Организационный момент. Прозвенел и смолк звонок Начинается урок На меня все посмотрели И за парты тихо сели. Руки – вместе, Ноги на месте, Локти – у края, Спинка – прямая -Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Начинаем урок лит. чтения Речевая разминка -Что нужно для того, чтобы стать настоящими читателями? (Уметь грамотно, выразительно, внимательно, вдумчиво читать) Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку. ЛИ – ЛИ - ЛИ – ЛИ - мы с тобой читатели; АТЬ – АТЬ – АТЬ – любим книги мы чи ____________; ЮТ – ЮТ - ЮТ - ЮТ - книги знанья нам да __________;_ УТ – УТ – УТ – УТ – в мир фантазии вед_________. -Прочитайте глазами. Допишите слова в рифму. -Прочитайте шёпотом и медленно. -Прочитайте громко и быстро. Чтобы отправится дальше в страну книг и фантазии и узнать с произведениями какого писателя мы сегодня познакомимся, нужно собрать багаж наших знаний. Давайте вспомним название раздела, в котором находятся изучаемые произведения «Писатели - детям». Как называют писателей, которые пишут для детей и о детях. Детские писатели. «Кластер» Узнайте детского писателя по его произведению. Зайку бросила хозяйка. Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок. 2. Скачет сито по полям, А корыто по лугам. За лопатою метла Вдоль по улице пошла. Топоры-то, топоры Так и сыплются с горы. Испугалася коза, Растопырила глаза: "Что такое? Почему? Ничего я не пойму". 3. Я откровенно признаюсь, Что в темноте я спать боюсь. Когда вокруг меня темно И занавешено окно, Мне так и хочется вскочить И поскорее свет включить. Я чувства этого боюсь, Но силой воли с ним борюсь – Я говорю себе: «Лежи! Глаза закрытыми держи!» 4. Собирались лодыри На урок, А попали лодыри На каток. Толстый ранец с книжками На спине, А коньки под мышками На ремне. Аг__ия Барт__ Корней Чуков__кий Сергей Михалк___ Самуил Маршак - Вставьте пропущенные буквы и вы узнаете, с каким детским писателем мы сегодня познакомимся Знакомство с автором и названием произведения. НОСОВ Николай Николаевич Носов (портрет) - Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые. Методический прием «Корзина понятий». Сведения об авторе. - Что вы знаете о творчестве Н.Н.Носова? - Что бы дополнить свои знания, прочитайте текст о Н.Носове. Родился Николай Николаевич Носов в Киеве 23 ноября 1908 года (114 лет назад). В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке. После окончания института стал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды. Писателем он стал как бы случайно. Когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Так Носов начал сочинять различные истории не только для сына, но и для его друзей. Носов очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась их непосредственность, их фантазии, выдумки. Поэтому главными героями рассказов являются ребята, школьники, маленькие дети. Самый известный его литературный герой – Незнайка. - Кто из вас читал произведения Н. Носова? -Какие произведения вы читали? - Рассмотрите выставку книг писателя. - Вам хочется узнать, как называлось первое произведение Носова, которое он написал для своего сына? - Тогда найдите слово, которое здесь зашифровано. Закрасьте жёлтым карандашом в | у | г | р | и | с | м | о | т | б | а | м | к | о | я | у | ж | ы | ю | з | у | з | а | т | е | й | н | и | к | и | - Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)! -Сформулируйте тему урока. - Какие задачи вы перед собой поставите? - Сформулируйте задачи урока, используя опорные слова. Познакомиться с… (рассказом) Проанализировать … (поступки героев произведения) Определить… (чему учит произведение). Словарная работа. -Ребята, а кого называют затейниками? От какого слова оно произошло? Обратимся к толковому словарю. Затея – 1. Предпринятое кем-либо дело 2. Развлечение, забава Затейник, затейница - 1. Весёлый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям. 2. Руководитель массовых игр, развлечений. Итак, затейник — это организатор веселья. (Весёлый человек, способный к забавным выдумкам, затеям) -Подберите синонимы к слову затейники. (Фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки, массовики). -Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где? -А как вы думаете, у нас в классе есть затейники? «Затейники» - первый рассказ Н.Н.Носова, был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 г. Методический приём «Предположение» или «Отсроченная отгадка» -Сегодня мы с вами прочитаем рассказ Н.Н. Носова «Затейники». -Откройте страницу 51, внимательно посмотрите на картинку. -Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе? (Предположения детей) -Прочитайте ключевые слова Игры, сказка, три поросёнка, волк, домик, схватил за ногу, испугался, убежал, обрадовался, Петя, Валя. -Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым? Первоначальное восприятие произведения. - Чтобы проверить наши предположения, давайте посмотрим и послушаем текст произведения Н.Носова «Затейники» (Презентация клип - слайдов ) - Вы посмотрели и прослушали рассказ. 1. Понравился вам рассказ? 2.Правильное ли предположение вы сделали? 3. Какой момент изображен на иллюстрации? 4. Грустный или весёлый рассказ? 5. Кто герои рассказа? 6. Назовите их имена. - Немного отвлечемся от нашей интересной работы. Сделаем физкультурную паузу. Это лёгкая забава- Повороты влево-вправо. Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. Вторичное осмысленное чтение произведения детьми. Работа с текстом. Словарная работа по ходу чтения. По ходу чтения запоминайте непонятные слова и находите ответы на вопросы: Словарная работа: «подкрался на цыпочках» - это как? (показать) «Пирамидная история» Кто? Дети Петя и Валя Где? Дома в комнате Когда? Когда остались одни дома Что делали? Читали сказку «Три поросёнка», сделали домик, спрятались в нём, испугались, выскочили, перестали играть Кто рассказчик? (мальчик Петя) - Какую сказку читали дети? - Что решили построить ребята для игры? - Найдите в тексте, как дети строили домик? - Почему же там было так темно? - Кого дети больше всего боялись? - Прочитайте, что Валя сказала про волка? -Почему дети подумали, что это мог быть серый волк? -Действительно ли был волк? -Почему Валя сразу не сказала? -Почему мальчик боялся подойти к столу? -Прочитайте, почему дети не стали больше играть? Работа с текстом в группах. План-задание для 1 ряда: 1). Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился. 2). Прочитайте отрывок по ролям. План-задание для 2 ряда: 1). Прочитайте, что испугало детей в начале рассказа. 2). Прочитайте отрывок по ролям. План-задание для 3 ряда: 1). Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату? 2). Прочитайте отрывок по ролям Работа в парах Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Попробуйте расставить части текста по порядку, у вас получится план к данному рассказу. Может быть это серый волк? Дети читали сказку «Три поросенка». Так и не стали играть в «три поросенка». Постройка домика. - Кто справился с заданием? Проверяем. Оцениваем свою работу. План 1.Дети читали сказку «Три поросенка». 2. Постройка домика. 3. Может быть это серый волк? 4. Так и не стали играть в «три поросенка». Оцените свою работу в паре. -Понравилась ли вам игра детей? А детям? -Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей. -Сколько будет ролей в рассказе? (автор, Петя, Валя). -Каждая группа выберет, кто будет читать за автора, Петю и Валю. -Каждая группа читает свой отрывок. «Согласен – не согласен» + , - Подведение итогов. Вывод. Приём «Толстые и тонкие вопросы» -Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать) -За что можно их поругать? (Нельзя нагонять на себя страх, выбирать игры поспокойнее) -Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? (Нельзя играть с одеялом, с постелью) -Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные) -Что скажете вы? Вывод: - Как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему? -А вы боитесь темноты? Почему? -Что бы вы посоветовали детям? - (Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.) - Можно ли сказать, что Носов смеется над своими героями? (Нет, он любит своих героев, а смеётся над чертами характера, особенностями: трусостью, ненужным воображением от страха…) Рефлексия деятельности. Подберите пословицу к рассказу. Не думай о страхе, так его и не будет. Трусливому зайке и пенёк - волк. У страха глаза велики. Рефлексия деятельности. Подведение итогов. Выставление оценок. - Вернемся к поставленным в начале урока задачам. Всё ли у нас получилось, всего ли достигли? - Оцените свою работу на уроке. Посчитайте набранные баллы, выставите себе оценку согласно критериям на слайде. Лучики солнца. - Представьте себя лучиками солнца. Разместите лучики на солнце согласно вашему настроению: желтые - мне очень понравился урок, получил много информации, красные – урок не интересный, информации не получил. Я предлагаю вам самим выбрать карточку определённого цвета с домашним заданием, но знайте, красный цвет – самое трудное задание, зелёный – задание полегче, а голубой - задание, с которым каждый сможет справиться. Голубая – читать по ролям. Зелёная – подробный пересказ. Красная –продолжить рассказ со слов «Однажды дети снова остались дома одни…» -Молодцы, спасибо за урок. |