Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 3 класс. Тема: И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений.»
Урок литературного чтения 3 класс. Тема: И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством И. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения; развивать память, речь, мышление.
Познавательные УУД
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении; объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря; создавать словесные картины по тексту стихотворения.
Оборудование:карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов И. Бунина, его портрет, аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. 3 класс;
Ход урока
Организационный момент. Слайд 1.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Пожелаем всем удач
За работу, в добрый час.
Проверка домашнего задания. Слайд 2.
Учитель: Ребята вашим домашним заданием было подготовка выразительного чтения стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотое слово». Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. (Несколько человек выразительно читают стихотворение).
-Выучил ли кто-нибудь стихотворение наизусть?
Дети, которые выучили стихотворение наизусть, рассказывают его.
-Сегодня мы продолжим работу над разделом учебника «Поэтическая тетрадь 2»
III. Сообщение темы урока
(Учитель читает стихотворение.)
Слайд 3. Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной.
Чернеет грязь в листве лимонной.
Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья...
Вся молодость моя — скитанья
Да радость одиноких дум!
Учитель: Ребята вы хотите узнать, кто написал это красивое стихотворение? (Ответы детей).
Слайд 4. Работа в группе
- А узнать автора этого стихотворения вам поможет кроссворд, который лежит у вас на столах.
-Ребята вы сейчас поработаете в группе.
Напоминаются правила работы в группе.
Слайд 5.По вертикали: 1. Солнце реже смеется, нет в цветах…. ( благовенья).2. Осень обещала: Я….( озолочу).3.Ласточка день начинает весенний. Летнюю….( ночь) завершит соловей.4.Жаворонок вызвенит…( песни хрустально). 5.Тешится, будем разливчатой ….( нивой).
По горизонтали: Бунин
Прочтите слово, которое получилось по горизонтали.
2.
О
З
4.
О
П
Л
Е
О
С
1.
Ч
3.
Н
5.
Б
У
Н
И
Н
Л
О
И
А
Ч
В
Г
Ь
О
О
Й
В
Е
Н
Ь
Я
- Прочитайте слово, которое у вас получилось. С каким писателем мы познакомимся сегодня на уроке. ( С Иваном Алексеевичем Буниным).
Слайд 6. - Предположите тему нашего урока. Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать?(Познакомиться с биографией писателя, с произведениями этого писателя).
- А вот какие стихотворения данного автора мы будем читать, вы узнаете, посмотрев содержание в конце учебника.
— Назовите произведения.
Учитель открывает портрет на доске, дети читают: Иван Алексеевич Бунин (1870—1953).
Учитель: ребята, я хочу познакомить вас с жизнью и творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Я предлагаю вам просмотреть небольшой видеоролик и запомнить интересные факты
Слайд 7. –ролик « Биография И.А.Бунина»
Резерв
Учитель рассказывает о поэте
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953гг.)
Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.
В семье было девять детей, но пятеро умерли: старшие братья - Юлий и Евгений, младшая сестра - Мария. Первые три года жизни будущего писателя прошли в Воронеже, затем отец, питавший слабость к клубам, картам и вину, был вынужден переехать с семьей в свое поместье - на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Стиль жизни Алексея Николаевича привел к тому, что промотано или роздано было не только его собственное состояние, но и то, что принадлежало его жене. Отец Ивана Бунина был человеком необыкновенно сильным, здоровым, жизнерадостным, решительным, великодушным, вспыльчивым, но отходчивым. Учиться Алексей Николаевич не любил, из-за чего в Орловской гимназии учился недолго, но очень любил читать, читал все, что попадало под руку. Мать была доброй, нежной, но с твердым характером.
Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя. Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи.
В 1881 году поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет, пробывший год в тюрьме по политическим мотивам и высланный на три года домой.
Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. В отрочестве его творчество носило подражательный характер: больше всего подражал М.Ю. Лермонтову, отчасти А.С. Пушкину, которому старался подражать даже в почерке.
В Москве молодой писатель познакомился со многими известными художниками и писателями: с Бальмонтом, А.П. Чеховым, В.Я. Брюсовым, Максимом Горьким.
В 1906 году в Москве познакомился с Верой Николаевной Муромцевой (1881-1961), ставшей в 1907 году его женой и верной спутницей до конца жизни. В 1909 году Российская Академия наук избрала Ивана Алексеевича Бунина почетным академиком по разряду изящной словесности.
В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе.
В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", где и провели всю войну. Иван Алексеевич отказывался от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупантами и старался постоянно следить за событиями в России. Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. Он умер тихо и спокойно, во сне. Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище под Парижем.
IV.Изучение нового материала
1.Мотивация.
-Знаете ли вы, что такое айсберг?
(Это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)
- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ним и его героями.
2. Цели учебной деятельности.
- На этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: «У каждого из слов душа своя…»
3.Работа над стихотворением «Детство»
Учитель: для начала представьте , что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.
Слайд 8. Работа в группах: художники, поэты
(У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с четырьмя лучиками, лучи белые).
На столах лежат конверты с заданием для каждой группы.
Предлагаю вам открыть конверты и прочитать задания.
Ребята, работаем, помогая друг другу.
Карточка с заданием для художников:
Уважаемые художники, представьте слово “ детство” в цвете.
Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово?
У вас на столах цветные карандаши, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство.
Рисуйте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны, вы можете их не использовать.
Задание: (решите, кто будет отвечать)
Почему вы выбрали именно эти цвета?
Какие цвета не использовали, почему?
Карточка с заданием для поэтов:
Уважаемые поэты, подберите к слову “детство” эпитеты.
Вспомните, что такое эпитет?
Уважаемые поэты, подберите существительные, которыми бы вы рассказали о детстве. Напишите цветными фломастерами эти слова на лучиках.
А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет становиться всё больше.
Проверка.
Учитель: Художники, несите свои солнышки, прочитайте своё задание всем.
А теперь я приглашаю поэтов, читайте своё задание.
– Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём!
Показываю рукой на солнышки: Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?
- Давайте мы прослушаем стихотворение «Детство» (звукозапись). - Как вы думаете, о чем это стихотворение? Или о ком? - Почему это стихотворение называется «Детство»? В нём рассказывается о маленьком Бунине? Как думаете?( Нет, в стихотворении говорится о сосновом боре. Автор вспоминает, как и что он чувствовал и ощущал, когда бродил в этом бору в детстве)
- Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли. (Чтение учащихся вслух.)
- Какие непонятные слова вам встретились?
Словарная работа.
– А теперь возьмите простые карандаши и прочитайте стихотворение самостоятельно. Аккуратно, еле заметной точкой, отметьте непонятные слова.
- Назовите близкое по значению слово к слову:
– Вспомните, о каком дереве говорит поэт? (О сосне). – Значит, бор – это лес, в котором растут… (сосны) бор – сосновый лес
аромат – запах
– А вот А. С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» употребил тоже это слово…
«Старичок к старухе воротился. Что ж? пред ним царские палаты. В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей».
– Значит, что же такое «палаты»? Это помещение.
зной - жара
сладостный – приятный, доставляющий удовольствие
прильнуть – прислониться
- Прочитайте, какие моменты детства навсегда остались в памяти Бунина?
Работа с текстом.
а) Чтение стихотворения по частям
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом…
-Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат?
-Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу.
-Верно, слово здесь эмоционально окрашено, передаёт чувства поэта.
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
-Ребята, а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?
-Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.
-Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чём не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора.
Ученики отмечают, что и слова весело, сладостней, тоже отражают авторское восприятие мира.
б) Работа с репродукцией картины И. И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем»
- А теперь мы посмотрим на репродукцию картины И. И.Шишкина.
-Посмотрите на сосны, какие они?
-Большие.
-Огромные.
-Красивые.
-Стройные.
-Высокие.
Что мы ещё видим на картине?
- Траву, землю.
-Почему картина называется «Сосны, освещённые солнцем»?
-Потому что с одной стороны они жёлтые. Значит, на них падает солнечный свет.
-От сосен падают тени. Это бывает в солнечный день.
Вывод.
-Перед вами солнечные палаты.
-Царские палаты создает человек.
-Кто создает палаты солнечные?
-Солнечные палаты никто не создает, их нельзя создать.
Их создает природа.
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шёлк…
-Что необычного в этих строчках?
-Во-первых, повторяется дважды слово повсюду.
-Почему? Ведь можно бы его можно употребить только один раз, предположим, так: «Повсюду блеск и яркий свет…»
- Это помогает усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь – везде, повсюду разлит солнечный свет.
- «Песок - как шёлк…».
- Какой литературный приём использует автор?
- Красивое сравнение. Необычное.
-В чём его необычность? Думаем все вместе.
-Шелк – мягкий, нежный.
-Если перебирать его руками, он струиться переливается, блестит. Может ли песок блестеть на солнце?
-Обратите внимание на многоточие:
-Автор в этом месте как бы останавливает нас, чтобы мы представили эту картину, пережили ее, ощутили этот песок и даже услышали, как он струиться: «Песок - как шёлк…».
-Обычно мы не обращаем на песок под ногами. Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует только радостный, счастливый человек.
…Прильну к сосне корявой…
- Подберите к этому слову синонимы-близкие по значению слова.
-Прильнуть – прислониться.
-В чем разница? Убеждаемся, что опять в особой эмоциональности, в «душе» слова: прильнуть – с лаской, нежно прислониться даже к корявой сосне.
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.
-Представьте, что мы сейчас в лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?
-Да. Сосны живут долго.
-О чём говорят эти великаны?
-Они говорят, что мы очень маленькие.
- Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И, кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
-На примере этого четверостишия, ещё раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:
– Подумайте над вопросом:
-Какое настроение соответствует этому стихотворению? (Радостное, весёлое, бодрое, приподнятое.)
– Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем Ивана Ивановича Шишкина? Почему? (Пейзаж красив и стихотворение красивое)
Вывод: И картина и стихотворение вызывают радостное настроение.
– Какими представляете вы себе людей, которые могут так воспринимать природу? (Добрыми, ласковыми, красивыми, наблюдательными.)
– Что бы вы могли сказать об Иване Алексеевиче Бунине? (Его стихи легко читаются, хорошо чувствует природу)
4. Выразительное чтение стихотворения.
- Наступил самый ответственный момент. Начинаем готовиться к выразительному чтению стихотворения. Работать будете в парах. Определите главные, важные слова, которые помогут ярче представить настроение автора, красоту соснового бора.
– Прочитайте стихотворение вслух
IV. Физкультминутка
Птички кушать захотели,
Поискали зернышек.
То присели, то взлетели.
Все клевали и клевали,
Пока сильно не устали,
Улеглись на солнышке.
(Постучать пальцами о колени, по бедрам, по животу, по бокам и встать, выпрямиться. Затем постучать по крышке парты, сиденьям.)
V. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение стихотворения «Полевые цветы»
— А сейчас прочитайте название следующего стихотворения.
— Какие полевые и луговые цветы вы знаете? (Ромашка, васильки, колокольчики, золотистые лютики, зверобой и др.)
— Что значит «их привезли из-за синих морей»? (Значит, привезли издалека.)
— А как поэт показывает цветы полевые? (Он их называет скромными сестрами и братьями заморских цветов.
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они...)
Благовонный — ароматный, душистый.
— Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? (Ответы детей.)
— Почему автора привлекают скромные полевые цветы? (Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные» и «говорят про давно позабытые светлые дни».)
(Выразительное чтение стихотворения.)
3. Беседа о стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги...»
— Самостоятельно прочитайте третье стихотворение И. Бунина — «Густой зеленый ельник у дороги...».
(Дети читают сначала про себя, затем вслух.)
— Что произошло в зеленом ельнике? Как вы поняли? (В ельнике шел олень. А потом вдруг появилась охотничья собака. Автор показал нам, как красиво олень убежал.)
— Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать все то, что хотел донести до нас автор.
(Выразительное чтение стихотворения.)
VII. Подведение итогов урока.
- Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?
- Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Почему?
- Ребята, а какой вывод можно сделать исходя из тех стихотворений, с которыми мы с вами сегодня познакомились.
Вывод.
— Природа для Бунина — живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.
-Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.
-Бунинское слово теперь распахивает свою неповторимую «душу».
– Удалось ли вам проникнуть в душу поэта, узнать его чувства?
VIII. Рефлексия
- Ребята, а давайте создадим свою елочку настроения, посмотрите у вас на столах лежат предновогодние шарики настроения, выберете шарик с тем настроением, которое у вас после нашего урока. Давайте прикрепим ваши шарики на елочку. (Дети рядами выходят и крепят шарики).
- у вас отличное настроение.
- вас хорошее настроение
- настроение плохое
- Ребята посмотрите, какая нарядная у нас получилась елочка. Я тоже ухожу с нашего урока с отличным настроением и поэтому я тоже прикреплю шарик на елочку.
Домашнее задание
Выучить стихотворение «Детство». Нарисовать иллюстрации к стихам.