Урок литературного чтения в 4 классе.С.В.Михалков, Ю.В.Сотник
Урок литературного чтения в 4 классе.С.В.Михалков, Ю.В.Сотник
Цель урока: расширить круг чтения учащихся
Задачи урока:
- формировать умение наблюдать над художественным словом, делать самостоятельные выводы, показать роль речевых характеристик в раскрытии характеров героев, роль детали, средств выразительности;
- развивать умение анализировать прозаическое произведение, вести диалог, формировать основную мысль произведения, развивать умение рассуждать, развивать исследовательские способности (умение сравнивать);
- привлечь внимание учащихся к вопросам, связанным с появлением сочувствия, уважения к другим людям и всему живому.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе.С.В.Михалков, Ю.В.Сотник»
Урок 100 Тема урока: Вн.чт. С.В.Михалков «Тридцать шесть и пять», Ю.В.Сотник «Гадюка»
Цель урока: расширить круг чтения учащихся
Задачи урока:
- формировать умение наблюдать над художественным словом, делать самостоятельные выводы, показать роль речевых характеристик в раскрытии характеров героев, роль детали, средств выразительности;
- развивать умение анализировать прозаическое произведение, вести диалог, формировать основную мысль произведения, развивать умение рассуждать, развивать исследовательские способности (умение сравнивать);
- привлечь внимание учащихся к вопросам, связанным с появлением сочувствия, уважения к другим людям и всему живому.
- Как вы думаете, для чего писатели пишут юмористические рассказы?
3. Проверка Д/З
- Один из таких рассказов вы должны были прочитать дома.
(опрос нескольких учащихся)
4. Работа по теме
- Чего только не придумают ребята.
- Можно ли их осуждать за это?
5. Работа по теме
1) С.В.Михалков «36,5»
Чтение и анализ
- На какую хитрость пошел мальчик, чтобы не идти в школу?
- Можно ли назвать это фантазией ребенка? Почему?
- Каким словом можно назвать этот поступок?
- Хорошо ли врать?
2) Ю.В.Сотник «Гадюка»
Подготовка к восприятию
- Герои его произведений – обыкновенные ребята, которые могли бы жить, а может быть, живут рядом с нами. Юрий Сотник – писатель с тонким чувством юмора, это вы, наверно, заметили. Смешное в рассказе писателя часто переходит в серьезное и наоборот.
Автор размышляет о том, какие качества необходимы человеку, чтобы построить добрые отношения со всеми окружающими. На эту тему вместе с писателем порассуждаем и мы.
Как вы думаете, о каких качествах идет речь? А какие качества мешают людям в отношениях друг с другом?
(Работа в группах, затем коллективное составление и запись в таблицу).
- Итак, в вагон входит мальчик. Что в его поведении необычного? Как это объясняет автор? (Мальчик двигался по вагону медленно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с нее глаз”. В сумке у Бори (так звали мальчика) находились “земноводные и пресмыкающиеся”.)
- Какова была реакция пассажиров на известие о том, что Боря везет “лягушек, жаб, ящериц, ужей”? Докажите текстом. Не забывайте о том, что вы тоже находитесь в этом поезде.
- Понравилось бы вам соседство таких животных? (Работа в парах, затем коллективное обсуждение и запись на доске.)
Пассажиры отреагировали по-разному.
Брезгливо
“бррр, какая мерзость”
Нервно
“старичок побарабанил пальцами по портфелю”
Настороженно
“гадов-то этих?”
Боязливо
“ужас какой”
Заинтересованно
“и долго ты их ловил?”
Отношение учащихся
- Какие же отношения сложились между случайными попутчиками? Какие качества этому способствовали?
- Но вот добросердечные отношения между пассажирами подвергаются испытанию. Какому?
Опережающее задание: выразительное чтение по ролям от слов “Уж возле головы пятнышки такие желтые имеет” до “Давай, давай, бабуся, эвакуируйся!”
- Ребята, как вы думаете, что чувствовал Боря в эти минуты? Найдите слова и словосочетания, рисующие переживания мальчика. (Работа в парах). (Мальчик был в смятении. Он испугался, ему было стыдно за себя, жалко змею, он не знал, что делать: “он вдруг умолк”, “лицо его приняло сосредоточенное выражение”, “Боря всхлипнул под лавкой”, “уши его окрасились в темно-красный цвет”, “на физиономии выступили капельки пота”.)
- Как вы считаете, в чем больше всего нуждался мальчик в эту минуту (представьте себя на его месте). (Боря нуждался в помощи, понимании, сочувствии.)
- Каждый из нас, оказавшись в трудной ситуации, вправе рассчитывать на понимание и сочувствие окружающих. А часто ли вы относитесь с пониманием к окружающим? Нашел ли Боря сочувствие среди пассажиров? Как они себя вели?
- Найдите в тексте ключевые слова, являющиеся самыми главными аргументами в защиту гадюки и Борьки? (“Сочувствие надо иметь”, “уважение к чужому труду”.)
5. Словарная работа.
(Ребята работают в парах с толковыми словарями, ищут словарные статьи слов “сочувствие”, “уважение”, записывают в тетрадь, на доске - Какие еще слова с приставкой со- всем известны? Что их объединяет?
6. Наблюдение над языком произведения. (Работа в группах.)
- В каких словах и поступках героев рассказа проявились те качества, о которых мы с вами говорили. Какие это слова? (Работа в группах: 1 – наблюдение над речью и поступками лейтенанта, 2 – рабочего, 3 – колхозницы). По итогам работы – составление таблицы (слайд № 5).
лейтенант
рабочий
колхозница
Его речь полна чувств, юмора, он готов помочь и мальчику и гадюке.
“Поищем гадюку?”
“Посмотрите на мальчика: ведь работал человек, трудился!”
Говорит четко, деловито, готов помочь мальчику, предлагает гадюку “поймать и отдать охотнику”
По-женски сетует, осознает опасность, но на деле тоже помогает мальчику, утверждая: “ведь тоже сочувствие надо иметь”.
7. Обобщение, выводы.
- Ребята, что вы можете сказать о пассажирах в начале рассказа? Что изменилось в финале? Сравните. Почему произошли перемены? (В начале рассказа перед нами разобщенные люди: “многие в вагоне спали”, “пассажиры исподтишка наблюдали”, “до появления Бори тишина нарушалась лишь постукиванием колес”, в финале рассказа: “до самой Москвы пассажиры вслух вспоминали свои ученические годы, и в вагоне было очень весело”. Люди сдружились, потому что сообща сделали доброе дело, проявили лучшие человеческие качества, а это всегда сближает даже очень разных людей.)
- Итак, ребята, давайте еще раз вспомним те качества, которые способствуют сближению людей, делают общение приятным, а жизнь счастливее
8. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание
Приложение
Я тебе помогу! Бедный котёнок, бездомный, несчастный Ёжась от ветра, сидит на снегу. Голод в желудке и холод ужасный; Мне бы помочь ему! Что ж я могу? Взять бы домой тебя – мама не пустит. Дать бы поесть тебе – нет ничего. Бедный котёнок несчастный и грустный, Жалко мне бросить тебя одного! В чём ты, скажи, провинился, бедняжка? Где твоя мама? Хозяин где твой? Бедный котёнок, ах, как тебе тяжко Сидеть одному здесь суровой зимой! Милый, пойдём, я найду тебе место – Мама не пустит, так другу отдам! А что с тобой станется тут, неизвестно, В снегу замерзать здесь тебе я не дам. Сколько на свете бездомных, несчастных Зверей и людей! Как им нужно помочь! Бедный котёнок, бездомный, несчастный, Ёжась от ветра, сидит на снегу . Голод в желудке и холод ужасный… Скажи же ему: «Я тебе помогу!»