Урок литературное чтение 4кл. УМК «Перспектива»
Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г.Нерюнгри
Перепёлкина Елена Борисовна
Тема: И.А.Крылов «Ворона и лисица».Инсценирование.
Цели: познакомить с баснями И.А.Крылова; формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль произведения; учить читать басню по ролям, различать творческие способности детей, навыки беглого чтения.
Планируемые результаты: предметные: умения отличать басню от стихотворения, определять структуру басни, самостоятельно инсценировать прочитанные произведения, писать и воспроизводить сценарий по прочитанной басне;
Метапредметные результаты:
Личностные - формирование нравственных качеств у обучающихся, воспитание положительного отношения к честным, благородным, добрым поступкам, привитие любви к басенному стиху и интереса к предмету;
познавательные - анализ нравственного смысла басни, характеров героев, умение соотносить смысл басни и пословицы;
регулятивные - формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
коммуникативные – ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника и художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.
Оборудование: выставка книг И.А.Крылова, портрет писателя, аудиозапись на диске басни, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, толковый словарь Ожегова, афоризмы, крылатые выражения, рисунки к басням, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Чтение - прекрасный урок
Много полезного в каждой из строк.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем наш урок.
2.Речевая разминка.
Прочитайте стихотворение С.Лопатиной самостоятельно.
Любят девчонки кукол и мишек,
Я же, признаться, в восторге от книжек.
С ними играю и с ними я сплю-
Книжки я больше игрушек люблю!
Сотни сюжетов красивых и разных
Сказок и басен, стихов и рассказов!..
И не устану всегда повторять я:
Чтение- лучшее в мире занятие.
-Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.
-Прочитайте с интонацией удивления, восхищения, весело.
-Потренируйтесь в скорочтении.
-Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении этого стихотворения?
(Дети делятся своими впечатлениями).
- А в каком жанре литературного творчества автор иносказательно высмеивает различные пороки человека? Басне.
-Вы должны, догадаться, с какой басней мы сегодня будем работать. Разберем её смысл, будем учиться читать выразительно.
3.Актуализация знаний.
Сейчас мы вспомним несколько произведений, в которых также высмеиваются некоторые человеческие пороки, однако о них нам будут говорить животные.
Давайте поиграем и я вам предлагаю литературную викторину.
-Отгадайте, из каких произведений взяты эти строки? Учащиеся читают наизусть по несколько строк.
« Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянутся, не успела,
Уж зима катит в глаза»…. ( «Стрекоза и Муравей»)
« Вороне, где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать была уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;»… ( «Ворона и лисица»)
«Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;»
Наевшись, выспалась под ним;
Потом глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала…. ( «Свинья под дубом»)
А теперь, задание: вспомните, о чем эти произведения, и соедините стрелочкой, рисунок с моралью этой басни.
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок»;
«Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды
Не чувствуя, что он вкушает их плоды»;
«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же попляши!»
- Какие пороки высмеивает автор?
- Кто автор этих строк? И.А.Крылов. Теперь, глядя на рисунки и зная автора, отгадайте как будет называться новая басня.(Ворона и лисица).
Назовите тему урока. И.А.Крылов «Ворона и лисица».
Цели урока: Познакомимся с новой басней И.А.Крылова, научимся определять «мораль» басни, будем учиться плавному осознанному выразительному чтению басни, кроме того, будем анализировать поступки героев басни.
4.Работа по теме урока.
А).Введение в тему.
- Что вы можете рассказать о самом авторе И.А.Крылове? портрет на доске.
Дети. И.А.Крылов - великий русский баснописец. И.А.Крылов жил очень давно в 18в. Был, бедным человеком и ему не пришлось, даже учиться в школе. Но он очень хотел учиться и стал заниматься сам. Иван Андреевич стал таким образованным, что все удивлялись его познаниям.
(Презентация: фото Летнего сада, его аллей , памятника Крылову, его постамента с барельефными изображениями басенных персонажей).
Б)-Давайте совершим воображаемую экскурсию, мысленно заглянем в Летний сад. В 1855году в Летнем саду Санкт-Петербурге был поставлен первый памятник И.А.Крылову. Он изображен сидящим, в руке у него книжка, он глубоко задумался.
Пьедестал памятника покрыт барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собирались по всей России.
В Москве памятник И.А.Крылову находится в сквере на Патриарших прудах. Баснописец сидит в окружении героев его бессмертных произведений. Это отдельные медные стелы, стоящие вдоль дорожки сквера: Если приглядеться, на них можно увидеть героев басен: « Квартет», «Свинья под дубом», «Вол и Ягненок», «Кукушка и Петух»,» «Слон и Моська», «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки» и др.
Есть памятник Крылову и в Твери, городе, с которым cвязано детство писателя.
-Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Дети. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить в себе недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.
-Почему около «дедушки Крылова» всегда цветы, играющие дети?
Дети. Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Крылов учит мудрости жизни, любви к народу.
Дети. Чтение его басен обогащает нас знанием родного языка.
-Какие произведения по жанру пишет Иван Андреевич? Басни
- А что такое басня? Басня- это краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в котором имеется иносказательный, нравоучительный смысл.
- В чем отличительная особенность басен? В начале или конце басни содержится – краткий вывод, называемый «моралью».
- Для чего пишут басню? Цель басни - осмеяние человеческих недостатков, дурных поступков, явлений.
-Кто главные персонажи басен? Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, которые обладают человеческими качествами. Они обычно умеют говорить.
Дети. Чтение его басен обогащает нас знанием родного языка.
Многие выражения из его басен стали крылатыми, превратились в пословицы и поговорки:
«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» (Слайд)Кукушка и петух»
« Да только воз и ныне там»» «Лебедь , Щука и Рак»
«Слона-то я и не приметил» «Слон и Моська»
«У сильного всегда бессильный виноват» «Волк и Ягненок»
Знакомство с новой басней И.А.Крылова научит вас оценивать свои поступки и поступки других.
В) Послушайте басню И.А.Крылова «Ворона и лисица» в художественном исполнении артиста Московского малого театра Вячеслава Езепова.(Диск)
Г)Беседа по непосредственным впечатлениям. Пауза.
-Понравилась ли вам басня?
- Какие мысли, какие чувства возникли, когда вы слушали эту басню?
Д) Чтение басни учащимися про себя для подготовки к анализу басни.
-А сейчас, прочитайте вдумчиво и внимательно самостоятельно, и подумайте какие слова, требуют объяснения? Подготовьтесь к беседе по содержанию.
-О чём это произведение? - о хорошо нами знакомых лисице и вороне или о чем-то ином?
-Что было непонятно?
Е) Словарная работа: объяснение значения некоторых слов.
Лесть - лицемерное, угодливое восхваление.
Льстец - льстивый человек.
Гнусный - внушающий отвращение, омерзительный.
Взгромоздиться - взобраться с усилием на что-то высокое.
Пленил - привлёк внимание, привёл в восторг.
Вещуньина - принадлежащая вещунье.
Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
Ё) Анализ басни. Выборочное чтение.
-Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?(Приятно, когда говорят о тебе правду).
-Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона? ( Читают отрывок. В сказках лисица чаще изображается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека).
-Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит/ И говорит так сладко, чуть дыша… )
-Прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.
-Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы?(читают отрывок).
-Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы?
-Почему эта история случилась с Вороной?
-Как Лисице удалось достичь своей цели?
-Что должен понять из этой басни читатель?
-Какое выражение басни стало крылатым?
Молодцы, хорошо поняли содержание басни.
5.Физкультминутка.
Очень долго мы читали
И конечно же устали.
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться - три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Посидим, отдохнём
И опять читать начнём.
6. Продолжение работы по теме урока.
Подготовка к выразительному чтению басни.
- Прочитайте самостоятельно памятку, вы уже знаете, как с ней работать.
Критерии выразительного чтения.
1.Умение работать с голосом (повышать-понижать).
2.Работать с тоном.
3.Ставить логическое ударение.
4.Делать логические паузы.
5.Чёткая дикция (читать достаточно громко).
Поработайте с басней, пометьте паузы, логическое ударение, понижение голоса. Выделите авторский текст. Как надо читать слова Лисицы и Вороны?
7. Следующая работа в парах. Обсудите с другом, как баснописец относится к Вороне и Лисице: с завистью, с любовью, нежностью. Состраданием, с юмором, восхищением? А теперь игра «Ты мне - я тебе!», вы будете «репетировать» выразительное чтение вполголоса басни в парах, и ставить друг другу оценки.
Учащиеся «репетируют» выразительное чтение басни, в парах.
8.Прочитайте выразительно, в лицах. Слушаем несколько выступлений.
9.Поиграем в театр. Проводим инсценирование басни. Попробуйте изобразить Ворону и Лисицу, читая басню или наизусть. Надевают маски героев. Оценивание выступлений.
10.Рефлексия
-Выберите любое начало предложения и продолжите его.
Сегодня на уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
11.Подведение итогов урока.
-В чем сила басни?
-О чем предупреждает И.А.Крылов в этой басне? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддается его речам)
-Что высмеивают, обличают басни Крылова?
-Рассмотрите книги басен Крылова. Обратите внимание, что в одних случаях художники изображают животных, в других- людей. Почему это возможно? (Это связано с иносказаниями)
12.Домашнее задание: выучить басню наизусть; по желанию - нарисовать иллюстрацию к басне, прочитать любую другую басню Крылова.
13.Стихотворение Михаила Исаковского посвященное Ивану Андреевичу Крылову.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни «Букварь» постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.