Задачи: 1.развитие уменийвоспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
2. развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
3. развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
4. по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
5. высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
6. воспитывать любовь к русской литературе, бережное отношение к природе, нравственные качества личности.
7. развивать речь, память.
8. Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД: осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.
Регулятивные УУД: принимать учебную ситуацию; умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД: умение: строить устные высказывания; формулировать проблему и её решение; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; подробно пересказывать небольшие тексты; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работать в паре.
Формы организации деятельности: фронтальная, парная.
- Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на работу. Сегодня у нас гости. Давайте им покажем, как мы работаем на уроках литературного чтения.
Настрой на работу, доброе пожелание
Приветствие друг друга.
2. Постановка целей
- У вас на столах лежат карточки, поставьте плюсик в первой графе, какие вы цели ставите на начало урока. А в конце урока мы вернемся и посмотрим, достигли ли вы эти цели.
Карточка личных достоинств
Я хотел бы достичь
У меня получилось
Работать старательно и активно
Читать внимательно
Отвечать по своей инициативе
Порадоваться за товарища
Формулировка задания
Выполнение задания в «Карте – мысли»
Слайд 1
3. Актуализация знаний учащихся
- Приходилось ли вам, замечать, как уходит лето, с чего начинается осень, наблюдать за первым снегом.
-А мне кажется, что и да, и нет.
-Приход зимы — это красота природы, и в этом ее особенность, необычность, новизна.
-И увидеть, найти эту красоту в обычном очень важно.
-Нужны здесь слова? Конечно, нет — музыка и фотоискусство рассказали сами за себя.
Формулировка задания.
На доске названия видов искусств:
структура ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН «встать – сесть».
Слайд 2
3. Определение темы урока.
-А проза может быть поэтической и лирической?
Картину художника мы воспринимаем зрительно, музыку слушаем. А сегодня мы будем наблюдать, можно ли услышать картину, изображенную в прозаическом тексте?
В конце урока мы должны дать ответ на этот вопрос.
Определите тему урока.
Формулирование задания
Формулирование темы урока
Слайд 2
4. Работа с «Картой –мысли»
Работа с карточкой (Приложение 1)
1. У вас на столах лежат карточки.
2. В столбике «до» поставьте «+», если вы согласны с утверждением «- » если не согласны.
3. Работаем самостоятельно, используя имеющиеся знания.
Формулировка задания
Подведение учащихся к формулированию темы урока.
Дети отмечают в карточках утверждения.
Выполняется структура A/RGuide
Слайд 3
5. Рассказ о К.Г.Паустовском
1.Откройте учебники на с. 123.
Сегодня мы с вами будем читать отрывок из произведения Константина Георгиевича Паустовского «Прощание с летом». С этим писателем нас познакомят одноклассники.
Рассказ учениками о Константине Георгиевиче Паустовском (Приложение 2).
- Знакомство с выставкой книг.
Рассказывают ученики 4 ученика
Слайд 4
6.Физминутка
Цель: создать активную ситуацию для активизации мыслительной деятельности, комфортные условия, отдыха
1.Стряхнули с себя лень и усталость.
2. Потянулись к звездным далям.
3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.
4. Улыбнулись друзьям и солнышку.
5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами.
Выполнение задания вместе с учащимися
Проводят ученики.
Выполнение упражнения
структура ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение
7. Работа с текстом
1. Прочитайте название произведения.
- Можно ли предположить о чем пойдет речь в рассказе?
- подберите синонимы к слову «прощаться».
2. Чтение 1 части (1 абзаца) учителем.
- От какого ощущения проснулся автор? (странного ощущения).
- Как назвал автор тишину? (мертвая). Почему? (Умер дождь)
-Давайте попробуем заменить другими словами (затих, успокоился).
Как называется такой литературный прием? (олицетворение).
Вывод: автор использует олицетворение для создания образов
- Автор увидел или услышал картину? Запишите одним словом . ТИШИНА (мертвая)
3.Чтение 2 картины – 2 3-учениками.
Прочитайте, следующую картину?
А теперь прочитайте, какую картину увидел автор за окном. (Дети прочитывают вторую часть.)
А какое чувство было у него, когда он наблюдал природу?
Дети. — Удивление. Изумление. Восторг!
— Эти чувства он выражает в словах: «Значит, за два часа Так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады Заворожила стуЖа».
— А еще автор необычно и красочно описывает небо: «В туманном небе на Головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее Переливался желтоватый круг».
4.Чтение 3 части – про себя учениками.
Прочитайте следующий абзац - третью картину.
-Автор увидел или услышал картину. Подтвердите словами из текста «Через окно я увидел…».
- Что мог он услышать (Как закачалась ветка и с нее посыпался дождь).
- А я хочу обратить внимание всех на последнее предложение в этой картине: «Потом все стихло». Значит, раз автор так пишет, он что-то слышал.
-А давайте подумаем, что мог слышать автор?
- И как птица поднялась и улетела. И то, как снег падал с елки. Автор говорит, что он похож на «стеклянный дождь», и мне кажется, что Паустовский слышал, как этот дождь сыпался, шуршал и позванивал, как стеклышки.
4. Чтение 4 части. - 7 учеников.
-Как воспринял Рувим(«Первый снег очень к лицу земле»).
- С кем сравнивает автор Землю (застенчивая невеста).
- А почему? (земля нарядная). (эпитет)
- Что сказал о первом снеге дед Митрий?
- Почему трудно было оставаться дома?
5. Чтение 5 части. По цепочке.
- Почему писатель говорит «день, будто дремал»?
(изредка падали снежинки, все тихо, безмолвно).
ВЫВОД
А этот текст художественный или простая информация о зимнем явлении природы?
— Конечно, художественный! Здесь столько «рисующих» слов! И даже звуков!
Текст весь построен на чувствах и ощущениях! В нем картины можно не только увидеть, но и услышать.
А теперь скажите: этот текст — поэзия или проза?
— Это проза. — Здесь нет рифмы и ритма.
Но чем он похож на поэзию? — Да, похож чувствами: в тексте автор передает не только картины зимы, но и свое чувственное отношение к ним.
В отрывке много говорится о чувствах и ощущениях, как и в стихах.
А мы уже говорили, что проза может быть поэтической и лирической.
Вот мы вышли еще на одну особенность творчества этого писателя: его рассказы не только отличаются живописными картинами, но и особенным лиризмом.
Да, теперь вы сами убедились, что мир в рассказах Паустовского особенный: он звучащий, поющий и говорящий, картины здесь как бы рассказывают сами за себя.
Формулировка задания
Мертвая тишина
Снежно и безмолвно
Серая птица
Нарядная земля
Дремлющий день
СХЕМА на доске.
ТЕКСТ
Художественный
Проза
Поэтическая
Лирическая
Наклеивают: кота, ходики
Наклеивают луну
Серая птица (сойка)
Стая снегирей, гроздья рябины.
Слайд 5
Слайд 6
8. Вывод
А теперь вернитесь к утверждениям (таблица), прочитайте тему, и сделайте вывод.
- Да, картину, изображенную в прозе, можно услышать.
Автор подбирает специальные средства, чтобы картина зазвучала.
В этом тексте больше звуковых ощущений, чем зрительных.
Работа с карточкой (Приложение 1)
1. У вас на столах лежат карточки.
2. В столбике «после » поставьте «+», если вы согласны с утверждением «- » если не согласны.
3. Работаем самостоятельно, используя имеющиеся знания.
Формулировка задания
Подведение учащихся к формулированию темы урока.
Дети отмечают в карточках утверждения.
Выполняется структура A/RGuide
Слайд 7
8. Домашнее задание.
С. 123 -125, читать.
1. Подготовить пересказ.
2. Выучить наизусть наиболее понравившийся отрывок.
3. Написать отзыв о своем впечатлении от прочитанного отрывка.
Объяснение домашнего задания
Дети записывают задание в дневниках.
Слайд 8
10. Итог урока. Рефлексия.
Карточка личных достоинств
Я хотел бы достичь
У меня получилось
Работать старательно и активно
Читать внимательно
Отвечать по своей инициативе
Порадоваться за товарища
Обращение внимания на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Слайд 9
Приложение 1.
______________________
Карта - мысли.
1.
Карточка личных достоинств
Я хотел бы достичь
У меня получилось
Работать старательно и активно
Читать внимательно
Отвечать по своей инициативе
Порадоваться за товарища
2.
До
Утверждение
После
1. Проза может быть поэтической и лирической.
2. Картину, изображенную в прозаическом тексте, можно увидеть и услышать
2. Картину, изображенную в прозаическом тексте, можно увидеть и услышать
2.
3.
1
услышал
увидел
2
услышал
увидел
3
услышал
увидел
4
услышал
увидел
5
услышал
увидел
Приложение 2
1.Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 г. Детство его прошло на Украине, именно там он узнал множество сказок и легенд от деда, бывшего солдата, и от бабушки.
Его отец был человеком увлекающимся и склонным к перемене мест. Эта черта — увлеченность тем, что находится «за горизонтом», — передалась и сыну, будущему писателю.
Став взрослым, Паустовский переменил много занятий: был и кондуктором трамвая, рабочим на военном заводе, санитаром полевого госпиталя. Много странствовал. Но увлеченность литературой становится главным занятием его жизни.
С самого начала своей литературной деятельности Паустовский обратился к теме взаимоотношений человека и природы, и это вы будете наблюдать при чтении всех его рассказов.
2. Главной отличительной чертой его творчества является романтичность, лирическое восприятие окружающего мира. Он считал, что основная задача человека на Земле — открывать и наблюдать прекрасное, необыкновенное в самом обыденном явлении жизни. Вот почему все его рассказы проникнуты удивительной поэзией и нежнейшим лиризмом.
Паустовский очень много пишет для детей, ибо детство он считает особой порой становления личности.
3. Во всех детских рассказах и сказках Паустовского центральное место занимает чувство изумления таинством природы: для писателя не имеет значения, идет ли речь о героях-людях, о какой-то болтушке-сороке, о вороватом коте или о любопытном барсуке, — все живое должно ощущать свое родство с целым миром и каждым в отдельности.
Эмоционально насыщенные, многоцветные картины в его рассказах и сказках сочетаются с простотой и безыскусностью речи. Каждый персонаж его неповторим: он обладает присущей именно ему манерой поведения, а мир, созданный писателем, — звучащий, говорящий и поющий.
4. Важнейшей задачей творчества Паустовского является стремление открыть для всех и каждого ключ к прекрасному, которое находится рядом, только надо его увидеть, заметить, обогатить душу человека эмоционально и эстетически.
«Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы», — писал Паустовский.
Любимый герой писателя — человек чуткий, отзывчивый, поэтически воспринимающий окружающую жизнь. И все эти качества Паустовский считает нормой, именно таким он хотел видеть своего читателя.