kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения К.Паустовский "Барсучий нос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует формированию читательских учений, обогащению словарного запаса, наблюдению за выразительными средствами языка, составлению плана к тексту.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения К.Паустовский "Барсучий нос"»

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2

Учитель: Казакова Наталья Александровна

Тема урока: К. Паустовский «Барсучий нос».

Тип урока: открытие новых знаний

Цели: создать условия для ознакомления учащихся с произведением К.Паустовского «Барсучий нос»; способствовать формированию читательских умений (читать, работать с текстом произведения, правильно называть произведение, определять тему и жанр), обогащению словарного запаса, организации и проведению наблюдения за выразительными средствами языка; содействовать воспитанию уверенности в своих силах

Формирование УУД:

Предметные: замечают эмоционально-оценочные слова, характеризующие героя, его поступки; определяют отношение к нему окружающих персонажей

Метапредметные:

познавательные: свободно ориентируются и воспринимают текст художественного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осуществляют анализ; строят рассуждения;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие;

коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; умеют задавать вопросы

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Оборудование: проектор, ноутбук, карточки, презентация






Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Раз, два, три, четыре, пять,

Снова мы начнем читать.

Ручки, книжки и тетрадки –

Всё у нас в порядке.

Кто грамоте горазд,

Тому не пропасть

Хором проговаривают «закличку» дотрагиваясь к предметам на столе

Владеют навыками самоорганизации

II. Проверка домашнего

задания

– Какое произведение мы рассматривали на прошлом уроке?

– Что можете о нем рассказать?

– Почему К. Ушинский именно так озаглавил
сказку?

– Эта сказка народная или авторская?

– А кто является автором народных сказок?

– Похожа ли сказка «Плутишка кот» на народную?

– Знаете ли вы народные сказки о животных?
Какие?

– Сказку К. Ушинского «Плутишка кот».

Отвечают на вопросы

Осуществляют произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно), извлечение необходимой информации

III. Постановка учебной
задачи

-Сегодня мы с вами пополним свои знания, познакомимся еще с ещё одним произведением, которое написал Константин Георгиевич Паустовский, а называется оно «Барсучий нос». В ходе работы мы обогатим свой словарный запас, понаблюдаем за выразительными средствами языка, будем совершенствовать читательские умения.

А самое главное, мы должны найти ответ на вопрос: «Чему нас учит прочитанное произведение, для чего авторы включили именно его в свой учебник?»

Принимают и сохраняют учебную
задачу


Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще подлежит
усвоению.

Устанавливают значение результатов своей деятельности.


IV. Подготовка к восприятию произведения

1. Знакомство с биографией писателя.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву.

Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.

Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие. Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского «Барсучий нос».

- Как вы думаете, о каком лесном жителе повествует нам К. Г. Паустовский?


Извлекают необходимую информацию, отвечают на вопросы

2. Сообщение о барсуке.

– По каким приметам мы можем узнать барсука?

Ученик. Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. Длина тела 60-90 сантиметров, масса тела- 24-34 килограмма. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Обитает в лесах Европы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Ведёт ночной образ жизни. Всеядный, питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. На зиму впадает в спячку. Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых.

3. Отличие художественного и научного стиля.


- Как вы думаете, чем отличается текст художественного произведения от научно-популярного?

Даю 30 секунд для размышления. Время пошло.

-Кто хочет дополнить ответ?

- Запомните ваши высказывания и мы к ним вернемся в конце урока.


Делятся с соседом по парте своими мнениями

Высказывают свои мнения

Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.


4. Словарная работа

Дёготь – тёмный, смолянистый жидкий продукт.

Вереск – вечнозелёный кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах.

Чёлн – выдолбленная из дерева лодка.

Пуд – это старинная единица массы, равная 16 килограммам.


V. Работа

по теме
урока.

1.Чтение и анализ рассказа

I часть – читает ученик

– Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке?











– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

– С чем сравнивает воду в озере?

– Какую рыбу ловили рыбаки?

– О чём вы узнали из этой части?

– Как мы её озаглавим? 

II часть – чтение «по цепочке»

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

– Найдите и прочитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого-то зверя?

– Почему барсук прибежал к костру?

– Прочитайте, какими словами автор характеризует мальчика?

– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»?

 –Нарисуйте словесную картину к этой части



– О чём говорится во второй части?

– Как мы её озаглавим? 

Читают и отвечают на вопросы


Эпитеты: густой воздух, оловянная плотва

Сравнения:

вода, чёрная, как дёготь;

окуни, как сказочные японские петухи

глаза, похожие на две маленькие луны

мелкие, как иглы зубы

Олицетворение: дрожали звёзды


листопад, туман


вода в озере, как дёготь.

окуней, плотву, ершей, щук



Осенняя рыбалка на озере



чтобы отгонять волков


зачитывают отрывок

зверь прибежал на вкусный запах жареной картошки

выдумщик


для взрослых всё уже кажется привычным, а ребёнок всё слышит и замечает: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины


Ужин у костра

Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще подлежит
усвоению.

Устанавливают значение результатов своей деятельности.

Сопереживают героям















VI. Физкультми нутка

Кошка

Кошка утречком проснулась,

Вверх изящно потянулась,

Вниз красиво наклонилась,

Вправо-влево покрутилась

И тихонько удалилась!

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкциям учителя

VII. Продолжение работы

по теме .
1. Чтение и анализ рассказа


III часть – читает учитель

– Кто первым услышал фырканье зверя?

а) Краткий пересказ по опорным словам: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.

б) Прочитайте отрывок о том, как было больно барсуку.

/Барсук (взвизгнул) и с отчаянным воплем (бросился) обратно в траву. Он (бежал и голосил) на весь лес, (ломал) кусты и (плевался) от негодования и боли./

в) Прочитайте, как повели себя обитатели леса и реки.

/Без времени (заорали) испуганные лягушки, (всполошились) птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, (ударила) пудовая щука./

- О чём узнали из третьей части?

-Как мы её озаглавим? 

IV часть – самостоятельное чтение

– Придумайте вопросы к этой части.

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим? 

V часть – читает учитель

– Почему автор узнал барсука?

–Как мы озаглавим эту часть? 


Слушают чтение учителя

мальчик


кратко пересказывают часть по опорным словам


читают отрывки







высказывают своё мнение

Зверёк решил поужинать у людей.



Придумывают вопросы к т 4 части и отвечают на вопросы















высказывают своё мнение

Барсук лечит свой нос.


У барсука был шрам на носу


Встреча через год.


Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Владеют навыками
конструктивного взаимодействия

3. Беседа после слушания и моделирование обложки


– Понравилось ли вам это произведение? Чем?

– Кто главные герои произведения?

- Почему автор озаглавил рассказ «Барсучий нос»?

– Давайте составим модель обложки.

– Назовите жанр произведения. Покажите на модели.

– О чем или о ком этот рассказ? Покажите на модели.

– Кто автор этой сказки?

– Какое название выбрал для своего произведения автор? Почему?

Отвечают на вопросы




Рассказ



4. Чтение полученного плана и практическое применение

План

I. Осенняя рыбалка на озере.

II. Ужин у костра.

III. Зверёк решил поужинать у людей.

IV. Барсук лечит нос.

V. Встреча через год.

- Ребята, найдите во второй части рассказа место, где рассказывается, как повели себя другие “жители” леса, когда барсук “взвизгнул от боли”?

- Какое слово заменили все эти выражения? Как можно было просто написать?

- Давайте попробуем сделать пересказ от имени этих животных. Какие же слова мы можем использовать? Представьте картину этой осенней ночи и «войдите туда». Теперь вы в сказке…Думаем.

Пересказ о поведении барсука от лица лягушек и птиц.

- Какой жанр произведения у вас получился?

- Так чем отличается текст художественного произведения от научно-популярного?










Заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, как пушечный выстрел ударила о воду пудовая щука

испугались









сказка


Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Владеют навыками
конструктивного взаимодействия

VIII. Итог
урока.

– О ком мы сегодня читали?

– Кто написал это произведение?

– Назовите жанр.

– Что интересного узнали?

– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

- Запомните, что наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

– Какова главная мысль рассказа?

- Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.



– О барсуке

– К. Г. Паустовский

– Рассказ.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

Осуществляют самооценку, контроль учебной деятельности

IX. Рефлексия


Меня удивило…..

Мне стало жалко…

Мне не понравилось…

Меня восхитило…

Меня поразило...

Высказывают своё мнение

Домашнее
задание

 прочитать и подготовить пересказ от лица барсука

Записывают задание на дом, задают вопросы

Устанавливают значение результатов своей деятельности




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения К.Паустовский "Барсучий нос"

Автор: Казакова Наталья Александровна

Дата: 23.02.2018

Номер свидетельства: 459213


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства