kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения "К.Паустовский. "Прощание с летом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инегрированный урок литературного чтения по программе "Система общего развития Л.В. Занкова" с использование элементов  Продуктивных технологий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "К.Паустовский. "Прощание с летом"»

Хасанова А.Ф.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 12, г. Тобольск

3 класс

Урок литературного чтения по программе «Система общего развития Л.В. Занкова»

с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения

Тема: К. Паустовский «Прощание с летом»

Цель:  знакомство с творчеством К.Г. Паустовского; развивать умение понимать прочитанное, выделять главное, сравнивать, обобщать, расширять словарный запас учащихся;

Задачи: 1. развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

2. развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

3. развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

4. по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

5. высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

6. воспитывать любовь к русской литературе, бережное отношение к природе, нравственные качества личности.

7. развивать речь, память.

8. Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД: осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.

Регулятивные УУД: принимать учебную ситуацию; умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД: умение: строить устные высказывания; формулировать проблему и её решение; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; подробно пересказывать небольшие тексты; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работать в паре.

Формы организации деятельности: фронтальная, парная.

Оснащение урока: ноктюрн Ф. Шопена «Первый снег» (фотозарисовка), презентация, «карта мысли» (индивидуальная), проект.

Этап урока.

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Применяемая структура

Примечание

1.Организационный момент


- Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на работу. Сегодня у нас гости. Давайте им покажем, как мы работаем на уроках литературного чтения.

Настрой на работу, доброе пожелание

Приветствие друг друга.






2. Постановка целей

- У вас на столах лежат карточки, поставьте плюсик в первой графе, какие вы цели ставите на начало урока. А в конце урока мы вернемся и посмотрим, достигли ли вы эти цели.

Карточка личных достоинств

Я хотел бы достичь

У меня получилось

Работать старательно и активно



Читать внимательно



Отвечать по своей инициативе



Порадоваться за товарища




Формулировка задания


Выполнение задания в «Карте – мысли»


Слайд 1

3. Актуализация знаний учащихся

- Приходилось ли вам, замечать, как уходит лето, с чего начинается осень, наблюдать за первым снегом.

-А мне кажется, что и да, и нет.

-Приход зимы — это красота природы, и в этом ее особенность, необычность, новизна.

-И увидеть, найти эту красоту в обычном очень важно.

- Хочу предложить вашему вниманию ноктюрн «Первый снег» Ф.Шопена.

-Нужны здесь слова? Конечно, нет — музыка и фотоискусство рассказали сами за себя.

Формулировка задания.

На доске названия видов искусств:




структура ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН  «встать – сесть».


Слайд 2

3. Определение темы урока.


-А проза может быть поэтической и лирической?

Картину художника мы воспринимаем зрительно, музыку слушаем. А сегодня мы будем наблюдать, можно ли услышать картину, изображенную в прозаическом тексте?

В конце урока мы должны дать ответ на этот вопрос.

Определите тему урока.

Формулирование задания

Формулирование темы урока


Слайд 2

4. Работа с «Картой –мысли»

Работа с карточкой (Приложение 1)

1. У вас на столах лежат карточки.

2. В столбике «до» поставьте «+», если вы согласны с утверждением «- » если не согласны.

3. Работаем самостоятельно, используя имеющиеся знания.

Формулировка задания

Подведение учащихся к формулированию темы урока.

Дети отмечают в карточках утверждения.

Выполняется структура A/R Guide


Слайд 3

5. Рассказ о К.Г.Паустовском

1.Откройте учебники на с. 123.

Сегодня мы с вами будем читать отрывок из произведения Константина Георгиевича Паустовского «Прощание с летом». С этим писателем нас познакомят одноклассники.

Рассказ учениками о Константине Георгиевиче Паустовском (Приложение 2).

- Знакомство с выставкой книг.


Рассказывают ученики 4 ученика


Слайд 4

6.Физминутка

Цель: создать активную ситуацию для активизации мыслительной деятельности, комфортные условия, отдыха

1.Стряхнули с себя лень и усталость.

2. Потянулись к звездным далям.

3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.

4. Улыбнулись друзьям и солнышку.

5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами.

Выполнение задания вместе с учащимися

Проводят ученики.

Выполнение упражнения

структура ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение


7. Работа с текстом









1. Прочитайте название произведения.

- Можно ли предположить о чем пойдет речь в рассказе?

- подберите синонимы к слову «прощаться».

2. Чтение 1 части (1 абзаца) учителем.

- От какого ощущения проснулся автор? (странного ощущения).

- Как назвал автор тишину? (мертвая). Почему? (Умер дождь)

-Давайте попробуем заменить другими словами (затих, успокоился).

Как называется такой литературный прием? (олицетворение).

Вывод: автор использует олицетворение для создания образов

- Автор увидел или услышал картину? Запишите одним словом . ТИШИНА (мертвая)

3. Чтение 2 картины – 2 3-учениками.

Прочитайте, следующую картину?

А теперь прочитайте, какую картину увидел автор за окном. (Дети прочитывают вторую часть.)

А какое чувство было у него, когда он наблюдал природу?

Дети. — Удивление. Изумление. Восторг!

— Эти чувства он выражает в словах: «Значит, за два часа Так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады Заворожила стуЖа».

— А еще автор необычно и красочно описывает небо: «В туманном небе на Головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее Переливался желтоватый круг».

4. Чтение 3 части – про себя учениками.

Прочитайте следующий абзац - третью картину.

-Автор увидел или услышал картину. Подтвердите словами из текста «Через окно я увидел…».

- Что мог он услышать (Как закачалась ветка и с нее посыпался дождь).

- А я хочу обратить внимание всех на последнее предложение в этой картине: «Потом все стихло». Значит, раз автор так пишет, он что-то слышал.

-А давайте подумаем, что мог слышать автор?

- И как птица поднялась и улетела. И то, как снег падал с елки. Автор говорит, что он похож на «стеклянный дождь», и мне кажется, что Паустовский слышал, как этот дождь сыпался, шуршал и позванивал, как стеклышки.

4. Чтение 4 части. - 7 учеников.

-Как воспринял Рувим («Первый снег очень к лицу земле»).

- С кем сравнивает автор Землю (застенчивая невеста).

- А почему? (земля нарядная). (эпитет)

- Что сказал о первом снеге дед Митрий?

- Почему трудно было оставаться дома?

5. Чтение 5 части. По цепочке.

- Почему писатель говорит «день, будто дремал»?

(изредка падали снежинки, все тихо, безмолвно).

ВЫВОД

А этот текст художественный или простая информация о зимнем явлении природы?

— Конечно, художественный! Здесь столько «рисующих» слов! И даже звуков!

Текст весь построен на чувствах и ощущениях! В нем картины можно не только увидеть, но и услышать.

А теперь скажите: этот текст — поэзия или проза?

— Это проза. — Здесь нет рифмы и ритма.

Но чем он похож на поэзию? — Да, похож чувствами: в тексте автор передает не только картины зимы, но и свое чувственное отношение к ним.

В отрывке много говорится о чувствах и ощущениях, как и в стихах.

А мы уже говорили, что проза может быть поэтической и лирической.

Вот мы вышли еще на одну особенность творчества этого писателя: его рассказы не только отличаются живописными картинами, но и особенным лиризмом.

Да, теперь вы сами убедились, что мир в рассказах Паустовского особенный: он звучащий, поющий и говорящий, картины здесь как бы рассказывают сами за себя.

Формулировка задания




Мертвая тишина











Снежно и безмолвно












Серая птица











Нарядная земля





Дремлющий день




СХЕМА на доске.


ТЕКСТ

Художественный

Проза

Поэтическая

Лирическая
















Наклеивают: кота, ходики






Наклеивают луну








Серая птица (сойка)



Стая снегирей, гроздья рябины.


Слайд 5














Слайд 6

8. Вывод

А теперь вернитесь к утверждениям (таблица), прочитайте тему, и сделайте вывод.

- Да, картину, изображенную в прозе, можно услышать.

Автор подбирает специальные средства, чтобы картина зазвучала.

В этом тексте больше звуковых ощущений, чем зрительных.

Работа с карточкой (Приложение 1)

1. У вас на столах лежат карточки.

2. В столбике «после » поставьте «+», если вы согласны с утверждением «- » если не согласны.

3. Работаем самостоятельно, используя имеющиеся знания.

Формулировка задания

Подведение учащихся к формулированию темы урока.

Дети отмечают в карточках утверждения.

Выполняется структура A/R Guide


Слайд 7

8. Домашнее задание.

С. 123 -125, читать.

1. Подготовить пересказ.

2. Выучить наизусть наиболее понравившийся отрывок.

3. Написать отзыв о своем впечатлении от прочитанного отрывка.

Объяснение домашнего задания

Дети записывают задание в дневниках.


Слайд 8

10. Итог урока. Рефлексия.




Карточка личных достоинств

Я хотел бы достичь

У меня получилось

Работать старательно и активно



Читать внимательно



Отвечать по своей инициативе



Порадоваться за товарища




Обращение внимания на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке



Слайд 9











Приложение 1.

______________________

Карта - мысли.

1.

Карточка личных достоинств

Я хотел бы достичь

У меня получилось

Работать старательно и активно



Читать внимательно



Отвечать по своей инициативе



Порадоваться за товарища









2.

До

Утверждение

После


1. Проза может быть поэтической и лирической.



2. Картину, изображенную в прозаическом тексте, можно увидеть и услышать


3.

1


услышал

увидел

2


услышал

увидел

3


услышал

увидел

4


услышал

увидел

5


услышал

увидел



_____________________________________________________________________________________

______________________

Карта - мысли.

1.

Карточка личных достоинств

Я хотел бы достичь

У меня получилось

Работать старательно и активно



Читать внимательно



Отвечать по своей инициативе



Порадоваться за товарища









До

Утверждение

После


1. Проза может быть поэтической и лирической.



2. Картину, изображенную в прозаическом тексте, можно увидеть и услышать


2.


3.

1


услышал

увидел

2


услышал

увидел

3


услышал

увидел

4


услышал

увидел

5


услышал

увидел

Приложение 2

1.Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 г. Детство его прошло на Украине, именно там он узнал множество сказок и легенд от деда, бывшего солдата, и от бабушки.

Его отец был человеком увлекающимся и склонным к перемене мест. Эта черта — увлеченность тем, что находится «за горизонтом», — передалась и сыну, будущему писателю.

Став взрослым, Паустовский переменил много занятий: был и кондуктором трамвая, рабочим на военном заводе, санитаром полевого госпиталя. Много странствовал. Но увлеченность литературой становится главным занятием его жизни.

С самого начала своей литературной деятельности Паустовский обратился к теме взаимоотношений человека и природы, и это вы будете наблюдать при чтении всех его рассказов.

__________________________________________________



2. Главной отличительной чертой его творчества является романтичность, лирическое восприятие окружающего мира. Он считал, что основная задача человека на Земле — открывать и наблюдать прекрасное, необыкновенное в самом обыденном явлении жизни. Вот почему все его рассказы проникнуты удивительной поэзией и нежнейшим лиризмом.

Паустовский очень много пишет для детей, ибо детство он считает особой порой становления личности.

_______________________________________________________



3. Во всех детских рассказах и сказках Паустовского центральное место занимает чувство изумления таинством природы: для писателя не имеет значения, идет ли речь о героях-людях, о какой-то болтушке-сороке, о вороватом коте или о любопытном барсуке, — все живое должно ощущать свое родство с целым миром и каждым в отдельности.

Эмоционально насыщенные, многоцветные картины в его рассказах и сказках сочетаются с простотой и безыскусностью речи. Каждый персонаж его неповторим: он обладает присущей именно ему манерой поведения, а мир, созданный писателем, — звучащий, говорящий и поющий.

_____________________________________________________________________



4. Важнейшей задачей творчества Паустовского является стремление открыть для всех и каждого ключ к прекрасному, которое находится рядом, только надо его увидеть, заметить, обогатить душу человека эмоционально и эстетически.

«Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы», — писал Паустовский.

Любимый герой писателя — человек чуткий, отзывчивый, поэтически воспринимающий окружающую жизнь. И все эти качества Паустовский считает нормой, именно таким он хотел видеть своего читателя.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения "К.Паустовский. "Прощание с летом"

Автор: Хасанова Альфия Фаридовна

Дата: 18.02.2018

Номер свидетельства: 458176


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства