Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения"Литература зарубежных стран"»
Литература зарубежных стран (обобщающий урок)
Цель деятельности учителя: создать условия для повторения и обобщения пройденного материала, проверки ЗУН по изученным темам.
Тип урока: контроль и коррекция знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:научатся: оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; получат возможность научиться: проверять себя, сверяя свой ответ с текстом; самостоятельно оценивать свои возможности.
Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные: проявляют художественно-эстетический вкус, эстетические потребности, ценности на основе опыта прослушивания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
методы и формы обучения: формы: фронтальная, индивидуальная; методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; презентация; черный ящик (горошина, лоскуток сети, веретено), костюмы для действующих лиц (две короны, кокошник, картонный меч, маски волка и мухи, черная повязка на глаз, серьга из фольги).
организационная структура урока
I. Постановка темы, цели урока.
– Сегодня мы проведем урок-обобщение по сказкам зарубежных писателей, выполним много интересных заданий, даже сами попробуем инсценировать сказку.
II. Работа по теме.
1. Узнай сказку.
Дети читают отрывок из сказки, называют автора и название сказки.
«Принцессу поместили на кухне. С первого же дня прислуга стала над ней грубо насмехаться. Однако понемногу к ней привыкли. К тому же она работала очень усердно, и хозяйка не позволяла ее обижать». (Шарль Перро «Ослиная шкура».)
«Сестры очень удивились. Но они удивились еще больше, когда она вынула из кармана второй башмачок и надела его на другую ногу». (Шарль Перро «Золушка».)
«Пойдем, петушок, с нами в город Бремен и станем там уличными музыкантами. Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на балалайке играть, кот будет петь и на скрипке играть, собака петь и в барабан бить, а я петь и на гитаре играть». (Братья Гримм «Бременские музыканты».)
«Первая фея наделила ее красотой, вторая подарила доброту, третья – ум. Три другие феи дали ей способности чудесно петь, танцевать и играть на всех музыкальных инструментах. Неожиданно среди всеобщего веселья раздался резкий смех, и посреди зала возник черный силуэт. Это была старая фея, злая и некрасивая, которую король и королева не пригласили на праздник». (Шарль Перро «Спящая красавица».)
«В саду протекала речка, а у самого ее берега было топкое болото. Здесь-то, в болотной тине, и жила старая жаба со своим сыном. Сын был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь как и его мать, старая жаба». (Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».)
«Милый мой король, вы мне велели, чтоб взяла я с собой из замка самое что ни на есть для меня дорогое да любимое; но нету для меня ничего дороже и милее на свете тебя, – вот я и взяла тебя вместе с собой». (Братья Гримм «Умная дочь крестьянская».)
2. Третий лишний.
– Из трех объектов к определённой сказке выберите один лишний и объясните, почему.
3. Черный ящик.
• С помощью этого предмета принц определил, настоящая принцесса или нет.
• Благодаря этому предмету все уснули на сто лет.
• Этим предметом укуталась дочь крестьянина, прежде чем прийти к королю.
4. Иллюстрация к сказке.
– Определите по иллюстрации сказку и автора.
• «Синяя борода», Ш. Перро.
• «Умная дочь крестьянская», Ш. Перро.
• «Русалочка», Г.-Х. Андерсен.
• «Кот в сапогах», Ш. Перро.
• «Бременские музыканты», братья Гримм.
• «Спящая красавица», Ш. Перро.
• «Принцесса на горошине», Г.-Х. Андерсен.
• «Золушка», Ш. Перро.
5. Опорные слова.
По опорным словам дети определяют сказку.
Физкультминутка «Мы артисты».
– Сегодня мы будем слушать сказку про Ивана-царевича. Но вам придется не только слушать ее, но и показывать. Выберем исполнителей. Итак, сказка начинается.
«Жили-были Царь и Царица. Жили они в любви и согласии. И была у них дочка-красавица, которую они очень любили. Звали ее Царевна.
Царевна выходит, садится рядом с родителями.
Царь и Царица часто гладили Царевну по голове и никогда не бранили. А у Царевны был жених – Иван-царевич.
Выходит Иван и гордо прохаживается перед зрителями.
Был он юноша бравый, сильный и героический. Он часто приезжал в гости к своей невесте верхом на Сером Волке.
Иван «верхом» на Сером Волке мчится к Царевне и садится рядом.
Сядет, бывало, Иван-царевич рядом с Царевной, глядит на нее – не наглядится. Возьмет, бывало, Царевну за белы рученьки, смотрит на нее – не насмотрится. Часто Иван-царевич рассказывал Царевне о своих подвигах – как он дрался браво и героически. Расскажет и уедет верхом на Сером Волке.
Иван уезжает на Сером Волке.
Но вот однажды ворвался во дворец к Царю и Царице злой Соловей-разбойник со своими разбойниками.
С криком врывается банда разбойников и пугает присутствующих.
Разбойники сначала напугали всех, а потом похитили Царевну – схватили ее и утащили в дремучий лес.
Сцена похищения.
Иван-царевич, ни о чем ни подозревая, прискакал на Сером Волке во дворец Царя, а там родители рыдают навзрыд. Родители все ему рассказали. Иван-царевич сел на Серого Волка и поскакал в дремучий лес освобождать Царевну.
Скачет к трем деревьям.
Долго ли, коротко ли скакал Иван-царевич, наконец увидел разбойников. Он бесстрашно налетел на них. Разбойники испугались и убежали. Затем Иван-царевич взял Царевну за руку, сел вместе с ней на Серого Волка и поскакал в царский дворец. Царь и Царевна стали обнимать дочку, целовать ее. А Царь сказал: «Раз ты спас ее, то женись!» И устроили они пир на весь мир. Тут и сказке конец, а кто ее поставил – молодец.
6. Кроссворд.
Вопросы:
1. Сказка «Красная…» (Шапочка.)
2. В какой город отправились осел, петух, собака и кот? (Бремен.)
3. Что потеряла Золушка на балу? (Туфелька.)
4. Сказка «Синяя…» (Борода.)
5. Какой предмет велел король спрятать от дочери? (Веретено.)
6. Какой предмет нашли в земле отец с дочерью, перекапывая землю? (Ступка.)
7. Кто перехитрил людоеда? (Кот.)
8. Драгоценный металл, из которого был сделан гусь. (Золото.)
9. Жених Дюймовочки, который ненавидел Солнце. (Крот.)
10. Что положили под перину принцессе? (Горошина.)
III. Итоги урока. Рефлексия.
– Какой раздел вы сегодня изучили?
– С каким настроением уходите с урока? Что больше всего понравилось на уроке?
– Оцените свою работу на уроке.
– Продолжите предложение:
• Мне было интересно…
• Мне захотелось…
• Я узнал, что…
• У меня получилось…
Домашнее задание: выполнить рисунок к понравившейся сказке.