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2-а классе по ОС «Гармония». Тема: В. Осеева «Просто старушка».»

Проект урока литературного чтения во 2-а классе по ОС «Гармония»

Тема: В. Осеева «Просто старушка».

Тип урока: комбинированный

Цели:

- познакомить с рассказом В. Осеевой «Просто старушка»; совершенствовать навык чтения;
- развивать умения прогнозировать текст; оценивать события, поступки персонажей;

- развивать внимание, творческое воображение;
- воспитывать чувство уважения к старшим и пожилым людям.

Педагогические задачи:

- совершенствовать навык вдумчивого чтения целыми словами;

- формировать умение целостного и дифференцированного восприятия слов;

- отрабатывать правильное произношение и потребление слов;

- расширять читательский кругозор;

- обогащать лексический запас и грамматический строй речи;

- развивать мыслительные операции и устную речь;

- способствовать воспитанию доброго и заботливого отношения к людям.


Оборудование:

- учебники, тетради на печатной основе;

- презентация к уроку;

- видеоклип «Твори добро»;

- таблица-радуга для организации итога урока;

- листочки- капельки (количество капелек = количеству детей в классе);

- листы с пословицами для работы в парах;

- листы со словами отрицательными чертами характера.


Цели:

Образовательные: познакомить с рассказом В. Осеевой «Просто старушка»; совершенствовать навык чтения; обогащать словарный запас учащихся; познакомить с новыми пословицами и их смыслом; формировать читательские умения у детей при работе с текстом; активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением во время и после чтения.

Развивающие: развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять и сравнивать; развивать память, формировать речевые умения (умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи).

Воспитательные: способствовать воспитанию доброго и заботливого отношения к людям; проявлять заботу о пожилых людях; прививать интерес к чтению; воспитывать нравственные черты характера.

Общеучебные: добиваться полных ответов учащихся; продолжить учить правильно строить предложения в устной речи, работать с учебником, самостоятельно организовывать своё рабочее место и содержать его в порядке; добиваться правильной посадки при чтении.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой. Мотивация)

1)Внимание! Проверь дружок

Готов ли ты начать урок.

Все ли на месте

Все ли в порядке…

- Проверьте глазками, готовы ли вы к уроку?

- А теперь улыбнитесь, нашим гостям, друг другу и мне.


Дарите друг другу тепло и улыбки!
Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды.
Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!


Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
С. Я. Маршак



2) - Вы читать умеете?

- На доске и слайде написан девиз нашего урока: «Жизнь дана на добрые дела». СЛ

- Прочитать сначала про себя или шёпотом, затем хором.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- А нужно ли вам учиться читать ещё?

- Зачем? Как нужно научиться читать?

- Мы сегодня ещё не раз вернёмся к девизу нашего урока.

(Девиз - в широком смысле –слово или короткая фраза, выражающая руководящую (главную) идею, цель, мысль.)


II. Подготовка к освоению знаний.


1. Работа со скороговоркой - речевая разминка (для концентрации внимания, настроя на положительную эмоциональную волну, снятия напряжения, подготовка артикуляционного аппарата школьников к чтению, для развития речи).

– Вспомните, в каком разделе мы сейчас работаем? («Читаем быстро»)

- Правильно, мы изучаем раздел «Читаем быстро», поэтому проведём скороговорную разминку и подготовим свой речевой аппарат к чтению (Слайд со скороговоркой).

– Как надо учиться читать скороговорку? Дети вспоминают, что первый раз надо читать медленно, чётко проговаривая звуки; второй раз- с обычной скоростью; третий раз - как можно быстрее.

На горе Егорка ел скороговорку.

1)трёхкратное чтение в разном темпе (с ускорением);

– Что значит «ел» скороговорку?

2) чтение с логическим ударением на разные слова и с разной интонацией (по рядам, индивидуально и т.д.).

- Кто запомнил скороговорку с прошлого урока? (Скороговорка про покупки)

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки свои.


III. Проверка домашнего задания.

1)- Вспомните, как называется разговор двух людей? (диалог)

- Как называется рассказ, который вы читали дома? («Угодили»).

- Кто автор этого рассказа? (Юрий Иванович Ермолаев)
2)Чтение по ролям. (Несколько учеников выразительно читают рассказ «Угодили»).

3) Беседа по содержанию.
- Кто главные герои рассказа? (Мальчики: Лёва и Алёша)
- Где происходит основное действие рассказа? (в магазине). Докажите словами из текста. (с. 101, 4 абзац6 Братья вошли в магазин…)

- Что решили сделать внуки для бабушки?

- Согласны ли вы с выбором подарка? Почему?

- Каким должен быть подарок?

- Можно ли сказать, что ребята сделали доброе дело?
- Сравните начало и конец рассказа. Как вы думаете, какая реакция будет у бабушки на такой подарок?


4)Проверка рисунков в тетради с печатной основой на с.35, где дети рисовали подарок для бабушки.

  • Дома вы рисовали в РТ подарок, который мог бы понравиться вашей бабушке. Скажите (покажите), что нарисовали. Почему такой подарок выбрали? (2-3 ученика прослушать)

Оценивание чтения и рисунков в журнал.
-Как вы думаете, понравится ли бабушке подарок, который вы нарисовали? (Ответы детей)
- Вчера на уроке литературного чтения вы рассказали о своих бабушках. Как вы им помогаете: поливаете цветы, моете посуду, помогаете по хозяйству и т.д. Но внимания и помощи ждут не только родные. Не забывайте проявлять милосердие к чужим, одиноким, больным и престарелым людям. Помогайте им, если можете помочь. Не будьте равнодушными!

Помните: «Жизнь дана на добрые дела».
Слайд со словами «Жизнь дана на добрые дела».

- А мы с вами знаем, что… (дети читают хором девиз урока «Жизнь дана на добрые дела»)


IV. Актуализация знаний.

1. Проводится д/игра «Узнай героя по описанию» (по ранее прочитанным рассказам В. Осеевой):

1) Мальчик, который ни с кем не играл, а собрал целую кучу игрушек и охранял их? («Сторож»)

2) Этот мальчик обидел товарища, толкнул прохожего, ударил собаку, нагрубил сестре, остался один и заплакал? («Кто наказал его?»)

3) Эти мальчики наблюдали за тем, как собака лаяла на маленького котёнка, который прижался к забору и ничего не делали? («Плохо»)


- А какие ещё рассказы В. Осеевой вы читали? О чём они?

(О хороших поступках, о добре)


-Как вели себя эти дети (в прочитанных рассказах)? (плохо)

- А мы с вами уже знаем, что… (дети читают хором девиз урока «Жизнь дана на добрые дела»)


V. Определение темы и постановка цели урока (мотивация).

- Скажите, пожалуйста, исходя из того, что мы вспомнили все эти рассказы, вы можете предположить с произведением какого автора мы сегодня познакомимся?

- А теперь, откройте учебник на стр. 156 и прочитайте название этого произведения. Можете по названию предположить, о чём оно?

- Кто попробует сказать тему нашего урока? СЛ

- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? (Ответы детей: Познакомимся с новым рассказом В. Осеевой; продолжить учиться читать быстро, правильно, выразительно; развивать внимание…) СЛ


VI. Подготовка к освоению знаний.

1. Сведения об авторе. СЛ

- Посмотрите на портрет, ребята. Это Валентина Александровна Осеева. Она много лет была воспитателем, работала с трудными детьми. Для своих учеников она сочиняла интересные рассказы, придумывала игры, ставила вместе с ними спектакли. Её рассказы печатались сначала в детских журналах Мурзилка, Затейники, Дружные ребята, а в1940 году вышла первая книга. По некоторым произведениям сняли фильмы, например, по повести «Динка». За Повесть «Васёк Трубачёв и его друзья её наградили госпремией. В книгах писательницы повествуется о вечных ценностях – дружбе, порядочности, взаимовыручке. Поэтому герои её книг интересны и по сей день. Книги В. Осеевой постоянно переиздаются. Прожила писательница всего67 лет. Годы жизни: 1902 – 1969. (67 лет)

Советую и вам почитать её книги.


2. Словарная работа перед чтением.

Подготовимся к чтению: СЛ

- Глазами читаем все. Сначала плавно, затем целыми словами.

по-скольз-ну-лась поскользнулась (оступилась на скользком месте)

у-ди-ви-лась удивилась (прийти в удивление; впечатление от неожиданного)

старуха – старушка

- Чем различается значение слов старуха и старушка?

- Посмотрите картинки. Как вы думаете, где здесь образ старухи, а где старушки? СЛ

- А теперь откройте учебник на стр. 103 и прочитайте заголовок текста, с которым будем сегодня работать.

2. Прогнозирование содержания рассказа.


- Посмотрите внимательно на картинки (серия картинок о различных видах помощи). СЛ

- На какую тему все картинки?

- Проделав словарную работу, рассмотрев портреты старушек, прочитав заголовок, можно ли предположить, о чем будет идти речь в рассказе?


VII. Изучение нового материала.


2. Первичное чтение и восприятие текста (читает учитель).

- А теперь познакомимся с рассказом «Просто старушка» и узнаем, оказалось ли наше предположение верным.

1. Понравилось произведение? К какому жанру оно относится? (Рассказ) Что понравилось особенно?

2.Оказалось ли наше предположение верным или нет и почему?

3.Какие чувства вызвал у вас этот рассказ и почему?

4.С кем из этих ребят вы бы хотели дружить? Почему?


3. Физкультминутка (под музыку) СЛ


4. Вторичное чтение и работа по содержанию.

- А теперь еще раз читаем рассказ и находим слова и выражения, характеризующие героев произведения. Стараемся читать целыми словами.

О мальчике:

  1. Каким вы представляете мальчика из рассказа?

  2. Правильно ли он поступил?

  3. Почему он помог старушке?

  4. Какие слова помогают понять, что мальчик ни секунды не раздумывал? (бросился на помощь)

Маль­чик так по­сту­пил, по­то­му что он уви­дел, что ста­руш­ке нужна по­мощь. А де­воч­ка за­да­ва­ла во­про­сы, по­то­му что никак не могла по­нять, зачем он бро­сил­ся по­мо­гать по­сто­рон­ней ста­руш­ке. Маль­чик по­сту­пил очень пра­виль­но, по­то­му что все­гда надо по­мо­гать по­жи­лым людям, не вы­яс­няя, зна­ко­мый это вам че­ло­век или нет.

О девочке:

  1. Как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела старушку?

  2. Почему девочка задавала такие вопросы?

  3. Как будем читать слова девочки? (С удивлением)

  4. Почему девочка больше ни о чем не спросила?

  5. О чем она думала? Какие чувства родились в ее душе?

- Эта история могла произойти с кем-нибудь из вас.

- Как бы вы поступили в такой ситуации?

Слово учителя: На прошлом уроке вы рассказывали о том, как вы помогаете своим бабушкам. Но внимания и помощи ждут не только ваши родные и близкие. Не забывайте заботиться о чужих одиноких, больных, престарелых людях как позаботился мальчик из рассказа «Просто старушка». Иногда им помочь просто некому, нет родных или они очень далеко. а вам это не составит большого труда.

Рас­ска­зы Осе­е­вой за­став­ля­ют за­ду­мать­ся о таких ка­че­ствах, как доб­ро­та, вни­ма­ние, от­зыв­чи­вость, о том, что нужно де­лать доб­рые дела не на сло­вах, а на деле.

Каж­дый может со­вер­шать хо­ро­шие по­ступ­ки каж­дый день: по­иг­рать с млад­ши­ми, убрать по­су­ду, убрать иг­руш­ки и со­вер­шен­но не ждать за это на­гра­ды. А на­гра­дой ста­нут улыб­ки и доб­рые слова ваших близ­ких или тех людей, кому вы помогли.

5. Работа над пословицами (работа в парах).
-Выберите среди пословиц те, которые подходят к нашему рассказу, которые, по вашему мнению, выражают главную мысль рассказа.

- Почему? (Я считаю… Я думаю… Мне кажется…)


Пословиц на листочках (1 лист на 1 пару учеников)


1. Крепкую дружбу и водой не разольешь.
2. Красив тот, кто красиво поступает.

3. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

4. Друзья познаются в беде.
5. Кто скоро помог, тот дважды помог.

Самопроверка и объяснение смысла пословиц. СЛ


7.Зарядка для глаз.


VIII. Дидактическая игра «Капельки добра»

- Чего на земле больше: добра или зла?

- Может быть, нам помогут узнать весы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром” (дети называют добрый поступок и кладут свою “капельку”

 -Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра.


IX. Игра «Радиотеатр». Чтение по ролям. В РТ стр 36

- Поиграем в радиотеатр. Как вы думаете, сколько понадобится актёров для радиотеатра?

1) Распределение ролей. (Учащиеся работают в ТПО, с. 36.)
2) Пробы на роли.
-Как будем читать слова автора? (Выразительно, нейтрально)
-Как будем читать слова девочки? (С удивлением)
-Как будем читать слова мальчика? (С сильным чувством)

X. Итог урока (Формировать умение делать выводы, правильно высказывать свои мысли и оценивать свою работу)

1) -О каких человеческих качествах заставляют задуматься рассказы В.А. Осеевой? (о дружбе, о доброте, о заботе о пожилых людях.)
-Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?
-Будете ли вы ждать награды за сделанные вами добрые дела?


- Как вы думаете, мы достигли поставленной цели урока?

- И давайте, ребята, не будем забывать, что… (дети хором читают девиз урока «Жизнь дана на добрые дела»)

2) Работа со слайдом «Радуга» СЛ


XI. Рефлексия (подведение итогов урока).

- Наш урок подходит к концу.

- А сейчас оцените свою работу на уроке с помощью шкалы.

XII. Домашнее задание. СЛ

1.Чи­тать вы­ра­зи­тель­но рас­сказ «Хо­ро­шее» с ро­ди­те­ля­ми по ролям в ТПО с. 67;

2. Можно придумать продолжение рассказа; нарисовать рисунок к рассказу.

3. Скороговорку.


2) Выставление и комментирование отметок за работу на уроке.


3)Стихотворение читает учитель. СЛ

Добро нас греет и ласкает,

Его в избытке не бывает...

Добра чем больше отдаёшь,

Оно тем больше прибывает.


XIII. Просмотр социального видеоролика.



Добрым быть, совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются и взрослые и дети.


Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.

Согрей других теплом улыбки,
Делись советом и добром.
Дари любовь друзьям и близким,
И благодать наполнит дом!


Улыбка лечит от недуга.
И лучше понимать друг друга
Поможет. Так что улыбайся
Почаще всем и не стесняйся.


«Отдайте, люди, капельку добра!» —

Та истина, как мир, для нас стара!

До вечера с подарком не тяните!

Добро дарите с самого утра!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Андреева Наталя Владимировна

Дата: 29.04.2018

Номер свидетельства: 468025


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства