-Как меняется с приходом зимы жизнь дикой природы?
-Как готовятся к зиме птицы? Почему они улетают?
-Что с ними происходит, если они не смогли улететь?
-Какие перелётные птицы вам известны?
-Что вы знаете о диких утках? Проведём «Ярмарку знаний»/дети все вместе на доске записывают сведения о диких утках
Дикие утки
III.Знакомство с автором.
-Мамин-Сибиряк написал множество рассказов, сказок, повестей для взрослых и детей. Произведения издавались во всевозможных детских сборниках и журналах, печатались отдельными книгами. Сказки Мамина-Сибиряка читать интересно и познавательно, он правдиво рассказывает о жизни, описывает родную уральскую природу.
-Сборник Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка – самые известные из них. Эти небольшие сказки из нескольких глав говорят с нами устами животных и птиц, растений, рыб, насекомых и даже игрушек. Прозвища главных героев умиляют взрослых и веселят детей: Комар Комарович - длинный нос, Ерш Ершович, Храбрый Заяц - длинные уши и другие. Мамин-Сибиряк Аленушкины сказки при этом написал не только для развлечения, автор умело совместил полезные сведения с захватывающими приключениями.
IV.Усвоение нового материала.
Визуальный анализ произведения.
-Оцените объём рассказа.
-В какой форме ведётся повествование?
2)Знакомство с персонажами сказки.
Старый селезень –любит порассуждать.
Старая утка- ворчливая, всем недовольна
Серая Шейка –калека с переломанным крылом.
Заяц –всего боится
Лиса –хитрая, коварная
Старик охотник Акинтич- добродушный
3)Чтение 1-ой части.
-О каких птицах рассказывается в этой части?/презентация/
-Прочтите строчки, говорящие о трудности перелёта.
-Почему лес стоял молчаливый?
-Как Серая Шейка стала калекой?
-Почему Старый селезень не позволил Утке Остаться с Серой Шейкой?
V.Пауза.
VI.Знакомство со второй частью.
1)Чтение 2-ой части.
2)Беседа по содержанию.
-Почему Старая Утка старалась всё время проводить с Серой Шейкой?
-Верила ли Старая Утка, что ещё увидится с дочерью?
-Как изменилась вокруг природа?
3)Работа над выразительностью чтения.
VII.Подведение итогов . Рефлексия.
VIII.Домашнее задание.
*прочитать 1, 2 и 3 части.
Ход 2 урока:
I.Настрой на работу.
II.Актуализация.
-С какого времени года начинается сказка?
-Что об этом говорит?
-Какие птицы упоминаются в первых частях?
-К какому виду относится Серая Шейка?/слайды/
III.Усвоение нового материала.
1)Чтение 3 части.
-Предлагаю вам тройное чтение. Читать будете по 1 минуте. В конце каждой минуты карандашом отметьте, где вы остановились.
-К какому выводу мы пришли?( с каждым разом ребята читали больше)
2) Чтение части сильными учениками.
3)Беседа по содержанию.
-Где протекала река, на которой осталась Серая Шейка?
-Кого первым встречает Серая Шейка?
-Что вы о нём можете рассказать?
-Что их сдружило?/их беззащитность, страх за свою жизнь/
-Почему вода в реке долго не замерзала?
-Когда первый раз Серая Шейка познакомилась с Лисой?
IV.Знакомство с 4 частью.
1)Чтение учителем. Слушание.
2)Беседа по содержанию.
-Как изменяется природа в 4 части?
-Чем опасны для Серой Шейки были тихие ночи?
V.Пауза.
VI.Работа в тетрадях.
-Составьте синквейн на предложенные темы:
1)Серая шейка 2)Лиса 3)Акинтич 4)Заяц
VII.Подведение итогов. Рефлексия.
VIII.Домашнее задание.
-Дочитать. Подготовиться к тесту.
-Нарисовать иллюстрацию к сказке.
Ход 3 урока:
I.Настрой на работу.
II.Проверка домашнего задания.
-Проверим выразительное чтение.
Мини-выставка детских иллюстраций.
-Давайте сгруппируем рисунки по порядку следования сюжета.
III.Выполнение тестовых заданий.
Тест.
1.Лес стоял тёмный и молчаливый, потому что…
А)певчие птицы улетели Б)наступила осень В) опали все листья