kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 4 классе.С.В.Михалков, Ю.В.Сотник

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить круг чтения учащихся

Задачи урока:

-  формировать  умение наблюдать над художественным словом, делать самостоятельные выводы, показать роль речевых характеристик в раскрытии характеров героев, роль детали, средств выразительности;

-  развивать умение анализировать прозаическое произведение, вести диалог, формировать основную мысль произведения, развивать умение рассуждать, развивать исследовательские способности (умение сравнивать);

-  привлечь внимание учащихся к вопросам, связанным с появлением сочувствия, уважения к другим людям и всему живому.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе.С.В.Михалков, Ю.В.Сотник»

Урок 100 Тема урока: Вн.чт. С.В.Михалков «Тридцать шесть и пять», Ю.В.Сотник «Гадюка»

Цель урока: расширить круг чтения учащихся

Задачи урока:

- формировать умение наблюдать над художественным словом, делать самостоятельные выводы, показать роль речевых характеристик в раскрытии характеров героев, роль детали, средств выразительности;

- развивать умение анализировать прозаическое произведение, вести диалог, формировать основную мысль произведения, развивать умение рассуждать, развивать исследовательские способности (умение сравнивать);

- привлечь внимание учащихся к вопросам, связанным с появлением сочувствия, уважения к другим людям и всему живому.

Оборудование: компьютер, презентация, рисунки ребят, толковые словари.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение

- Каких писателей можно отнести к «веселым»?

- Почему мы даем им такую характеристику?

- Как вы думаете, для чего писатели пишут юмористические рассказы?

3. Проверка Д/З

- Один из таких рассказов вы должны были прочитать дома.

(опрос нескольких учащихся)

4. Работа по теме

- Чего только не придумают ребята.

- Можно ли их осуждать за это?

5. Работа по теме

1) С.В.Михалков «36,5»

Чтение и анализ

- На какую хитрость пошел мальчик, чтобы не идти в школу?

- Можно ли назвать это фантазией ребенка? Почему?

- Каким словом можно назвать этот поступок?

- Хорошо ли врать?

2) Ю.В.Сотник «Гадюка»

Подготовка к восприятию

- Герои его произведений – обыкновенные ребята, которые могли бы жить, а может быть, живут рядом с нами. Юрий Сотник – писатель с тонким чувством юмора, это вы, наверно, заметили. Смешное в рассказе писателя часто переходит в серьезное и наоборот.

Автор размышляет о том, какие качества необходимы человеку, чтобы построить добрые отношения со всеми окружающими. На эту тему вместе с писателем порассуждаем и мы.

Как вы думаете, о каких качествах идет речь? А какие качества мешают людям в отношениях друг с другом?

(Работа в группах, затем коллективное составление и запись в таблицу).

Помогают людям

Мешают людям

Доброта, сердечность, бескорыстие,
сочувствие, внимание, человечность

Эгоизм, зло,
равнодушие, мелочность

Анализ текста (беседа по содержанию).

- Итак, в вагон входит мальчик. Что в его поведении необычного? Как это объясняет автор? (Мальчик двигался по вагону медленно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с нее глаз”. В сумке у Бори (так звали мальчика) находились “земноводные и пресмыкающиеся”.)

- Какова была реакция пассажиров на известие о том, что Боря везет “лягушек, жаб, ящериц, ужей”? Докажите текстом. Не забывайте о том, что вы тоже находитесь в этом поезде.

- Понравилось бы вам соседство таких животных? (Работа в парах, затем коллективное обсуждение и запись на доске.)

Пассажиры отреагировали по-разному.

Брезгливо

“бррр, какая мерзость”

Нервно

“старичок побарабанил пальцами по портфелю”

Настороженно

“гадов-то этих?”

Боязливо

“ужас какой”

Заинтересованно

“и долго ты их ловил?”

Отношение учащихся

 

- Какие же отношения сложились между случайными попутчиками? Какие качества этому способствовали?

- Но вот добросердечные отношения между пассажирами подвергаются испытанию. Какому?

Опережающее задание: выразительное чтение по ролям от слов “Уж возле головы пятнышки такие желтые имеет” до “Давай, давай, бабуся, эвакуируйся!”

- Ребята, как вы думаете, что чувствовал Боря в эти минуты? Найдите слова и словосочетания, рисующие переживания мальчика. (Работа в парах). (Мальчик был в смятении. Он испугался, ему было стыдно за себя, жалко змею, он не знал, что делать: “он вдруг умолк”, “лицо его приняло сосредоточенное выражение”, “Боря всхлипнул под лавкой”, “уши его окрасились в темно-красный цвет”, “на физиономии выступили капельки пота”.)

- Как вы считаете, в чем больше всего нуждался мальчик в эту минуту (представьте себя на его месте). (Боря нуждался в помощи, понимании, сочувствии.)

- Каждый из нас, оказавшись в трудной ситуации, вправе рассчитывать на понимание и сочувствие окружающих. А часто ли вы относитесь с пониманием к окружающим? Нашел ли Боря сочувствие среди пассажиров? Как они себя вели?

- Найдите в тексте ключевые слова, являющиеся самыми главными аргументами в защиту гадюки и Борьки? (“Сочувствие надо иметь”, “уважение к чужому труду”.)

5. Словарная работа.

(Ребята работают в парах с толковыми словарями, ищут словарные статьи слов “сочувствие”, “уважение”, записывают в тетрадь, на доске - Какие еще слова с приставкой со- всем известны? Что их объединяет?

(Сострадание, соучастие, сопереживание, сотрудничество, сопричастность, содружество …,

6. Наблюдение над языком произведения. (Работа в группах.)

- В каких словах и поступках героев рассказа проявились те качества, о которых мы с вами говорили. Какие это слова? (Работа в группах: 1 – наблюдение над речью и поступками лейтенанта, 2 – рабочего, 3 – колхозницы). По итогам работы – составление таблицы (слайд № 5).

лейтенант

рабочий

колхозница

Его речь полна чувств, юмора, он готов помочь и мальчику и гадюке.

“Поищем гадюку?”

“Посмотрите на мальчика: ведь работал человек, трудился!”

Говорит четко, деловито, готов помочь мальчику, предлагает гадюку “поймать и отдать охотнику”

По-женски сетует, осознает опасность, но на деле тоже помогает мальчику, утверждая: “ведь тоже сочувствие надо иметь”.

7. Обобщение, выводы.

- Ребята, что вы можете сказать о пассажирах в начале рассказа? Что изменилось в финале? Сравните. Почему произошли перемены? (В начале рассказа перед нами разобщенные люди: “многие в вагоне спали”, “пассажиры исподтишка наблюдали”, “до появления Бори тишина нарушалась лишь постукиванием колес”, в финале рассказа: “до самой Москвы пассажиры вслух вспоминали свои ученические годы, и в вагоне было очень весело”. Люди сдружились, потому что сообща сделали доброе дело, проявили лучшие человеческие качества, а это всегда сближает даже очень разных людей.)

- Итак, ребята, давайте еще раз вспомним те качества, которые способствуют сближению людей, делают общение приятным, а жизнь счастливее

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание


Приложение

Я тебе помогу!
Бедный котёнок, бездомный, несчастный
Ёжась от ветра, сидит на снегу.
Голод в желудке и холод ужасный;
Мне бы помочь ему! Что ж я могу?
Взять бы домой тебя – мама не пустит.
Дать бы поесть тебе – нет ничего.
Бедный котёнок несчастный и грустный,
Жалко мне бросить тебя одного!
В чём ты, скажи, провинился, бедняжка?
Где твоя мама? Хозяин где твой?
Бедный котёнок, ах, как тебе тяжко
Сидеть одному здесь суровой зимой!
Милый, пойдём, я найду тебе место –
Мама не пустит, так другу отдам!
А что с тобой станется тут, неизвестно,
В снегу замерзать здесь тебе я не дам.
Сколько на свете бездомных, несчастных
Зверей и людей! Как им нужно помочь!
Бедный котёнок, бездомный, несчастный,
Ёжась от ветра, сидит на снегу .
Голод в желудке и холод ужасный…
Скажи же ему: «Я тебе помогу!»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок литературного чтения в 4 классе.С.В.Михалков, Ю.В.Сотник

Автор: Герасимова Майя Редревна

Дата: 29.10.2017

Номер свидетельства: 435204


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства