3. Открытие новых знаний. Определение темы и постановка учебной задачи. А). Работа с текстом до чтения. Б). Работа с текстом во время чтения. В). Работа с текстом после чтения. Выявление проблемы и её решение. Работа в группах. | -Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? -Какую учебную задачу поставим? (познакомиться с новым произведением) -С каким произведением мы будем работать? (дети открывают учебники, находят заголовок и фамилию автора произведения) -Прочитайте заголовок произведения. («Бабка») -Назовите фамилию автора. (Валентина Осеева) Слайд 3. -Можем мы предположить, о ком будет говориться в произведении? -О чём это произведение? Попробуйте предположить, каким оно будет: шуточным или поучительным? (высказывания детей) Проверить свои предположения вы сможете, прослушав произведение (использование аудиозаписи в исполнении мастеров художественного слова; по ходу чтения дети отмечают непонятные слова). - Что хочется сказать? Трудно? Какие чувства и мысли у вас вызвало это произведение? -Какие непонятные слова встретились в рассказе? (сундук) Кто может объяснить? Слайд 4. Слайд 5. Найдите подходящую модель обложки к нашему произведению (определение жанра и темы). Рассказ: шуточный или поучительный? -О ком рассказ? Кто главный герой? (Борька, бабка) Мнения разделились. У нас появилась проблема. Нам предстоит в этом разобраться. Работа по группам: Слайд 6. Задания для работы в группах: I.Пронумеруй предложения так, чтобы показать, в каком порядке происходили события: 1.Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. 2. « От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает». 3. «Наша бабка лучше всех, а живёт хуже всех – никто о ней не заботится». 4 «По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать». 5.«Не придёт утром бабка!» Вспомни пословицу, которая наиболее точно характеризует главную мысль автора. Обоснуй. II. Составьте портрет героини с доказательствами по плану: Имя, возраст. Внешность. Судьба. Род занятий, образование. Личные качества. Речь. Место в семье. III. Выбери бабкины пословицы (Зачитай их). Объясни их смысл. -Какое отношение домочадцев к бабке? (доказательство) -Заслужила ли она такое отношение к себе? IV. Расскажи о жизни Борьки от его же лица. V. - Когда у Борьки начало меняться отношение к бабушке? Проинсценируйте эпизод с товарищем. -Значит, Борька задумался? -Неужели бабушке нужно было умереть, чтобы все поняли, что нужно любить друг друга?! Делаем вывод из сказанного: Пока человек рядом, мы не замечаем, сколько добра он нам делает, и принимаем это, как должное, не дарим ему свое тепло и любовь. А когда теряем этого человека, ощущаем пустоту в душе и боль. Но исправить уже ничего не можем. (Что имеем не храним, потерявши плачем). Осеева учит любит близких, пока они живы. | Умение принимать и сохранять учебную задачу. Умение организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками и учителем. Умение выражать свои мысли. Умение определять и формулировать главную мысль текста. Умение выполнять практико-ориентированные задания: находить информацию в тексте изучаемого произведения, интерпретировать текст. Умение выделять суть нравственных поступков героев, видеть мотивы поведения героев, формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности; давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественных произведений. |
9.Рефлексия учебной деятельности. | - Какую учебную задачу мы поставили? Смогли ли мы её достичь? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Чем бы вы хотели заняться на следующем уроке? - Что я нового узнал для себя? - Что во мне изменилось в результате моей деятельности? А закончить наш урок мне бы хотелось прекрасным стихотворением Л.Татьяничевой «Берегите старых людей». Для весенних весёлых ветвей Корни более чем родня… Берегите старых людей От обид, холодов, огня. За спиной у них – гул атак, Годы тяжких трудов и битв… Но у старости – ломок шаг И неровен дыханья ритм. Но у старости – силы не те. Дней непрожитых мал запас… Берегите старых людей, Без которых не было б вас! | Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности. |