Станислав Жуковский «Плотина»
Холст, масло. 74x103 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Описание картины Жуковского С.Ю. «Плотина» На своей картине «Плотина» Жуковский С.Ю. изобразил деревенский пейзаж. В центре произведения – широкая речная плотина. Вода в ней холодная и прозрачная. Уже началась оттепель, поэтому вода давно не покрыта льдом, а на крышах близлежащих домов растаял снег. То тут, то там из-под снега просматривается промёрзшая земля. По кругу плотина ограждена деревянными досками и забором из брёвен, который препятствует потоку воды.
Рядом с плотиной находится небольшая захудалая деревенька. Низкие самодельные деревянные домики с широкой крышей напоминают сюжеты из детских сказок. На фоне серых стен чётко выделяются белые оконные рамы. Возле одного из домишек стоит несколько запряженных лошадей, ожидая своего хозяина. Позади деревенских домов виднеется заснеженный холм. На нём растут многолетние ели и тополя. Посадка плавно переходит в лес. Небо заволокло кучевыми серо-белыми облаками, и нет даже намёка на солнечный лучик. Кое-где, небольшими кусочками слегка пробивается голубизна. Возможно, скоро снова пойдёт снег.
В прозрачной воде реки чётко отражаются дома, ели и даже небо. Автор очень реалистично сумел изобразить всю красоту отражения в воде, используя нечёткие, размытые мазки. В целом картина художника вызывает какое-то спокойствие и умиротворение. Возможно, этому способствует ожидание приближающейся весны и надежда на то, что холода скоро уйдут, и начнётся совершенно новая жизнь.
****************
Одним из проникновенных лирических пейзажистов Серебряного века (конец XIX – начало XX веков) был Станислав Юлианович Жуковский. Все его творчество принадлежало "Союзу русских художников". Он был среди тех, кто в пейзажной живописи начала XX столетия сказал новое слово о природе России. В самом простом, обыкновенном мотиве он всегда находил нечто прекрасное и удивительное для себя.
Такова его картина "Плотина" 1909 года. Существует три близких друг другу произведения с подобным авторским названием. Одно из них, выполненное темперой и акварелью, находится в Костроме. Данная работа была показана на VII выставке "Союза русских художников".
Оказалось, что пейзаж имеет свой реальный прообраз – это мельница на проточном озере Меглыч в селе Всехсвятское Тверской губернии. Сегодня от мельницы осталась только запруда. Избушка сгорела.
Разрослись березы и ели, не изменились лишь очертания стройной сосны справа. О том, что Жуковский писал "Плотину" именно здесь, рассказывали местные старожилы. Они вспоминали художника, который целыми днями сидел за мольбертом вблизи мельницы у плотины. Об этом стало известно по всей округе. Крестьяне, привозившие зерно на помол, привыкли и не удивлялись его присутствию.
В своей работе художник обратился к одному из самых излюбленных мотивов ранней весны с тающим снегом, с островками рыжей земли, с тонкими прозрачными ветвями деревьев. Он стремился показать жизнь пробуждающейся природы и выразить движение наступающих в ней перемен. Это видно в рыхлых, как бы скользящих с пригорка пластах снега, освобождающих землю от зимнего покрова. Заметны изменения и в стремительном полете облаков, и в колеблющихся отражениях талой воды, и в колышущихся под ветром ветвях берез, и в весеннем влажном воздухе.
Серебристый колорит картины рождает ощущение серого пасмурного дня, когда свет скользит по предметам, не давая резких теней. Это скольжение света Жуковский подчеркивает напряженностью мазка и видоизменением цвета на каждом участке, создавая впечатление вибрации воздуха. Тончайшие веточки берез словно тают в фиолетовой дымке на фоне клубящихся облаков. Сани и лошадки то смотрятся четкими силуэтами, то теряются среди полутонов и оттенков уже оттаявшей части берега. Трепетная жизнь природы передается бесчисленными переливами отражений движущихся облаков. В этом замкнутом уголке природы все изменчиво, все тает, струится, сливается воедино, все нераздельно.
Работа с учебником.
– Почему краски такие неяркие? – спросил Миша Иванов.
Сумеешь объяснить это Мише?
Краски неяркие, поскольку изображается конец зимы – начало весны: серо-коричневые домики, тёмная зелень хвойных деревьев, желтовато-коричневый цвет песчаной почвы, свободной от белого снега, белый снег и серо-белое небо – вот и все цвета, которые может предложить это время года. Небо всё затянуто белёсыми тучами-облаками. Очень робко, нитевидно просматривается голубое небо.
– Почему некоторые линии как бы волнистые? – спросила Таня Перова. –Будто они чуть-чуть дрожат?
Можешь ответить на Танин вопрос?
Волнистые линии подчёркивают хрупкость деревьев, стоящих без листьев, зыбкое отражение в воде, а также особое состояние весеннего воздуха: он прозрачный и вместе с тем как будто пронизан идущими от земли вибрирующими струйками пара.
Можно вспомнить строчки из стихотворения Алексея Константиновича Толстого:
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли…
Как художник создает впечатление движения воздуха?
Это впечатление создаётся за счёт колеблющихся, вибрирующих, волнистых, как будто дрожащих, линий.
Какие фрагменты пейзажа убеждают тебя в том, что это зимний пейзаж, что ещё холодно?
Снег лежит; небо мутное, серо-белёсое, тревожно холодное; краски холодные, неяркие.
А видно ли, что зима уже на исходе? Что помогает тебе почувствовать приближение весны?
О весне напоминает изображение речки, освободившейся от снега и льда. Вода ещё чёрная и кажется очень холодной, но это уже вода, а не лёд. О весне напоминает и желтоватая песчаная почва, а также желтовато-оранжевые брёвна деревянного домика. Яркие полосы и пятна жёлто-коричневого и жёлто-оранжевого цветов напоминают о солнце и вторгаются в общую холодную цветовую гамму, которая состоит из белых пятен и полос, а также светло-серых и тёмно-серых, тёмно-зелёных и коричнево-зелёных тонов.
- Давайте послушаем пьесу «Ручеёк в лесу» Антона Аренского, – сказала Анишит Йокоповна. – Это пьеса из цикла «24 характеристических пьесы для фортепьяно». Сочинение № 36.
– А теперь послушаем Прелюдию Соль мажор № 5 Сергея Рахманинова, – предложил Михаил Потапович.
- В каком из этих музыкальных произведений тебе удалось услышать музыку воды? А какая пьеса, с твоей точки зрения, лучше передает впечатление наступающей весны?
Первое из этих музыкальных произведений позволяет услышать журчание лесного ручейка, а второе создаёт впечатление наступающей весны.