Урок литературного чтения по теме В.Осеева "Сыновья".
Урок литературного чтения по теме В.Осеева "Сыновья".
Урок литературного чтения во 2 классе(УМК "Начальная школа 21 века") по теме В.Осеева "Сыновья" позволит сформировать у учащихся умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне, показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме В.Осеева "Сыновья".»
Урок литературного чтения УМК «Начальная школа 21 века», 2 класс
Тема. В. Осеева «Сыновья».
Цели: создать условия для ознакомления учащихся с произведением В. Осеевой «Сыновья», способствовать формированию умения анализировать художественное; показать актуальность темы, затронутой автором; развивать навыки нравственного оценивания поступков, работы в группах; способствовать формированию умения определять основную мысль произведений, развитию навыков правильного и осознанного чтения, содействовать воспитанию честности, ответственности за свои поступки
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты
Предметные:
1. Совершенствовать умение понимать главную мысль литературного произведения.
2. Формировать основы анализа художественного текста, исходя из принципа единства формы и содержания.
3. Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
4. Развивать умение находить изобразительно - выразительные средства языка и понимать их роль.
Метапредметные
Познавательные УУД
- совершенствовать умение работать с текстом
-формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы
Регулятивные УУД
-формировать умение концентрировать внимание
-закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание
Коммуникативные УУД
-формировать умение работать в группе.
-учить приёмам представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы
Личностные
- Формировать положительную мотивацию к обучению
- Создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету
- Формировать чувство самоуважения у учеников
- Продолжить формирование адекватной самооценки обучающихся
- Расширять словарный запас детей.
- Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный - Скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока?
- Каким вы хотите его видеть?
II. Актуализация знаний.
– Мы продолжаем знакомство с разделом «Семья и я». Что же такое семья?
(Семья – это дом, папа и мама, бабушки и дедушки, это любовь и забота...)
– C произведениями какого жанра мы уже познакомились в этом разделе?
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
(Мы познакомились с произведением С.Аксакова «Моя сестра»)
- О чём этот рассказ?
- Какое чувство вызвал у вас этот рассказ?
- Какова основная мысль этого рассказа?
III. Постановка учебной задачи
Отгадывание загадок.( 2 слад)
Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня.
(Мама.)
Маме на радость, папе в награду
Он появился – наследник, отрада –
Родной, несмышленый, пуговки-глазки –
Ему все вниманье, забота и ласки.
(Сын.)
– О ком мы сегодня будем читать на уроке?
– Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями о семье: познакомимся с героями, дадим им характеристику, будем учиться выражать свое отношение к ним. Рассмотрим еще один рассказ о семье – «Сыновья» В. Осеевой.
– Этот рассказ написала замечательная писательница В. Осеева (показывает портрет).
– Знакома вам эта фамилия?
– Какие произведения этого автора вы читали?
Сообщение об авторе. (3-4 слайд)
В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой, но эта мечта ее не осуществилась, она 16 лет работала воспитателем в детской коммуне для беспризорников. В свободное время она сочиняла стихи, сказки, короткие рассказы. Она любила придумывать игры.
– Цель нашего урока – познакомиться с произведением и увидеть позицию автора через образы и поступки героев.
Постановка задач.(5 слайд)
Задачи:
1. Объяснить соответствие заглавия содержанию.
2. Найти в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям.
3. Сравнить героев и проанализировать их поведение с точки зрения морали. 4. Выразить свое отношение к героям, мотивируя ответы.
4. Работа с пословицей.(6 слайд)
Всякой матери своё дитя мило.
- Определите жанр. (Пословица)
-Что такое пословица?
(Пословица – произведение фольклора, которое имеет поучительный смысл. Пословица учит, осуждает, одобряет, утверждает, наставляет)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Давайте узнаем, как эта пословица связана с рассказом Валентины Осеевой «Сыновья».
IV. Работа по теме урока.
1.Первичное чтение произведения ( Чтение хорошо читающим учеником).
2. Беседа после чтения.
- Как называется произведение? Кто автор? Определите жанр. (Рассказ)
Моделирование обложки.( 7 слайд)
– Заинтересовал ли вас этот рассказ?
– О чем он?
– Посмотрите на картинку ( 8 слайд) и скажите, что делает каждый из мальчиков и где его мама?
- Подумайте, почему старичок увидел только одного сына.
– Чего не сделали два мальчика?
– Почему же мамы их так хвалят?
3. Словарная работа.(8 слайд)
Ловок да силен, никто с ним не сладит – никто не может его победить.
Поет как соловей – звонко, красиво
V. Физкульминутка
Мамам дружно помогаем:
Сами в тазике стираем.
И рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки.
(Наклоны вперед, движения руками, имитирующие полоскание.)
Через двор растянем ловко
Для одежды три веревки.
(Потягивания – руки в стороны.)
Светит солнышко-ромашка,
Скоро высохнут рубашки.
(Потягивания – руки вверх.)
VI. Работа по теме урока. Анализ художественного произведения.
Повторное чтение. (Самостоятельное чтение учащимися про себя).
Обобщающая беседа.
-Что говорили женщины о своих сыновьях? Прочитайте.
-Все ли мамы расхваливали своих детей? (Нет)
- Как вы думаете почему? (3-я мама была очень скромной, и ей неудобно было это делать).
- Все мамы очень добры к своим детям, они гордятся их успехами, даже если им самим тяжело, потому что в этот момент не думают о себе.
- Видим ли мы заботу о маме первого сына?
- Заботится ли о маме второй сын?
- О чём говорит поступок третьего сына?
- Кто, по мнению старичка, настоящий сын?
- Что вы сами можете сказать о третьем мальчике?
(Он очень сильный – вон какие тяжелые ведра несет. Он не только мамин помощник, но и очень добрый и отзывчивый.)
- Что еще можно о нем сказать? (Он такой же скромный, как и его мама)
- Подумайте, которая из матерей самая счастливая?
- Что нужно делать, чтобы мама была довольной и счастливой?
(Помогать маме во всем, делить с ней заботы).
Рассмотрите иллюстрацию. Найдите подходящие к ней слова в тексте.
– Давайте вернёмся к пословице: «Всякой матери свое дитя мило».
– Подходит ли она к рассказу «Сыновья» (Да)
Работа в парах «Собери пословицу».
С матерью жить - горя не знать.
Сердце матери лучше солнца греет.
О любви к маме говорят дела, а не слова.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Не спеши языком, торопись делом.
- Какая из данных пословиц подойдёт к рассказу В.Осеевой «Сыновья»?
(О любви к маме говорят дела, а не слова).
- Подумайте, эта пословица учит, осуждает, осуждает, одобряет, утверждает или наставляет?
5. Работа в группах.
Каждой группе предлагается составить проект дел в помощь маме.
Дети зачитывают свои проекты дел. Оценка работы групп учителем.
VII. Рефлексия.
- Чему хотела научить В.Осеева , написав для вас рассказ «Сыновья»?
- Какие выводы можно сделать по прочитанному?
- Какие задачи ставили перед собой?
- Удалось ли их решить?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Кто доволен своей работой?
- У кого не всё получилось?
- Кто ничего не понял?
Домашнее задание: с.79-80, чтение по ролям (9 слайд)