kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 4 классе Г.Х.Андерсен "Чайник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это второй урок по произведениям Г.Х.Андерсена. Урок построен по стурктуре уроков "Теории Познания" в рамках "Обогащённой программы" с использованием мыслительных структур и приёмов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе Г.Х.Андерсен "Чайник"»

Урок литературного чтения по произведению Г.-Х.Андерсен. «Чайник». 4 класс

Александрова Неля Фаритовна,

учитель начальных классов первой квалификационной категории средней школы №3 г.Бугульмы

Аннотация

Это второй урок по произведениям Г.-Х.Андерсена. На первом уроке дети познакомились с биографией писателя, прочитали произведение «Пятеро из одного стручка» и поработали с текстом произведения.

В соответствии с целями урока было определено содержание и структурные компоненты учебного занятия. Мой урок построен по структуре уроков «Теории Познания» в рамках «Обогащённой программы» с использованием мыслительных структур и приёмов.

На этапе «Актуализации» я актуализировала имеющиеся у обучающихся знания, постаралась пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, а также их речевую активность. С этой целью я использовала мыслительные приёмы «СИ-ФИНК-УАНДЭ» и «ГЕНЕРАТИВНЫЙ ВОПРОС».

На этапе рефлексии ребята обобщили материал и подвели итог при помощи мыслительного приёма «800 рублей САМЭРИ». 

Для решения воспитательной цели урока мною были использованы воспитательные возможности содержания сказки, в ходе работы над которыми я попыталась направить детей к правильному выбору ими нравственных ориентиров.

Цели:

1) образовательные: познакомить обучающихся со сказкой; учить прогнозировать содержание произведения, объяснять значение незнакомых слов, провести анализ художественного произведения, продолжить работу над совершенствованием навыков осознанного чтения;

2) развивающие: воспринимать на слух художественное произведение, определять героев произведения, сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различное, давать характеристику героев произведения.

3) воспитательная: помочь раскрытию истины о том, что главное в человеке его душа.

Планируемые результаты:

предметные: знание зарубежной литературы, определение её особенностей, знание, какие писатели и поэты создают эти произведения, в чём заключается талант читателя, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица главного героя, самостоятельное составление рассказов о герое, используя авторский текст;

метапредметные:

регулятивные (Р.) – формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, оценивание своей работы на уроке;

познавательные (П.) – высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев;

коммуникативные (К.) – ответы на вопросы учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения;

личностные (Л.) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, находить выход из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г Горецкий; мультимедийный проектор, аудиозапись сказки Г.-Х.Андерсена, выставка книг.

Тип урока: работа с художественным текстом.

Технология: структура урока соответствует «Теории Познания» в рамках «Обогащенной программы».

Приёмы: «СИ-ФИНК-УАНДЕ», «ГЕНЕРАТИВНЫЙ ВОПРОС», «800 РУБЛЕЙ САМЭРИ».




Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.





1. Вводное (вступительное) слово учителя.

- На предыдущих уроках мы познакомились со сказкой Андерсена «Пятеро из одного стручка». Напомните, о чём эта сказка? Мы продолжаем с вами путешествовать по сказкам Г.-Х.Андерсена. А значит, к нам опять приходит Книга.

На доске слайд. (Слайд 1).

1.Индивидуальная работа - 3 минуты. СИ-ФИНК-УАНДЭ

-Запишите ответы на следующие вопросы:

1.Что ты видишь?

2.Что ты об этом думаешь?

3.Что ещё хотел бы об этом узнать?

Ответы детей.

– Зачем нужны книги?

– Может ли отдельный человек обойтись без книг? А всё человечество?

– Может ли наступить такое время, когда человек скажет:

«Я уже всё знаю, всему научился, всё постиг – книги больше не нужны!» ГЕНЕРАТИВНЫЙ ВОПРОС

Ответы детей.

2.Речевая разминка.

(Слайд 2)

-Прочитайте самостоятельно.

Когда-то я была в большом почёте,

Как сложно было вам меня достать!

Жаль, что сейчас к компьютеру идёте-

Теперь он вам отец, сестра и мать.

Я вкусно пахла типографской краской.

Мой каждый лист вам пальчики ласкал.

Но наплевать всем на любовь и ласку,

Дороже мониторчика оскал.

Смирилась я. Грустя, стою на полке.

Ну, где же он, мой интеллектуал?

Одета модно я, бываю в шёлке.

Так посещай меня и стар, и мал.

Со мною сразу станете добрее,

Во мне живёт страниц моих душа.

Ведь я навязываться не умею,

Я просто жду на полке не спеша.

З.Маркина

-Прочитайте медленно (с ускорением, с замедлением темпа, выразительно).

-Как вы поняли содержание стихотворения?

-Что хотел до нас донести автор?

Обратимся к выставке книг – произведений Г.-Х.Андерсена.

-Какие сказки вам уже знакомы? Какие вы ещё не прочитали?

1.Отгадайте загадку. (Слайд 3.)

Хоть задрал он кверху нос,

Но это вовсе не всерьёз.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет – убедится.

(Чайник.)

-Назовите отгадку. (Это чайник.) (Слайд 4)

-Как вы думаете, почему наш урок начался с загадки о чайнике?

-О чём может быть произведение с таким названием?

-Определите задачи урока.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: кратко пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на интерактивной доске.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.



Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.



II.Работа по теме урока.

1.Чтение сказки «Чайник». Можно прослушать аудиозапись.

-Понравилась ли сказка? Какими впечатлениями хотелось бы поделиться?

2.Словарная работа.

-Какие слова и выражения вам были непонятны? Давайте попробуем их объяснить. (Слайд 5.)

Изящный – отличающийся тонкой и строгой соразмерностью и красотой.

Добротный – хорошего качества, прочный.

Биография – описание чьей-нибудь жизни.

Блаженство – полное и невозмутимое счастье, наслаждение.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

III.Физминутка

Физминутка «Чайник - ворчун».

Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд, (шагаем на месте)

Я всем на показ выставляю живот, (руки на пояс, повороты туловища влево - вправо)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (хлопаем в ладоши)

- Эй, люди, я с вами почайпить хочу! (прыжки на месте)


IV.Продолжение работы по теме урока.

1.Выборочное чтение сказки.

-Как автор относится к чайнику?

-Какие знаки препинания использует автор?

-Почему он употребил так много восклицательных знаков?

-Каким мы увидели чайник в начале сказки? Зачитайте.

(Дети зачитывают и доказывают: живое существо, он говорит о своих достоинствах и не хочет говорить о недостатках, он гордый и т.д.)

-Чем гордится чайник? (Внешним видом.)

-Какой у него был недостаток? Как он об этом сам говорит? Зачитайте.

-О чём рассуждает? Как о себе говорит?

-Что вы узнали о чайнике из воспоминаний, рассказанных повествователем? (Он гордый, высокомерный, заносчивый, хвастливый, себялюбивый.)

-Какая беда приключилась с чайником? Зачитайте. (Его уронили, отбили ручку, он потерял красоту, перестал быть главным.)

-Какие переживания испытывает чайник? (Он одинок, он калека.)

-Какие олицетворения использует автор? Зачитайте.

-Какие перемены происходят в жизни чайника?

-Почему луковица становится подарком?

-Каким образом возродился чайник к жизни?

-Какая новая неудача подстерегает героя?

-Какие чувства испытывает чайник?

-Определите жанр этого произведения. (Сказка.)

-Какая сказка? (Авторская.)

-Почему эта сказка авторская?

-От чьего имени ведётся повествование?

-Назовите особенности волшебной сказки.

-На какого героя из русских сказок похож чайник из этой сказки? (Заяц-хваста, колобок)

2.Работа с пословицами. Работа в паре. (Слайд 6)

-Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Какие из них можно отнести к нашей сказке?

  • Хвастун вреднее моли.

  • Якал, якал, а потом заплакал.

  • Не будь пригож, а будь пригоден.

  • Выше головы носа не поднимай.

  • Высоко взлетел, а сел в курятник.

-О чём эта сказка?

-Какова её главная мысль.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V.Рефлексия.

1.Самостоятельная работа обучающихся.

Я предлагаю вам написать небольшое изложение из 20 слов. Каждое слово стоит 40 рублей. Итого вы можете заработать 800 рублей.

Напишите ответ на вопрос: чему нас учат сказки Андерсена. «800 РУБЛЕЙ САМЭРИ»

(Слайд 7.)

2.Листочки прикрепить на «парковке». (Слайд 8.)


VI.Домашнее задание.

Прочитать сказку, подготовить её пересказ.

Придумайте, подражая Андерсену, свою историю о каком-нибудь предмете. (Слайд 9.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения в 4 классе Г.Х.Андерсен "Чайник"

Автор: Александрова Неля Фаритовна

Дата: 27.08.2017

Номер свидетельства: 426415


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства