Планируемые результаты: учащиеся научатся читать стихотворения и загадки выразительно, представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Оборудование: выставка книг по теме урока; иллюстрации учащихся; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
Организационный момент
Речевая разминка
Карточка №1
Прочитайте стихотворение жужжащим способом.
Марту дремлется легко
Вскрылись чёрные дороги —
Солнце греет горячо,
Но в сугробе, как в берлоге,
Марту дремлется легко.
По нему еще на лыжах
Пробегают смельчаки.
Спит он сладко и не слышит,
Что смеются ручейки.
Г. Новицкая
Начните читать медленно и постепенно ускоряйте теми.
Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп
Начните читать шепотом и постепенно увеличивайте голоса.
Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.
Прочитайте выразительно.
О чем это стихотворение?
Как вы поняли его содержание?
Почему автор считает, что «марту дремлется легко»? ( Ответы детей.)
Постановка целей урока
Вот вы и готовы читать стихи. Послушаем ваше чтение наизусть, посмотрим нарисованные иллюстрации о весне.
Проверка домашнего задания
Посмотрите на выставку иллюстраций.
Прочитайте строчки из произведений к ним.
Работа по теме урока
Стихотворения о весне
Вы принесли сборники стихов русских поэтов о весне, какие из них вам хочется прочитать всем?
Прочитайте стихотворения. Не забывайте называть название сборника и художника-иллюстратора. (Выступления детей.)
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
1. Приметы весны
Какие приметы весны показаны в стихотворениях? Прочитайте их.
Какие еще приметы весны вы знаете?
Настоящая весна начинается 22 марта с астрономического
равноденствия, когда день равняется ночи, солнце из Южного полушария перемещается в Северное, а вместе с ним и тепло. В это время солнечные лучи падают под прямым углом к экватору. Считается, что весна начинается с того времени, когда среднее температура воздуха переходит через 0 °С к плюсу.
Судить о приходе весны можно по такому явлению, как лет птиц. Давным-давно известно, что весна — разнообразная пора года. Погода в это время быстро меняется даже в течении одного дня. Тем не менее по различным приметам можно определять не только какая будет весна, но и некоторые особенности наступающего лета.
В народе существует очень много разных весенних примет.
Карточка №2
Увидел скворца — знай: весна у порога.
Журавль прилетел — скоро лед сойдет.
Март холодный — год хлебородный.
Длинные сосульки — к долгой весне.
Когда ранней весной сверкает молния, а грома не слышно — будет сухое лето.
Когда весной летит много паутины — то лето будет жарким.
Если из березы течет много сока — то лето будет дождливым.
Когда птицы гнезда вьют на солнечной стороне — это к холодному лету.
Когда снег тает с южной стороны муравейника — то лето будет холодным и коротким, а с северной — теплым и продолжительным.
Зори багровые — к ветрам.
Когда кукушка кукует на сухом дереве — это к морозу.
Купаются воробьи ранней весной — к теплу.
На небе синие облака — к теплу и дождю.
Высоко плывут облака — к хорошей погоде.
Вокруг луны видно кольцо — жди ветра.
Когда гуси летят низко, то и воды будет мало, а когда высоко, то жди много воды.
Первый гром гремит при южном ветре — весна будет теплая, при западном — дождливая, при северном — холодная, при восточном — теплая и сухая.
Когда перелетные птицы летят большими стаями — это к дружной весне.
Прилетели дрозды — значит, морозов уже не будет.
Зяблик летит — к холодам, а жаворонок — к теплу.
У человеческого жилья много синиц — значит, весна будет холодной.