Урок литературного чтения «Загадочные буквы» В Данько
Мультфильм про алфавит.
Читает стихотворение:
В дорогу взять ты не забудь
«Ключей» надежных связку –
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Подготовленные заранее ученики читают
по ролям стихотворение В. Берестова «Учебник»
– Учитель у меня
в портфеле…
– Кто? Быть не может! Неужели?
– Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
Учитель показывает обложку учебника, организует диалог с учащимися по вопросам:
– Почему учебник называют в этом стихотворении учителем?
– Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображены дети с книгой и герои литературных произведений?
– Какова роль чтения в жизни каждого из нас?
– Прочтите название учебника.
– Почему учебник так назван?
Предлагает вспомнить правила обращения с книгой и прочитать памятку.
Задаёт вопросы:
– Почему необходимо беречь книгу?
– Объясните смысл русских народных пословиц и поговорок:
Испокон века книга растит человека.
Дом без книги что изба без окон.
С книгой жить – век не тужить.
Просит прочитать название первого раздела учебника, организует беседу с учащимися по вопросам:
– Как вы думаете, о чём расскажут нам произведения по теме «Жили-были буквы»?
– Отгадайте загадку:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
Читает статью и задаёт вопросы по прочитанному тексту:
– Чему посвящён первый раздел учебника?
– Кого называют настоящими волшебниками? Почему?
Проводит беседу по вопросам:
– С чего должно начинаться знакомство с новым произведением? (С чтения фамилии автора.)
– Как называется стихотворение В. Данько? Прочтите.
– Можно ли по названию произведения узнать, о ком или о чём пойдёт в нём речь?
Как вы думаете, можно ли буквы из нашей азбуки превратить в загадочные?
Предлагает прочитать записанные на доске слова сначала по слогам, затем целыми словами:
про-гло-ти-ла – проглотила
от-кро-ем – откроем
вой-дем – войдем
жуж-жит – жужжит
при-ят-ный – приятный
спа-са-ет-ся – спасается
у-серд-но – усердно
от-клик-нет-ся – откликнется
по-гла-дим – погладим
за-вер-тит-ся – завертится
на ско-во-род-ке – на сковородке
Предлагает прочитать стихотворение В. Данько «Загадочные буквы» и записать в «окошки» отгаданные буквы.
Организует диалог с учащимися по вопросам:
– Что помогло вам отгадать буквы – рисунки или слова из стихотворения?
– Объясните, почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?
– Назовите сначала самые «весёлые» буквы.
– Назовите буквы «зубастые».
– Какие буквы можно назвать «вкусными»?
– Придумайте названия остальным буквам.
Читают стихотворение: один называет букву, другой читает предложение.
Физкультминутка (Хомячок)
Проводит игру «На что похожи буквы?».
Предлагает прочитать понравившееся двустишие и обратить внимание на последние слова в каждой строке:
Ц – лягушку проглотила.
Л – тележку покатила.
Нос приятный любит запах.
Кот на мягких ходит лапах.
Организует эвристическую беседу.
– Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются.
Рифма – повтор в окончаниях строк.
Просит найти слова, которые рифмуются, и прочитать их:
проглотила – покатила
запах – лапах
зубы – шубы и др.
Читает стихи А. Максакова и предлагает найти в них ошибку и назвать слово, которое подходит по смыслу:
– Ой, – кричат вокруг хозяйки, –
В огород забрались майки.
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли шапки.
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка.
Мышка спряталась под горку
И грызёт тихонько норку.
Итог
Проводит беседу по вопросам:
– Как называется новый учебник?
– С каким разделом учебника мы начали знакомство?
– Какое произведение мы читали на уроке?
– Кто автор этого произведения?
– Почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?
У вас на партах солнышко и тучка. Кому понравилось сегодня на уроке, у кого всё получилось, поднимите солнышко.
А если кто недоволен своей работой или было скучно, поднимите тучку.
Урок окончен. Завтра пойдем записываться в библиотеку., потому что книга – источник знаний! (на доске)