kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения по теме В.А. Жуковский "Солнце и Борей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по учебнику Джежелей О. В. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме В.А. Жуковский "Солнце и Борей"»

Урок 15


Тема. Жуковский В. А. Солнце и Борей.

Цель. Формирование у учащихся коммуникативной компетентности путем усвоения доступного и необходимого объема знаний по языку обучения, освоения всех видов речевой деятельности и приобретения определенного социального опыта.

познакомить детей с басней В.А. Жуковского;

отрабатывать навыки выразительного осознанного чтения;.

развивать умение работать над иллюстрацией;

обогащать словарный запас;

развивать память, речь, внимание.


Ход урока

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

Прозвенел звонок весёлый

     Мы начать урок готовы

     Будем слушать, рассуждать

     И друг другу помогать!  

  1. АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Работа с иллюстрациями

  • Рассмотрите иллюстрации к произведениям.

  • Назовите эти произведения и их автора

    1. Беседа

  • Вспомните, что такое басня?

  • Басня – это иносказательный, аллегорический рассказ, в котором есть нравоучение.

Басня – это иносказательный труд. К иносказанию сочинители обращаются тогда, когда высмеять напрямую какой-либо злободневный порок или действие нельзя по тем или иным причинам. Именно в этом случае нас и выручает басня.

  • Каких баснописцев вы знаете?

  • Какова структура басни, что её отличает от обычного стихотворения? (Басня имеет 2 части: повествование и мораль)


  1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

  • Давайте вспомним, что такое акростих?
    (греч. akrostichis -буквально краестишие), графический приём, вследствие которого начальные буквы строктекста (реже слоги или слова) складываются в слово или осмысленную форму. Складывающиеся из вертикального ряда букв слова могут либо указывать на автора или адресата произведения либо на название произведения.

  • Прочитайте акростих и угадайте название басни, с которой мы сегодня познакомимся.

Б.....Борьба ведётся с давних пор,
О.....О том - сильнее кто? - На спор
Р.....Решил Эол - бог ветра грозный
Е.....Ещё сильней и виртуозней 
Й(И)..Измыслить новый свой поход,-

И.....И тем установить рекорд:

С.....Сорвать безжалостной рукой
О.....Одежду с хрупких плеч долой...
Л.....Лютует шквал в слепой надежде,
Н.....Но лишь плотней прижав одежду,
Ц.....Ценой усилий Человек
Е.....Ещё свой ускоряет бег...


  1. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    1. Знакомство с писателем

  • В.А. Жуковский родился в 1753 году в Тульской губернии. Отец его, А.И. Бунин, был помещиком этой деревни, а мать - пленной турчанкой. Василий Жуковский получил отчество и фамилию от друга Буниных, Андрея Григорьевича Жуковского. Семью Буниных незадолго до рождения будущего поэта постигло страшное горе: в короткое время из 11 человек умерло шестеро, включая и единственного сына, обучавшегося в то время в лейпцигском университете. Мария Григорьевна, убитая горем, в память о своем сыне решила взять новорожденного в свою семью и воспитать его как своего собственного сына

Вскоре мальчик стал любимцем всей семьи. В возрасте 14 лет Василий поступил в университетский пансион города Москвы. Он проучился в нем 4 года. Пансион не давал обширных познаний, однако под руководством преподавателей ученики нередко собирались для чтения своих литературных опытов. В периодических изданиях печатались лучшие из них. Учился сначала в Туле потом в Москве, в пансионе при университете.

Добрый, честный, отзывчивый Жуковский располагает к себе людей, помогает многим писателям, которые в этом нуждаются.

  • Жуковский был другом Пушкина. Он был старше, и был учителем в поэтических начинаниях Пушкина. Они затеяли спор, кто лучше перескажет стихами народные сказки. У Пушкина есть «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а у Жуковского «Спящая царевна». У Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о царе Берендее» у Жу­ковского, Кто же победил в этом споре? Как вы считаете?

  • Жуковский признал свое поражение и подарил Пушкину свой порт­рет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

  • А. С. Пушкин посвятил ему такие строки:

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль…

  • Сбылись ли предсказания А. С. Пушкина?

  • Пробуждать в сердцах людей добрые чувства и мысли было постоянной заботой поэта Василия Андреевича Жуковского. Он помог выкупить из крепостного рабства великого украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко.

    1. Словарная работа.

  • В названии басни есть слово «Борей». Знакомо ли оно вам?

Боре́й (др.-греч. Βορέας, Βοῤῥᾶς «северный») — в греческой мифологии олицетворение северного бурного ветра. 

  • Как в современном варианте может называться басня? (Солнце и северный ветер)

    1. Проблематичный вопрос

  • Кто из вас может предположить, о чём будет эта басня?

    1. Первичное восприятие басни.

    2. Подготовка к чтению

Оживляешь

Сравнишься

Продолжаешь

Расхвастался


Путешественник



Оживлённый

Безрассудный

Самовластной

    1. Самостоятельное чтение басни.

  • Прочитайте произведение. Подумайте, почему оно считается басней.

    1. Анализ басни

  • Сколько частей в произведении? Прочитай. Докажи.

  • Сколько персонажей в басне?

  • Кому из персонажей присущи такие качества, как хвастливость, задиристость, сила, жестокость, спокойная рассудительность, доброта, нежность.

  •  Какие слова и выражения помогают уяснить характер героев?


  1. ФИЗМИНУТКА

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива.

Мучается бедный ослик,

Что сначала съесть, что после?

Впереди крыжовник зреет,

Позади малина спеет.

Голоден до полусмерти.

Ослик головою вертит.


Слева - свекла.

Справа - брюква,

Слева - тыква,

Справа - клюква.

Снизу свежая трава

Закружилась голова.


  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

  1. Выборочное чтение

  • Найдите строки, которые можно подписать к иллюстрациям. Прочтите их.

  1. Определение морали басни

  • Какова мораль — нравственный вывод, наставление, нравоучение — этого произведения?

  • Зачем поэт противопоставляет солнце и ветер?

  • Попробуйте передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

  • Какие недостатки встречаются у людей, высмеивающиеся в басне?

  1. Выразительное чтение басни в лицах

  • Нам предстоит прочитать басню в лицах. Сколько действующих лиц будет при чтении? (слова Солнца, слова Борея, слова автора)

  • Прочитайте басню выразительно.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  2. Выразительное чтение басни В. А. Жуковского

  3. ИТОГ УРОКА

  • С творчеством какого писателя вы сегодня познакомились?

  • Какую новую басню вы сегодня узнали?

  • Что для вас было открытием? (Для меня было открытием то, что...)

Зарайская Л.В. 22.10.2016 Северодонецк



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок литературного чтения по теме В.А. Жуковский "Солнце и Борей"

Автор: Зарайская Людмила Викторовна

Дата: 22.10.2016

Номер свидетельства: 351372


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства