1.Организационный 2.Подготовка учащихся к работе на основном этапе | -Ребята, прослушайте музыкальное произведение и попробуйте определить о каком времени года она написана? (звучит произведение А. Вивальди из цикла "Времена года.Весна") -Как бы вы озаглавили данное музыкальное произведение? -Вы сказали, что слышали раскаты грома, а в какие месяцы бывает гроза? -Какие картины обычно вы представляете, когда речь заходит о грозе? -В глубокой древности люди очень боялись грозы и молний. Они считали , что это боги гневаются на них. У каждого народа был свой бог, который олицетворял данное природное явление. У древних греков-Зевс.Поэтому его изображают с молнией в руке. У русских народов-Перун.Однако с первой грозой и первым громом были связаны не толькосуеверия, касающиеся непосредственного изменения погодных условий. Считалось, что гроза предвещает пробуждение природы и является знаком окончательного ухода зимы — так, многие из наших предков, видя первые молнии, думали, что это Перун своим оружием добивает зимнее воинство. Гроза в начале мая в те времена была, безусловно, приятным, хоть и страшным и впечатляющим событием, поэтому о ней писали стихи и даже песни вплоть до наших дней. -С помощью опорных слов определите тему нашего урока (весна, молния, гром, гроза, радость, ручьи, веселье) | -Весна, потому что слышны журчание ручьев, пение птиц и раскаты грома Варианты"Наступление весны","Весеннее настроение"... -Мы будем читать стихотворение о весне, о грозе |
3.Первичное восприятие текста | -Прослушайте стихотворение Федора Ивановича Тютчева "Весенняя гроза " и определите каким настроением проникнуто это произведение Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев любил и воспевал природу. Любимым временем года поэта была весна, время обновления всего живого. Стихотворение "Весенняя гроза" наполнено радостью и ликованием. Гроза У Тютчева прекрасная и сильная, веселая и торжествующая. -В тексте встретятся трудные незнакомые слова, объясню их значение Перлы-жемчужины Гам-шум Вторит-повторяет Гера-богиня юности у древних греков | -Бодрое,ликующее, радостное, веселое |
4.Проверка понимания изученного Физминутка | Чтение "про себя" -Прочитайте первые строфы и скажите, какая гроза в стихотворении? -Какие строки в стихотворении доказывают, что она молодая? Этот прием называется олицетворение, когда неодушевленным предметам переносятся свойства одушевленных предметов. -Где герой наблюдает грозу? -Нравится ли ему наблюдать за грозой, докажите? -Возьмите простой карандаш и подчеркните слова , которые помогут вам выразительно прочитать строки (люблю, резвясяи играя, грохочет) -Эти слова-глаголы обозначают действие, движение, поэтому прочитаем строки ритмично, как будто мы маршируем и говорим. -Автор не только изображает грозу, но и помогает услышать ее. Как? Послушайте, как я прочитаю первые строфы стихотворения. Какой звук передает звук грома? -Читаем вторую строфу -Расскажите,какую картину вы представили перед собой при чтении этих строк? -О каких нитях пишет поэт? Этот прием в литературе называется метафора-сравнение -Поэт радуется дождю, он счастлив от того, что оказался в лесу и увидел все это. Попробуйте передать настроение поэта при чтении . -Читаем третью строфу -Какие образные выражения использует поэт, чтобы показать ликование окружающего мира? -Встаньте, пожалуйста, из-за парт и движениями будем сопровождать каждую строчку строфы. С горы бежит поток проворный(ходьба на месте) В лесу не молкнет птичий гам(взмахи руками) И шум лесной, и шум нагорный(хлопки) Все вторит весело громам(быстрый бег на месте) -Ребята, вы внимательно слушали стихотворение, поэтому попробуйте найти "волшебное слово", в котором спрятаны звуки грома и звуки дождя -Подскажите, пожалуйста остальным ребятам, в какой строфе это слово Автор заканчивает стихи о грозе строчками о Зевсе и Гебе. Зевс-повелитель грома и молнии. А дождь для поэта-божественный напиток бессмертия и вечной молодости, который проливает из своего кубка на землю"ветреная" Геба. Так автор подчеркивает, чтожизнь-божественное явление, приравнивает чувства человека и чувство богов. | -Молодая, веселая, игривая. Наверно, она быстро началась и закончилась. -"Как бы резвяся и играя", как будто маленький ребенок -На природе, около леса или в лесу -Нравится, потому что автор пишет "люблю грозу" -В словах гроза, первый, гром, резвяся, играя, грохочет я слышу звук "р" -"Поток бежит, все вторит весело громам, птичий гам" -В четвертой строфе слово "громокипящий" |
8.Рефлексия | - У вас на партах лежат карточки, которые вам необходимо заполнить. Подумайте, как вы работали на уроке, довольны ли вы своей работой? Интересно вам было или скучно? Был ли для вас урок полезным? Все ли вы поняли? 1. Я работал отлично, в полную силу своих возможностей. Чувствовал себя уверенно. 2.Я работал хорошо, но не в полную силу. Испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неверно. 3.У меня не было желания работать. Сегодня не мой день. -Поднимите руки, кто выбрал 1 вариант ответа, 2 вариант, 3 вариант | |