Филиал «Начальная общеобразовательная школа д. Мусихи» Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Суна Зуевского района Кировской области»
Н.Л. Широкова
д. Мусихи, 2016.
Общедидактическая цель – организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению новых знаний.
Этапы учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап | Приветствует, проверяет готовность учащихся к учебному занятию. | Приветствуют учителя, проверяют необходимые школьные принадлежности. |
- Доброе утро, детишки! Ясно солнышко проснулось, Из-за тучки улыбнулось, Луч Добра в наш класс послало И при этом прошептало: - На уроке не ленитесь! Уму-разуму учитесь! И добрее становитесь! | - Доброе утро! |
- Дневники, тетради, книжки Все на месте, ребятишки? | - Все на месте! Все в порядке! |
- Сели тихо. Начинаем. | Тихо садятся. |
Подготовительный этап | Контролирует правильность выполнения задания: - речевая разминка; - пальчиковая гимнастика; - дыхательная гимнастика; - артикуляционная разминка; - чистоговорная минутка; - Выручалки забираем И разминку начинаем- алфавит все повторяем, слоги весело читаем, в «магазин» не забываем. | По слоговой таблице повторяют алфавит. Читают слоги и собирают чистоговорку по слоговой таблице. Вот и солнышко взошло. Туча по небу плыла. Игра «Магазин» (игрушки) |
Проверяет правильность чтения слов. - А сейчас передохнем в «ляпки» дружно сыгранем. | Выходят к доске, читают слово, возвращаются на место, классифицируют слова, выделяя «лишние». Проверяют друг друга. – (хорошо) |
Проверяет домашнее задание. - После маленькой разминки отвечаем без запинки. | Читают по ролям домашнее задание. По желанию инсценируют. - стр. 70-72 |
3.Мобилизующий этап. | Предлагает определить тему урока. - Все прекрасно! Все в порядке! А вот здесь то что, ребятки? Открывает первую часть темы урока. - А сейчас попробуем определить название произведения. Открывает вторую часть темы урока и портрет автора (годы жизни). Помогает сформулировать тему урока. Помогает сформулировать цель урока. - Зная тему урока, давайте попробуем поставить цель урока, используя опорные записи: Цель урока: Познакомить с ж... и т… … … …; Учиться п…,ос…, в… и ??? произведение … … «… …» | Формулируют тему урока. Рассматривают цветок и пробуют установить имя, фамилию автора. - Надо буквы, соответствующие каждому лепестку, расположить в алфавитном порядке. - Части слов, записанные на лепестках, соединить. Соединяют записанные части слов, читают. - Сегодня мы будем знакомиться с творчеством Валентины Осеевой. Рассматривают записи, картинки и определяют название произведения, читают «3, 19, 7 3, 14, 6, 19, 20, 6.». - «Все вместе». - Будем знакомиться с творчеством Валентины Осеевой и ее произведением «Все вместе». Формулируют цель урока вместе с учителем, используя опорную запись. Цель урока: Познакомиться с жизнью и творчеством В.А. Осеевой Учится правильно, осознанно, выразительно читать и анализировать произведение В. Осеевой «Все вместе» |
Этап первичного восприятия. | Знакомит со сведениями из биографии автора (по частям) В.А. Осеева (1902-1959 гг.) В.А. Осеева родилась в 1902 году в Киеве. Отец ее работал на элеваторе, мать корректором в редакции газеты. В 1923 семья переехала в Москву, где В.Осеева начала работать в детской трудовой колонии для беспризорных. В течение 16 лет она работала в детских коммунах, колониях, детприемниках. Дети помогали обрести воспитательнице свое признание. Для них она придумывала и рассказывала длинные повести о Гражданской войне, красных командирах, писала и ставила с ребятами пьесы, изобретала игры. В 1934 году по инициативе воспитанников В.Осеева отнесла рассказ «Гришка» в редакцию газеты. А потом стали издаваться и другие ее произведения: рассказ «Бабка», «Васек Трубачев и его товарищи» и др. Со многими из них мы познакомимся на уроках. Заслуги педагога детских колоний для беспризорников в деле воспитания были отмечены Сталинской премией в 1951 году. В.А. Осеева пишет о детях, о человеческих качествах, о плохих и хороших поступках. Ее произведения заставляют думать «Мало уметь читать, надо уметь думать.» | Внимательно слушают и расшифровывают «14,1,13,16 21,14,6, 20, 30 25,10,20,1,21,30 15, 1,5,16 21,14,6,20,30 5,21,14,1,20,30» «Мало уметь читать, надо уметь думать» |
Проводит словарную работу, выслушивает ответы, направляет и объясняет. - В произведении В.Осеевой встретиться слово, значение которого нужно уточнить Проверяет правильность чтения слов | Читают слово и поясняют - Баловаться – шалить, забавляться или обращать в забаву что-нибудь серьезное. (см. «Толковый словарь», стр. 41) Правильно читают слова - стр. 72, 73 (по слогам – целыми словами) |
Помогает предопределить содержание произведения. - по названию, словам, картинкам определите, о чем будем читать? - кто из вас был ближе к истине, мы узнаем после прочтения произведения. | Предопределяют содержание произведения. Высказывают свое мнение. |
Читает рассказ «Все вместе» - стр. 73-75 | Внимательно следят и читают с учителем. |
Этап проверки первичного восприятия | Проверяет понимание прочитанного. - чья версия оказалась более точной? - прочитайте предложение, в котором сообщается о содержании произведения «Все вместе». - найдите в нем неточность, исправьте ее. - почему? | Ученики высказывают свое мнение. - был более точен …. - произведение В.Осеевой «Все вместе» о второкласснице Наташе, которая хотела подружиться, но у нее ничего не вышло, потому что…. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
| Показывает по музыку движения «Вместе с другом» | Выполняют вместе с учителем. |
Анализ произведения | Организует анализ произведения (диалог). - понравилось ли вам произведение? - каков жанр этого произведения? Обоснуйте свой ответ. - за что Наташе полюбилась Оля? (за веселые голубые глазки) - как понимала Оля, для чего надо дружить? (чтобы вместе баловаться) - как вы думаете, подружаться ли девочки? - какие взаимоотношения будут между ними? - как вы поступили бы на месте Наташи? - А что отела сказать В.Осеева в своем рассказе? Помогает понять главный смысл произведения. | Участвуют в диалоге, высказывая свое мнение. - это произведение – рассказ – небольшое произведение, в котором сообщается об оном событии. В нем небольшое количество действующих лиц (2). Высказывают разные мнения – проблема! (выборочное чтение) Пробуют сделать вывод о прочитанном. - чтоб тебе нашлись друзья надо самому уметь дружить – быть лучше, добрее, дружелюбнее и стараться помогать друзьям в трудный момент. - друзей не забывать. - друзьями и дружбой надо уметь дорожить. |
Творческая работа | Организует работу - а можно ли нам подружиться с героями произведения? - как? - почему в народе говорят? «с кем поведешься, от того и наберешься» «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» «у страха глаза велики» | Хотят подружиться с девочками - надо помочь им - Наташа, не спеши дружить с малознакомыми людьми. - Ольга, прислушайся к словам Наташи и попытайся быть добрее, лучше и больше творить добрых дел, а не только баловаться. Находят лишнюю пословицу, а из оставшихся выбирают ту, которая подходит к рассказу. |
Домашнее задание. | Обращается к выставке книг - герои В.Осеевой - ваши сверстники, которые совершают плохие и хорошие поступки. Автор предлагает нам поразмышлять над поступками героев и попытаться исправиться, стать чуть лучше, добрее, честнее, вежливее. Откройте эти книги и войдите в это веселый мир и подружитесь с героями рассказов. Дает домашнее задание. | Внимание детей обращено к выставке книг В. Осеевой. Записывают домашнее задание. Выразительно читать стр. 72-75 Найти и записать пословицы о дружбе Подготовить инсценировку. |
Итог урока. | Организует работу по подведению итогов урока. - сопоставьте цель и содержание работы на уроке, сделайте вывод. Дает оценку работы класса и каждого ученика на уроке. | Делают вывод о том, что узнали нового, чему учились. - познакомились с жизнью и творчеством В.Осеевой и ее произведением «Все вместе». - учились правильно, осознанно, выразительно читать и анализировать рассказ. - учились быть лучше, добрее, дружелюбнее. - учились дорожить дружбой и помогать друг другу. Оценивают свою работу и работу товарищей. |
Рефлексия. | Предлагает каждому ученику отразить результат собственной деятельности на уроке - от тепла и доброты распускаются цветы. А какой же наш цветок? Забирай, друг, лепесток. Отражает результат своей деятельности на уроке. | Отражают результаты собственной деятельности на уроке. Прицепляют кружок-магнит определенного цвета: - красного – понравилось на уроке; - желтого – не очень понравилось; - зеленого – совсем ничего не понравилось. |