kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения, 4 класс УМК (Перспектива). Тема: И. Крылов. "Ворона и лисица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с баснями И.А.Крылова; формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль произведения; учить читать басню по ролям, различать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые  результаты: предметные: умения отличать басню от стихотворения, определять структуру басни, самостоятельно  инсценировать прочитанные произведения, писать и воспроизводить сценарий по прочитанной басне;

Метапредметные результаты:

Личностные - формирование нравственных качеств у обучающихся, воспитание положительного отношения к честным, благородным, добрым поступкам, привитие любви к басенному стиху и интереса к предмету;

познавательные - анализ  нравственного смысла басни, характеров героев, умение соотносить смысл басни и пословицы;

регулятивные - формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей  работы на уроке;

коммуникативные – ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника и художественного произведения,  обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.

Оборудование: выставка книг И.А.Крылова, портрет писателя, аудиозапись на диске басни, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, толковый словарь Ожегова, афоризмы, крылатые выражения, рисунки к басням, презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Крылов ворона и лисица»

Урок литературное чтение 4кл. УМК «Перспектива»

Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г.Нерюнгри

Перепёлкина Елена Борисовна

Тема: И.А.Крылов «Ворона и лисица».Инсценирование.

Цели: познакомить с баснями И.А.Крылова; формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль произведения; учить читать басню по ролям, различать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: предметные: умения отличать басню от стихотворения, определять структуру басни, самостоятельно инсценировать прочитанные произведения, писать и воспроизводить сценарий по прочитанной басне;

Метапредметные результаты:

Личностные - формирование нравственных качеств у обучающихся, воспитание положительного отношения к честным, благородным, добрым поступкам, привитие любви к басенному стиху и интереса к предмету;

познавательные - анализ нравственного смысла басни, характеров героев, умение соотносить смысл басни и пословицы;

регулятивные - формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

коммуникативные – ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника и художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.

Оборудование: выставка книг И.А.Крылова, портрет писателя, аудиозапись на диске басни, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, толковый словарь Ожегова, афоризмы, крылатые выражения, рисунки к басням, презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Чтение - прекрасный урок

Много полезного в каждой из строк.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем наш урок.

2.Речевая разминка.

Прочитайте стихотворение С.Лопатиной самостоятельно.

Любят девчонки кукол и мишек,

Я же, признаться, в восторге от книжек.

С ними играю и с ними я сплю-

Книжки я больше игрушек люблю!

Сотни сюжетов красивых и разных

Сказок и басен, стихов и рассказов!..

И не устану всегда повторять я:

Чтение- лучшее в мире занятие.

-Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

-Прочитайте с интонацией удивления, восхищения, весело.

-Потренируйтесь в скорочтении.

-Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении этого стихотворения?

(Дети делятся своими впечатлениями).

- А в каком жанре литературного творчества автор иносказательно высмеивает различные пороки человека? Басне.

-Вы должны, догадаться, с какой басней мы сегодня будем работать. Разберем её смысл, будем учиться читать выразительно.

3.Актуализация знаний.

Сейчас мы вспомним несколько произведений, в которых также высмеиваются некоторые человеческие пороки, однако о них нам будут говорить животные.

Давайте поиграем и я вам предлагаю литературную викторину.

-Отгадайте, из каких произведений взяты эти строки? Учащиеся читают наизусть по несколько строк.

« Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянутся, не успела,

Уж зима катит в глаза»…. ( «Стрекоза и Муравей»)



« Вороне, где-то Бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать была уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;»… ( «Ворона и лисица»)



«Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;»

Наевшись, выспалась под ним;

Потом глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала…. ( «Свинья под дубом»)

А теперь, задание: вспомните, о чем эти произведения, и соедините стрелочкой, рисунок с моралью этой басни.

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок»;



«Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все учёные труды

Не чувствуя, что он вкушает их плоды»;



«Ты всё пела? Это дело:

Так поди же попляши!»

- Какие пороки высмеивает автор?

- Кто автор этих строк? И.А.Крылов. Теперь, глядя на рисунки и зная автора, отгадайте как будет называться новая басня.(Ворона и лисица).

Назовите тему урока. И.А.Крылов «Ворона и лисица».

Цели урока: Познакомимся с новой басней И.А.Крылова, научимся определять «мораль» басни, будем учиться плавному осознанному выразительному чтению басни, кроме того, будем анализировать поступки героев басни.

4.Работа по теме урока.

А).Введение в тему.

- Что вы можете рассказать о самом авторе И.А.Крылове? портрет на доске.

Дети. И.А.Крылов - великий русский баснописец. И.А.Крылов жил очень давно в 18в. Был, бедным человеком и ему не пришлось, даже учиться в школе. Но он очень хотел учиться и стал заниматься сам. Иван Андреевич стал таким образованным, что все удивлялись его познаниям.

(Презентация: фото Летнего сада, его аллей , памятника Крылову, его постамента с барельефными изображениями басенных персонажей).

Б)-Давайте совершим воображаемую экскурсию, мысленно заглянем в Летний сад. В 1855году в Летнем саду Санкт-Петербурге был поставлен первый памятник И.А.Крылову. Он изображен сидящим, в руке у него книжка, он глубоко задумался.

Пьедестал памятника покрыт барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собирались по всей России.

В Москве памятник И.А.Крылову находится в сквере на Патриарших прудах. Баснописец сидит в окружении героев его бессмертных произведений. Это отдельные медные стелы, стоящие вдоль дорожки сквера: Если приглядеться, на них можно увидеть героев басен: « Квартет», «Свинья под дубом», «Вол и Ягненок», «Кукушка и Петух»,» «Слон и Моська», «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки» и др.

Есть памятник Крылову и в Твери, городе, с которым cвязано детство писателя.

-Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Дети. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить в себе недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.

-Почему около «дедушки Крылова» всегда цветы, играющие дети?

Дети. Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Крылов учит мудрости жизни, любви к народу.

Дети. Чтение его басен обогащает нас знанием родного языка.



-Какие произведения по жанру пишет Иван Андреевич? Басни

- А что такое басня? Басня- это краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в котором имеется иносказательный, нравоучительный смысл.

- В чем отличительная особенность басен? В начале или конце басни содержится – краткий вывод, называемый «моралью».

- Для чего пишут басню? Цель басни - осмеяние человеческих недостатков, дурных поступков, явлений.

-Кто главные персонажи басен? Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, которые обладают человеческими качествами. Они обычно умеют говорить.

Дети. Чтение его басен обогащает нас знанием родного языка.

Многие выражения из его басен стали крылатыми, превратились в пословицы и поговорки:

«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» (Слайд)Кукушка и петух»

« Да только воз и ныне там»» «Лебедь , Щука и Рак»

«Слона-то я и не приметил» «Слон и Моська»

«У сильного всегда бессильный виноват» «Волк и Ягненок»

Знакомство с новой басней И.А.Крылова научит вас оценивать свои поступки и поступки других.

В) Послушайте басню И.А.Крылова «Ворона и лисица» в художественном исполнении артиста Московского малого театра Вячеслава Езепова.(Диск)

Г)Беседа по непосредственным впечатлениям. Пауза.

-Понравилась ли вам басня?

- Какие мысли, какие чувства возникли, когда вы слушали эту басню?

Д) Чтение басни учащимися про себя для подготовки к анализу басни.

-А сейчас, прочитайте вдумчиво и внимательно самостоятельно, и подумайте какие слова, требуют объяснения? Подготовьтесь к беседе по содержанию.

-О чём это произведение? - о хорошо нами знакомых лисице и вороне или о чем-то ином?

-Что было непонятно?

Е) Словарная работа: объяснение значения некоторых слов.

Лесть - лицемерное, угодливое восхваление.

Льстец - льстивый человек.

Гнусный - внушающий отвращение, омерзительный.

Взгромоздиться - взобраться с усилием на что-то высокое.

Пленил - привлёк внимание, привёл в восторг.

Вещуньина - принадлежащая вещунье.

Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

Ё) Анализ басни. Выборочное чтение.

-Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?(Приятно, когда говорят о тебе правду).

-Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона? ( Читают отрывок. В сказках лисица чаще изображается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека).

-Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит/ И говорит так сладко, чуть дыша… )

-Прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.

-Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы?(читают отрывок).

-Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы?

-Почему эта история случилась с Вороной?

-Как Лисице удалось достичь своей цели?

-Что должен понять из этой басни читатель?

-Какое выражение басни стало крылатым?

Молодцы, хорошо поняли содержание басни.

5.Физкультминутка.

Очень долго мы читали

И конечно же устали.

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться - три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

Посидим, отдохнём

И опять читать начнём.

6. Продолжение работы по теме урока.

Подготовка к выразительному чтению басни.

- Прочитайте самостоятельно памятку, вы уже знаете, как с ней работать.

Критерии выразительного чтения.

1.Умение работать с голосом (повышать-понижать).

2.Работать с тоном.

3.Ставить логическое ударение.

4.Делать логические паузы.

5.Чёткая дикция (читать достаточно громко).

Поработайте с басней, пометьте паузы, логическое ударение, понижение голоса. Выделите авторский текст. Как надо читать слова Лисицы и Вороны?

7. Следующая работа в парах. Обсудите с другом, как баснописец относится к Вороне и Лисице: с завистью, с любовью, нежностью. Состраданием, с юмором, восхищением? А теперь игра «Ты мне - я тебе!», вы будете «репетировать» выразительное чтение вполголоса басни в парах, и ставить друг другу оценки.

Учащиеся «репетируют» выразительное чтение басни, в парах.

8.Прочитайте выразительно, в лицах. Слушаем несколько выступлений.

9.Поиграем в театр. Проводим инсценирование басни. Попробуйте изобразить Ворону и Лисицу, читая басню или наизусть. Надевают маски героев. Оценивание выступлений.

10.Рефлексия

-Выберите любое начало предложения и продолжите его.

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

  • После урока мне захотелось…

  • Сегодня я сумел…

11.Подведение итогов урока.

-В чем сила басни?

-О чем предупреждает И.А.Крылов в этой басне? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддается его речам)

-Что высмеивают, обличают басни Крылова?

-Рассмотрите книги басен Крылова. Обратите внимание, что в одних случаях художники изображают животных, в других- людей. Почему это возможно? (Это связано с иносказаниями)

12.Домашнее задание: выучить басню наизусть; по желанию - нарисовать иллюстрацию к басне, прочитать любую другую басню Крылова.

13.Стихотворение Михаила Исаковского посвященное Ивану Андреевичу Крылову.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни «Букварь» постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.



















Просмотр содержимого презентации
«Крылов урок»

Иван Андреевич Крылов.

Иван Андреевич Крылов.

Первый памятник И.А.Крылову был поставлен в 1855г.

Первый памятник И.А.Крылову был поставлен в 1855г.

В Москве, в сквере на Патриарших прудах.

В Москве, в сквере на Патриарших прудах.

Крылатые выражения.

Крылатые выражения.

  • «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»;
  • «Да только воз и ныне там»;
  • «Слона-то я и не приметил»;
  • «У сильного бессильный виноват».
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова  Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни «Букварь» постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.
  • Кто не слыхал его живого слова?
  • Кто в жизни с ним не встретился своей?
  • Бессмертные творения Крылова
  • Мы с каждым годом любим все сильней.
  • Со школьной парты с ними мы сживались,
  • В те дни «Букварь» постигшие едва,
  • И в памяти навеки оставались
  • Крылатые крыловские слова.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения, 4 класс УМК (Перспектива). Тема: И. Крылов. "Ворона и лисица"

Автор: Перепёлкина Елена Борисовна

Дата: 21.03.2017

Номер свидетельства: 402009


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства