Предмет | Литературное чтение |
Класс | 2 |
Тип урока | Знакомство с новым произведением |
Тема | Л. Пантелеев «Трус» |
Цель | Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой. |
Задачи | 1. Развивать предметные умения: - прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации. - ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл при прослушивании и чтении про себя, - определять главную мысль произведения, - этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения, - находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, описание героев), заданную в явном виде, - задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, - составлять характеристику персонажа, - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст, - различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка). 2. Формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты). 3. Формировать УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; давать оценку (осознавать качество и уровень усвоения); осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД); - осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). |
Оборудование | - учебник «Литературное чтение. 2 класс», 2 часть, стр.110-111. Автор: Э.Э. Кац. - приложения 1, 2, 3, 4 - карточки со словами, предложениями - презентация к уроку |
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (метапредметные) |
I. Работа с текстом до чтения |
1. Мотивация учебной деятельности (3 мин) | - Наш урок я начну со стихотворения Сергея Михалкова «Сила воли». Читает стихотворение (приложение 1). - Что помогло герою стихотворения справиться с трусостью? - Воля – это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. - Сила воли - черта характера человека, в зависимости от уровня которой человек может управлять своими поступками. - Поднимите руки, кто боится темноты. - Думаю, что пример нашего героя вам поможет справиться с этим страхом. Вывешивает на доске таблички: СИЛА ВОЛИ ТРУСОСТЬ ? - Чем же ещё можно «вылечить» трусость, об этом мы узнаем из произведения Леонида Пантелеева. | - Сила воли. | Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения), заданную в явном виде. | |
2. Антиципация (прогнозирование содержания) (3 мин) | - Откройте учебник на стр. 110 и прочитайте название произведения, которое мы сегодня будем читать. - Посмотрите на иллюстрацию. - Кого можно назвать трусом: мальчика или девочку? - Почему вы так решили? - Чего боится мальчик? Предположите. - А чью удочку держит девочка? - Как удочка оказалась у неё? - Кто помог или что помогло мальчику справиться с трусостью? Предположите. | - Трус. - Мальчика. - У него испуганное лицо, он держится за куст. - Воды, …. - Наверное, эта удочка мальчика. - Мальчик ловил рыбу, и удочка упала в воду. А он боится слезть вниз и достать удочку. - Девочка, … | Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации. | |
3. Постановка цели (2 мин) | - Проверим наши предположения. - Давайте уточним, какие предположения нам нужно проверить. Помогает ученикам при затруднении. Записывает на доске схематично. Например: ТРУС - МАЛЬЧИК МАЛЬЧИК БОИТСЯ ВОДЫ ДЕВОЧКА ПОМОГЛА СПРАВИТЬСЯ С ТРУСОСТЬЮ | - Что трус – мальчик…… | | Принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). |
II. Работа с текстом во время чтения |
1. Чтение текста с использованием приёма «диалог с автором» (5 мин) | Организует работу с текстом (приложение 2). Текст читает учитель. | Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором». | Ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл при прослушивании и чтении про себя. Задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них. | |
2. Обобщающая беседа (3 мин) | - Какие наши предположения оправдались при чтении? Обращает внимание на карточки на доске. - Что испытывал мальчик, когда девочка взяла его удочку? - Можно ли сказать, что жадность помогла мальчику справиться с трусостью? На доске вывешивает табличку: СИЛА ВОЛИ ТРУСОСТЬ ЖАДНОСТЬ - Произведение какого жанра мы читали: сказку или рассказ? - Докажите. | - Трусом оказался мальчик. - Девочка помогла ему справиться с трусостью. - Жадность. - Можно. - Рассказ. - Нет сказочных героев, нет троекратных повторов, …. | Участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст. Различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка). | |
III. Работа с текстом после чтения |
1. Концептуальная беседа (7 мин) | - Почему рассказ автор назвал «Трус», а не «Жадина»? - Определить, кто прав, нам поможет следующее задание. - О чём главным образом хотел сказать автор? Выберите верное предложение и покажите номер этого предложения на пальчиках. 1. Не нужно быть жадным. 2. Не нужно смеяться над другими. 3. Учитесь бороться со своими страхами. 4. Не нужно брать чужую удочку. Текст задания на листочках. Фиксирует на доске № выбранных предложений. Организует фронтальную работу по выбору верного предложения. Например: - Какие предложения мы точно не выберем? Уточняет, почему не выберем эти предложения. - Остались предложения 1 и 3. - Какое первое чувство испытал мальчик: трусость или жадность? - А справиться с трусостью помогла жадность? Так? - Следует ли из этого, что верное 3-е предложение? - А жадность – хорошее качество человека? - Что вы можете предложить мальчику, чтобы он смог побороть свой страх? | - Я считаю, что автор назвал рассказ «Трус», потому что … Возможны разные ответы. - 2, 4. - Трусость. - Да. - Да. - Нет. Возможные ответы: - Записаться в спортивную секцию. - Найти друга, который покажет пример, как прыгнуть вниз. | Участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст. Определять главную мысль произведения. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами. | Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты). |
2. Составление характеристики героя (15 мин) | - В рассказе у нас два основных героя: мальчик и девочка. - Предлагаю вам поработать самостоятельно и составить характеристику героев, используя таблицу вас на парте (приложение 3). Мальчики составляют характеристику мальчика, а девочки составляют характеристику девочки. Проводит инструктаж по выполнению задания. Организует фронтальную проверку. - Предлагаю оценить свою работу. - Если вы смогли ответить полностью на все 5 вопросов, поставьте отметку «5». Если смогли ответить на 4 вопроса, поставьте отметку «4». Если смогли ответить на 3 вопроса, поставьте отметку «3». - Поднимите руки, кто поставил отметку «5». - Поднимите руки, кто поставил отметку «4». - Эти ученики после урока сдадут свою работу. Если моя отметка совпадёт с вашей, я поставлю её в журнал. | Самостоятельно выполняют задание на листочках (приложение 3) 5 минут. По 2 человека (мальчика и девочки) озвучивают свою работу. По заданным критериям оценивают свою работу, ставят отметку. | Составлять характеристику персонажа. Этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения. Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, описание героев), заданную в явном виде. | Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). Осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД). Давать оценку (осознавать качество усвоения) (Регулятивные УУД). |
3. Творческое задание (2 мин) | - Дома предлагаю вам пересказать текст от лица одного из героев: - мальчика, - девочки, - отца девочки. - Чтобы получить отметку «5», нужно соблюдать следующие требования (приложение 4). Показывает пример пересказа от лица одного из персонажей. | | Рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц. | Осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД). |
IV. Рефлексия учебной деятельности (5 мин) |
| - С каким произведением мы сегодня работали на уроке? - Кто автор данного произведения? - Что мы учились делать на уроке? - Оцените данные умения, используя таблицу. Объясняет, как выполнять задание. - Поднимите руки, кто сам может определить жанр произведения. - А кому нужна помощь учителя или одноклассников? Аналогично другие умения. | - Трус - Леонид Пантелеев Если затрудняются, то могут воспользоваться таблицей (приложение 5). Оценивают перечисленные умения, используя таблицу. | | Давать оценку (осознавать уровень усвоения) (Регулятивные УУД). |
Дело было в Крыму. Один приезжий мальчик пошёл на море ловить удочкой рыбу. А там был очень высокий, крутой, скользкий берег. Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные острые камни и испугался. Остановился – и с места не может сдвинуться: ни назад, ни вниз. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и дышать боится.
А внизу, в море, в это время рыбак ловил рыбу. И с ним в лодке была девочка, его дочка. Она всё видела и поняла, что мальчик трусит. Она стала смеяться и показывать на него пальцем.
Мальчику было стыдно, но он ничего не мог с собой сделать. Он только стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко. Он даже снял кепку и стал ею махать около своего носа.
Вдруг подул ветер, вырвал у мальчика из рук удочку и бросил её вниз. Мальчику было жаль удочки, он попробовал ползти вниз, но опять у него ничего не вышло. А девочка все это видела. Она сказала отцу, тот посмотрел наверх и что-то сказал ей.
Вдруг девочка спрыгнула в воду и зашагала к берегу. Взяла удочку и пошла обратно к лодке. Мальчик так рассердился, что забыл всё на свете и кубарем покатился вниз.
– Эй! Отдавай! Это моя удочка! – закричал он и схватил девочку за руку.
– На, возьми, пожалуйста, – сказала девочка. – Мне твоя удочка не нужна. Я нарочно её взяла, чтобы ты слез вниз.
– А это мне папа сказал. Он говорит: если трус, то, наверно, и жадина.
1. Пересказ текста должен быть подробным.
2. При пересказе не пропускать основных событий, не нарушать их последовательность.
3. Пересказ текста должен быть от лица одного из героев (мальчик, девочка, отец девочки).