Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 4 класс С.Михалков "Школа"»
Тема: урок литературного чтения по теме « С.В. Михалков «Школа».
Цели: знакомство со стихотворением С.В.Михалкова «Школа ».
Задачи - обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения; -учить анализировать поэтическое произведение;
-развивать речь, творческие способности учащихся;
-развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности;
-формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля;
-способствовать пониманию понятия “школа,воспитывать любовь к родине, к семье.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
-выразительно читать стихотворение;соблюдать паузы,логические ударения;-определять тему и главную мысль стихотворения;-отвечать на вопросы по содержанию и подтверждать свой ответ примерами;-читать стихотворение;- находить информацию об авторе.
Метапредметные:
-принимать и сохранять учебную задачу;-прогнозировать результат; -контролировать;-анализировать; -устанавливать причино-следственные связи; -соотношение названий к известным понятиям; -использовать знаково-символические средства для создания моделей; -принимать участие в групповой работе; -корректно формулировать и отстаивать свою точку зрения; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Личностные: - проявлять интерес к изучению литературного чтения; -осознавать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; -осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; -выражать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Организационный момент.
Постановка проблемы.
Однажды в сказке французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я встретила слова, которые меня заинтересовали: «Все мы родом из детства. Все взрослые когда-то были детьми, только…»
-Ребята, это только часть высказывания. Слышал ли кто-нибудь из вас эту фразу полностью?( …)
-Постарайтесь предположить, как она могла бы закончиться?
-Я предлагаю вам в конце нашего урока снова вернуться к этим словам и проверить верность ваших предположений
5) Работа по теме урока.
* Слово об авторе.
-Я просила вас найти информацию об авторе. Коротко расскажите её по плану:
-Постарайтесь определить настроение поэта, с которым он писал стихотворение, его чувства.
(Поэт говорит с ностальгией, будто хочет вернуть то время. В каждой строчке грусть и благодарность школьным годам, потому что они были по-настоящему счастливыми. Грусть выражается в понимании того, что школьные годы прошли и их уже не вернуть. )
-Разделяете ли вы чувства поэта, близки ли они вам? Обосновать свой ответ.
* Чтение стихотворения учащимися.
*Анализ произведения.
-Определите жанр произведения. ( Стихотворение.)
-Сколько строф в стихотворении? (10 строф)
-Что вы можете о них сказать? ( Каждая строфа представляет собой четверостишие с перекрёстной рифмой. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки.)
-В чем поэт видит главное значение школы? Найдите эти слова и подчеркните.
( Мы стали взрослыми теперь,
Нам детства не вернуть.
Нам школа в жизнь открыла дверь
И указала путь.)
-Ребята, заканчивается четвертый год вашего обучения в школе. Вероятно, каждому из вас есть что вспомнить, чем гордиться, о чем грустить… Если бы вы оказались на месте Сергея Михалкова, о каких моментах вам хотелось бы рассказать своим читателям? (…)
7) Итог урока.
-Давайте вернемся к началу урока.
«Все взрослые когда-то были детьми, только… мало кто из них об этом помнит.»
-Ребята, я очень надеюсь, что школьные годы останутся навсегда в вашей памяти и в вашем сердце. И навсегда в душе сохранятся детская задорность, непосредственность и чистота помыслов.
-Понравился ли вам урок?
-Какой вид деятельности показался более полезным… интересным…?
-Кто хочет похвалить себя?
-Кому нужно над чем-то поработать?
Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.
12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.
– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России)
1.Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности.
Работа с пословицами. (слайд №4)
Учитель: Соберите части пословиц.
Комната без книги подобна телу без души. (английская)
Солнце взойдет - оживает природа, книгу прочтешь –просветляется ум. (монгольская)
Три дня не будешь читать книг, твоя речь потеряет прелесть. (китайская)
Обобщение учителя:
-В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения.Отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что замедляется его интеллектуальная деятельность.Беседа о необходимости формирования читательского интереса.
3.Актуализация знаний.(слайд)
Кроссворд на тему «Книги бывают разные». (Ответы: 1-словарь; 2-справочник; 3-сборник; 4-справочник; 5- учебник) (слайд)
Обобщение учителя:
-Учащиеся должны учиться работать с учебником и полученными знаниями, проявлять инициативу и самостоятельность.
4. Введение новой информации.
Цели формируются в процессе беседы. Прием целеполагания.
Цели и планирование.
Звучит фрагмент Гимна Российской Федерации.(аудиофайл)
-Учитель:на уроке мы узнаем, кто автор Гимна.
Прием целеполагания.
- Учитель: что вы уже знаете о Михалкове?(слайд №6)Портрет.
-Ученик:Сергей Владимирович Михалков, знаменитый поэт и баснописец, родился в 1913 г., а умер в 2009 в возрасте 96 лет.
-Учитель: что по этой теме хотели бы узнать? С чем познакомиться?
-Ученик: познакомиться с автором и его произведением.
-Учитель:Чему хотите научиться?
-Ученик: бегло читать, давать характеристику героев, выражать свое отношение к происходящим событиям.
Доклад (подготовленный ученик)
- Родился Михалков 13 марта 1913 года в Москве. Раннее детство Сергея Владимировича прошло в Подмосковье. Писать стихи начал с девяти лет. В годы войны был корреспондентом газеты «Во славу Родины», был ранен. Его произведения знают во всём мире. С.В. Михалков написал Гимн России. В 1999 году именем С.В. Михалкова названа одна из малых планет Солнечной.
Чтение стихотворения подготовленными учащимися. Включение в систему нового знания. Анализ стихотворения. Подчеркнуть главную мысль стихотворения в тетради. Задание дублируется на экране (слайд№7). Последующая взаимопроверка . Физминутка. «Вот так!»
- Как мы в школе живем? - Как мы в школу идем? - Как мы в школу бежим? - Как мы в школе молчим? - Как мы в школе сидим?
5. Первичное закрепление нового материала.
Анализ стихотворения.
Работа сучебником.Поиск информации.Главные герои стихотворения.
Учитель: кем стали друзья поэта? Выборочное чтение.
Работа со словарем в учебнике.Зачитывается значение новых профессий.
Работа с учебником.
Чтение стихотворения.Работа над логическими ударениями и паузами.
Определение жанра произведения и темы.
Составление модели обложки. (слайд №8)
6. Применение нового знания в стандартных ситуациях.
Выборочное чтение стихотворения. Знакомство с новыми профессиями.
Работа со словарем в учебнике.
-Соотнести картинку и профессию героев.(слайд№ 9)
7. Перенос новых знаний в новые условия.
Учитель:-Какие бывают строфы? (слайд№ 10).Учащиеся называют строфы.