Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения на тему: "Стихи о маме. М.Исаковский. Памяти моей матери, Р.Гамзатов. Мама".»
Тема: Стихи о маме. М.Исаковский. Памяти моей матери, Р.Гамзатов. Мама.
Класс: 4
Урок № 99
Цель: создание условий для осознания каждым ребенком необходимости, добрых взаимоотношений с мамой.
Задачи:
погрузить младшего школьника в мир дум, забот, радости и переживания матери;
помочь ребенку глубже понять состояние матери в определенных ситуациях и может быть взглянуть на свое отношение к маме с другой стороны;
обогатить духовный опыт ребенка.
Оборудование: компьютер, музыкальные композиции о маме, кроссворды, открытки в виде сердечек из гофробумаги, пословицы о поговорки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Мне хочется начать нашу встречу с отрывка известной детской песни (Песня из к/ф "Мама"; муз. Ж. Буржоа, Темистокле Попа сл. Ю.Энтина) У: О ком мы сегодня поговорим? (О маме)
А сейчас закройте глаза и послушайте стихотворение Н.Саконской «Разговор о маме».
От чистого сердца
Становятся строже
Простыми словами
В морщинках глаза.
Давайте, друзья,
Но стоит с повинной
Потолкуем о маме.
Прийти головою-
Мы любим её,
Изчезнут морщинки,
Как хорошего друга,
Умчится гроза.
За то, что у нас
За то, что всегда
С нею всё сообща,
Без утайки и прямо
За то, что когда
Мы можем доверить
Нам приходится туго,
Ей сердце своё
Мы можем всплакнуть
И просто за то,
У родного плеча.
Что она- наша мама,
Мы любим её и за то,
Мы крепко и нежно
Что порою
Любим её!
-Мама, мамочка. Ребята, произнесите эти слова. Что вы почувствовали?
Догадались о ком пойдет речь на уроке?
А теперь мы поиграем в игру, в которой вы постарайтесь произнести это слово гордо!
II) Формулировка цели (в форме проблемного вопроса). Фаза вызова интереса.
– Постараемся ответить на главный вопрос: Моя мама для меня – …
Игра "Мама"
Кто пришёл к тебе с утра Кто сказал: "Вставать пора!" Мама!
Завтрак кто с утра сварил? Чаю в чашку кто налил? Мама
Кто косички вам заплёл? Целый дом один подмёл? Мама
Кто тебя поцеловал, Когда в школу провожал? Мама
А теперь все вместе.
Кто ребячий любит смех? Кто на свете лучше всех? Мама!
III.Основная часть
А) Работа с пословицами и поговорками.
Мама - самый дорогой и любимый человек на земле. У каждого она одна. И у каждого она лучше всех, добрее всех, а потому- прекраснее всех на свете. Она разделит твоё самое горькое горе и отдаст свою радость всю без остатка, а если потребуется, не пощадит жизни во имя твоего спасения.
- А вы знаете народные пословицы и поговорки о маме? Сейчас проверим.
Учащиеся делятся на две группы при помощи команды «на первый-второй рассчитайся!».Пословицы разрезаны на две части и приклеены на доску беспорядочно. Команды под музыку собирают все части по смыслу.
Мать кормит детей, /как земля - людей.
Родную мать /никем не заменишь.
Сердце матери /лучше солнца греет.
Птица радуется весне, /а мать деткам.
Ребенок без матери - /что стол без скатерти.
Материнская ласка /конца не знает.
При солнце тепло, /а при матери добра.
Для матери ребенок /до ста лет детенок.
Нет лучше дружка,/ чем родимая матушка.
Птица радуется весне, /а мать - деткам.
Сестра плачет, что ручей течет;/ мать плачет, что река льется.
Материнский гнев, что весенний снег;/ и много выпадет, да скоро растает.
Учащиеся объединяются в группы тем же способом. И в течении минуты
- Наработайте правила заботливого отношения к самому близкому человеку, к маме.
(Дети работают в группах. Возможные варианты:
всегда помогайте маме
мойте посуду, делайте уборку, поливайте цветы
не обижайте маму ни словом, ни делом
не пререкайтесь с мамой, не ссорьтесь
не огорчайте плохой учёбой и поведением
внимательно относитесь к маме
не стесняйтесься проявлять свою заботу и любовь к ней
чаще повторяйте слова любви и благодарности
старайтесь, как можно чаще доставлять маме радость… )
Представление детьми своей работы.
V) Закрепление изученного.
Самое прекрасное слово на земле- мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце- в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным.
И сколько бы ни было тебе лет- пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
А) Работа в парах.Кроссворд.
А какой подарок больше всего понравиться любой женщине? (Цветы)
Сейчас проведем соревнование, какая группа быстрее отгадает кроссворд.
1. Холод, все сады пусты.
Ну какие тут цветы? Но у нас назло морозу В марте продают :
2. Когда заколосится рожь, Ты без труда меня найдешь. Я скромный полевой цветок, Мне дали имя :.
3. На полянке у реки Гордо держат стебельки, Как фарфоровые чашки, Белоснежные :.
4. Нередко льются слезы У тех, кто рвет руками :.
5. Золотой и молодой за неделю стал седой, А денечка через два облысела голова.
6. В тихой заводи реки, Трепеща, как поплавки, На воде лежат пушинки - Темно-желтые :
7. Ковер цветастый на лугу, налюбоваться не могу. Надел нарядный сарафан красивый, бархатный :
Б) Изготовление открытки.
Вы любите подарки?
Вы часто своим мамам делаете подарки? Какие подарки вы делаете?
. Маме будет приятно получить от вас признание в любви в свой праздник. Мы подарим ей открытку в виде сердца с пожеланием.
Посмотрите на всех женщин, все они разные, а слова для них одинаково прекрасны. Слово «мама» одно из самых древних на Земле, и звучит оно на все языках мира одинаково нежно и ласково. Во многих странах отмечается День матери. Люди поздравляют своих мам, приезжают, дарят им подарки, благодарят, устраивают праздники. И вы тоже подготовьте сюрприз для своих мам.
VII. Итог урока
- Что нового вы открыли в себе, в своих чувствах к маме? Поделитесь своими мыслями.