Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме В.А. Жуковский "Солнце и Борей"»
Урок 15
Тема.Жуковский В. А. Солнце и Борей.
Цель.Формирование у учащихся коммуникативной компетентности путем усвоения доступного и необходимого объема знаний по языку обучения, освоения всех видов речевой деятельности и приобретения определенного социального опыта.
Басня – это иносказательный, аллегорический рассказ, в котором есть нравоучение.
Басня – это иносказательный труд. К иносказанию сочинители обращаются тогда, когда высмеять напрямую какой-либо злободневный порок или действие нельзя по тем или иным причинам. Именно в этом случае нас и выручает басня.
Каких баснописцев вы знаете?
Какова структура басни, что её отличает от обычного стихотворения? (Басня имеет 2 части: повествование и мораль)
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Давайте вспомним, что такое акростих? (греч. akrostichis -буквально краестишие), графический приём, вследствие которого начальные буквы строктекста (реже слоги или слова) складываются в слово или осмысленную форму. Складывающиеся из вертикального ряда букв слова могут либо указывать на автора или адресата произведения либо на название произведения.
Прочитайте акростих и угадайте название басни, с которой мы сегодня познакомимся.
Б.....Борьба ведётся с давних пор, О.....О том - сильнее кто? - На спор Р.....Решил Эол - бог ветра грозный Е.....Ещё сильней и виртуозней Й(И)..Измыслить новый свой поход,-
И.....И тем установить рекорд:
С.....Сорвать безжалостной рукой О.....Одежду с хрупких плеч долой... Л.....Лютует шквал в слепой надежде, Н.....Но лишь плотней прижав одежду, Ц.....Ценой усилий Человек Е.....Ещё свой ускоряет бег...
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Знакомство с писателем
В.А. Жуковский родился в 1753 году в Тульской губернии. Отец его, А.И. Бунин, был помещиком этой деревни, а мать - пленной турчанкой. Василий Жуковский получил отчество и фамилию от друга Буниных, Андрея Григорьевича Жуковского. Семью Буниных незадолго до рождения будущего поэта постигло страшное горе: в короткое время из 11 человек умерло шестеро, включая и единственного сына, обучавшегося в то время в лейпцигском университете. Мария Григорьевна, убитая горем, в память о своем сыне решила взять новорожденного в свою семью и воспитать его как своего собственного сына
Вскоре мальчик стал любимцем всей семьи. В возрасте 14 лет Василий поступил в университетский пансион города Москвы. Он проучился в нем 4 года. Пансион не давал обширных познаний, однако под руководством преподавателей ученики нередко собирались для чтения своих литературных опытов. В периодических изданиях печатались лучшие из них. Учился сначала в Туле потом в Москве, в пансионе при университете.
Добрый, честный, отзывчивый Жуковский располагает к себе людей, помогает многим писателям, которые в этом нуждаются.
Жуковский был другом Пушкина. Он был старше, и был учителем в поэтических начинаниях Пушкина. Они затеяли спор, кто лучше перескажет стихами народные сказки. У Пушкина есть «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а у Жуковского «Спящая царевна». У Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о царе Берендее» у Жуковского, Кто же победил в этом споре? Как вы считаете?
Жуковский признал свое поражение и подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
А. С. Пушкин посвятил ему такие строки:
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
Сбылись ли предсказания А. С. Пушкина?
Пробуждать в сердцах людей добрые чувства и мысли было постоянной заботой поэта Василия Андреевича Жуковского. Он помог выкупить из крепостного рабства великого украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко.
Словарная работа.
В названии басни есть слово «Борей». Знакомо ли оно вам?
Боре́й (др.-греч. Βορέας, Βοῤῥᾶς «северный») — в греческой мифологии олицетворение северного бурного ветра.
Как в современном варианте может называться басня? (Солнце и северный ветер)
Проблематичный вопрос
Кто из вас может предположить, о чём будет эта басня?
Первичное восприятие басни.
Подготовка к чтению
Оживляешь
Сравнишься
Продолжаешь
Расхвастался
Путешественник
Оживлённый
Безрассудный
Самовластной
Самостоятельное чтение басни.
Прочитайте произведение. Подумайте, почему оно считается басней.
Анализ басни
Сколько частей в произведении? Прочитай. Докажи.
Сколько персонажей в басне?
Кому из персонажей присущи такие качества, как хвастливость, задиристость, сила, жестокость, спокойная рассудительность, доброта, нежность.
Какие слова и выражения помогают уяснить характер героев?
ФИЗМИНУТКА
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива.
Мучается бедный ослик,
Что сначала съесть, что после?
Впереди крыжовник зреет,
Позади малина спеет.
Голоден до полусмерти.
Ослик головою вертит.
Слева - свекла.
Справа - брюква,
Слева - тыква,
Справа - клюква.
Снизу свежая трава
Закружилась голова.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Выборочное чтение
Найдите строки, которые можно подписать к иллюстрациям. Прочтите их.
Определение морали басни
Какова мораль — нравственный вывод, наставление, нравоучение — этого произведения?
Зачем поэт противопоставляет солнце и ветер?
Попробуйте передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
Какие недостатки встречаются у людей, высмеивающиеся в басне?
Выразительное чтение басни в лицах
Нам предстоит прочитать басню в лицах. Сколько действующих лиц будет при чтении? (слова Солнца, слова Борея, слова автора)
Прочитайте басню выразительно.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразительное чтение басни В. А. Жуковского
ИТОГ УРОКА
С творчеством какого писателя вы сегодня познакомились?
Какую новую басню вы сегодня узнали?
Что для вас было открытием? (Для меня было открытием то, что...)