kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения. В.В.Бианки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поможет учителю начальных классов в разработке урока литературного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. В.В.Бианки»

Урок литературного чтения.

В.В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка» 2 класс

Тема урока: В.В. Бианки «Хитрый Лис и Умная Уточка»

Цель урока:

1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.

2.Развивать навыки выразительного чтения.

3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.

4. Учить подробно пересказывать художественный текст согласно

составленному плану.

5.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

6.Формировать навыки учебной деятельности учащихся, умение планировать свою деятельность, оценивать результат своей деятельности, развитие коммуникативной культуры учащихся, формирование интереса к изучению литературного чтения.


Задачи урока:

Образовательные:

Читать сообщение об авторе; находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.

Дополнять информацию об авторе.

Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема, герои).

Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.

Пересказывать текст на основе опорных слов.


Развивающие:

Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Совершенствовать культуру речи учащихся.

Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;

Формировать интерес к изучению литературного чтения.


Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель. Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума. (Слайд 1)

- Что мы должны узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения?

(Ответы детей)

- Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?

(Ответы детей)

- Кто пришёл на урок в отличном настроении. Покажите сигнальную карточку с восклицательным знаком.

У кого просто хорошее настроение – поднимите карточку с плюсом.

Кто не может определить, какое у него настроение, пусть поднимет карточку с вопросительным знаком.

-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Учитель: Внимание на экран! Сейчас мы проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы. Вы – внимательно слушать и отвечать на них. За правильные ответы вы получите баллы.

Вопросы викторины.

  1. Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, то

тише, то громче, то реже, то чаще. Трещотка трещит деревянная, да и только. Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл.

- О ком говорится? Как называется произведение? (об аисте «Кто чем поёт?»

2. Одеяло убежало, улетела простыня.

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня…. (о грязнуле «Мойдодыр»)

  1. Мы пчелиный рой – друг за дружку горой. Кружим, жужжим, жалим, грозим большим и малым. ( о пчёлах «Теремок»)

  2. Надоело щенку гонять кур по двору. «Пойду – ка, - думает,- на охоту за дикими зверями и птицами.» («Первая охота»)

  3. Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий, сильный. Я как шлёпну хвостом по воде, так меня и подбросит. (Рак «Хвосты»)

  4. Закрутил, закрутил головой. Заскрипела его жёсткая шея – тоненький-тоненький писк послышался. (Жук – усач «Кто чем поёт»)

Учитель: Какое произведение было лишним? (Ответы детей. Одеяло убежало…. Потому что это произведение К. Чуковского, а остальные В. Бианки).

Оценка деятельности.

Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на парте. Напишите своё имя. Если вы считаете, что правильно ответили на все вопросы викторины, то поставьте (!), если вы немного ошиблись, поставьте (+), если вы почти ничего не угадали (?).


Определение темы урока.

Учитель: Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей).

(Учитель открывает доску. На ней написано Виталий Валентинович Бианки).

Учитель: Используя запись на доске, прочитайте фамилию, имя, отчество писателя.

(Другая часть закрыта.)

Эту часть мы откроем в течении урока.


( Под надписью картинки с изображением деревьев, цветов, птиц, зверей.)

Учитель: Разделите эти картинки на группы. Сколько групп получилось?

(два ученика выходят к доске). Какие группы можно объединить? (деревья и цветы-растения, птицы и звери – животные). А если объединить все эти картинки, какая группа получится? (Природа).

Предположение: О чём писал Виталий Витальевич Бианки?

Оцените свою работу. Поставьте нужный знак в таблицу.

Учитель: Откройте читательские дневники и запишите тему урока.


Работа в парах.

Учитель: Предлагаю поработать в парах. Нам надо составить план урока. Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.

(Учащиеся выполняют задание – составляют план урока, выбирают порядок деятельности при помощи карточек с надписями: Знакомство с писателем. Знакомство с произведением. Составление плана. Пересказ. Закрепление нового материала.) два-три ученика читают получившийся план.

Учитель: Вы хорошо потрудились, оцените свою работу. Поставьте в таблицу знак (!), если вы без ошибок составили план работы. Поставьте знак (+), если вы немного ошиблись. Если вы не смогли составить план урока, поставьте знак (?). Учитель: Предлагаю отдохнуть.

3.Физкультминутка. (Слайд)

4. Учебно – познавательная деятельность.

Слово об авторе (знакомство с писателем).

Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки. Почему его называли не только писателем. Но и учёным, вы узнаете чуть позже.

Сообщения учащихся (индивидуальное домашнее задание).

Учитель: Предлагаю послушать сообщения о писателе. (слайды)

1. Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же он стал увлекающимся и артистичным человеком. От отца он унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».

2. Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара.

Детям хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире расположился небольшой зоопарк.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником.

А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом.
Разными были интересы. Но своим главным учителем Бианки считал отца.

Он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они превратились в увлекательные рассказы и сказки.

За 35 лет творческой работы Виталий Валентинович Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и заметки о жизни животных, о природе. Читатели ему писали много писем и он отвечал на них. Его произведения переводили на многие языки мира.

Свои сообщения дети прикрепляют на доску на магниты.

Учитель: Вы уже обратили внимание на небольшую выставку книг. Эти книги из нашей школьной библиотеки. Я предлагаю вам их прочитать. Здесь книги не только В. Бинки, но и других авторов, которые пишут о природе для детей.

Работа с учебником стр. 105

Учитель: Откройте учебник на стр. 105. Прочитайте самостоятельно жужжащим чтением статью о писателе. 2-3 учащихся читают вслух.

Учитель: Вы послушали выступления ваших одноклассников, прочитали текст в учебнике. Что вам запомнилось из жизни писателя В.В. Бианки? Теперь вы сможете ответить на вопрос. Я его напомню.

- Как вы думаете, почему В.В. Бианки называют не только писателем, а ещё и учёным?

(Ответы детей: он не просто писал о природе, он её изучал. Записывал все свои наблюдения и потом писал рассказы и сказки).

Учитель: Какой пункт плана мы уже выполнили? Что мы будем делать дальше?

(Знакомиться с произведением)

Учитель: Откройте учебник на стр. 106.

-Как можно узнать, о чём будет произведение?

(Ответы детей: можно догадаться по названию. Можно догадаться по иллюстрации).

Учитель: На какие же мысли вас наводит название произведения и иллюстрация?

(Ответы детей)

Учитель: Допишите тему урока.(Открыть оставшуюся часть: Хитрый лис и умная уточка.)

Физкультминутка. (слайд)


Продолжение учебно-познавательной деятельности.

Учитель:

Давайте прочитаем произведение В.В. Бианки, которое называется «Хитрый лис и Умная Уточка». Возьмите в руки простой карандаш, чтобы отметить точкой непонятные слова и выражения. Будьте внимательны!

- (утки в отлёт собрались, утятинкой раздобудусь, поднялась на крыло, ключ из-под земли бьёт, полынья,)

Вопросы по тексту:

Учитель: Вы прослушали произведение «Хитрый лис и Умная уточка».

- Определите – это художественный текст или научный?

(Ответы детей: художественный, потому что автор передаёт нам свои чувства. Эмоции).

- Кто может определить, к какому жанру относится произведение?

(Ответы детей: сказка, потому что…. ) а какая это сказка? (авторская)

Работа в группах:

- А теперь пришло время вспомнить про непонятные слова и выражения, которые вам встретились? Каждая группа получает конверты с заданием – выяснить значение непонятных слов и выражений. Выбрать вариант ответа. Можно ответить по-своему.

(Словарная работа) (Ответы детей).

Учитель: Кто смог найти в тексте непонятные слова и выражения и выяснил их значение, поставьте в таблице (!). если у вас были затруднения – (+), если вам так и не удалось понять смысл этих слов и выражений- (?)


Продолжение работы над текстом.

- О чём эта сказка?

- Какой момент в сказке вам показался самым захватывающим?

Найдите его в тексте и прочитайте.


- Кого в сказке можно считать положительным персонажем. А кого отрицательным?

- Кому из героев вы больше всего сопереживали? Поделитесь своими чувствами.

- Учитель: На странице 107 вопросы и задания к сказке.

Учитель: Давайте определим, какие пункты плана урока мы уже выполнили и что будем делать дальше.

(Ответы детей: познакомились с писателем, познакомились с произведением.

Теперь будем составлять план).

Учитель: Вспомним как говорил Ива Иваныч Самоваров- составлять план – дело очень важное и ответственное. План помогает правильно и красиво пересказать произведение.

(На доске алгоритм составления плана «Шаги к умению»

- прочитать произведение.

- определить смысловые части и опорные слова.

- определить тему каждой части и озаглавить её.

- выписать по порядку заголовки каждой части.

- прочитать получившийся план.

- сверить план с содержанием текста.

- пересказать текст по плану.)

Учитель: Переходим к составлению плана.

Чтение сказки – с каждого ряда по два человека.

Вы заметили. Что сказка делится на части? Назовите опорные слова, по которым сказку можно поделить на части. (Осень, Зима, Весна).

Разделимся на группы. 1 ряд будет читать об Осени и составлять план. 2 ряд –о Зиме и составлять план. 3 ряд –о Весне и составлять план. Записывайте заголовки. Приступаем к работе.

Учитель: Запишите в читательском дневнике слово «План».

- 1 ряд: сколько смысловых частей у вас получилось? (н-р, 3. Читают 2 ученика свои варианты. Наиболее удачные записываем на доске и в тетрадях).

1. Осень. Хитрый Лис мечтает поймать уточку.

2. Лис хватает уточку за крыло.

3. Уточка спряталась в камышах.

-2 ряд: 1. Зима. Хитрый Лис хочет найти уточку по следам.

2. Тёплая полынья спасла уточку.

- 3 ряд: 1. Весна. Хитрый лис снова мечтает поймать уточку.

2. Лис хочет кинуться в воду.

3. Уточка улетела.


Учитель: Вот и план готов. Оцените свою работу в таблице. Напомните, что мы должны сделать дальше? (Пересказать текст). С каждого ряда по одному пересказу.


Оценивание пересказа.

Учитель: Оценим пересказ при помощи сигнальных карточек. (учащиеся оценивают пересказ-поднимают нужную карточку).

Учитель: Вот мы и с пересказом справились. Что у нас дальше по плану?

(Закрепление нового материала).

- С творчеством какого писателя вы сегодня познакомились?

- Что вы узнали о писателе?

- С каким его произведением вы познакомились на уроке?

- Чему вас научило это произведение? ( добро побеждает зло. На всякую хитрость найдётся ум, который её победит. И т.д.)

- На какое произведение похожа сказка «Хитрый Лис и Умная Уточка?»

- Совсем скоро мы познакомимся с ещё одной сказкой В.В. Бианки.

6.Рефлексия.

Учитель:

Продолжите предложения:

Я оцениваю свою работу на уроке ….. (показать сигнальную карточку)

Больше всего мне понравилось как отвечал (отвечала)…..

Мне хочется сказать спасибо…..

Учитель: Сегодня хорошо отвечали и получили оценки :…… Кто сегодня не получил оценку, получит на следующем уроке.


Домашнее задание.

- Стр. 106-107 . Составить план. Пересказ.

- Нарисовать обложку для сказки.











ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Викторина

  2. Работа в парах (план урока)

  3. Работа в группах (словарная работа)

  4. Сообщения об авторе (индивидуальное домашнее задание)

  5. Вопрос – ответ (об авторе)

  6. Чтение

  7. Составление плана

  8. Пересказ

  9. Анализ текста (жанр, тема, герои)

(!) (+) (?) (-)

















ПРИЛОЖЕНИЕ

Виталий Бианки родился в Петербурге.

Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев.

Возможно, от них же он стал увлекающимся и артистичным человеком.

От отца он унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».




Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук.

Квартира находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах.

Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара.

Детям хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире расположился небольшой зоопарк.



Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье.

Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие.

Было ему тогда лет пять-шесть.

С тех пор лес стал для него волшебной страной.



Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником.

А еще он очень любил поэзию.

Одно время увлекался футболом.
Разными были интересы.

Но своим главным учителем Бианки считал отца.

Он приучил сына записывать все наблюдения.

Через много лет они превратились в увлекательные рассказы и сказки.



За 35 лет творческой работы Виталий Валентинович Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей.

Всю жизнь он вел дневники и заметки о жизни животных, о природе.

Читатели ему писали много писем и он отвечал на них.

Его произведения переводили на многие языки мира.



Словарная работа (выбрать правильный вариант)

Утки в отлёт собрались.

1.Перелётные птицы покидают родные края – летят на зимовку.

2.Птицы захотели отлететь на некоторое время и тут же вернутся обратно.

Утятинкой раздобудусь.

1.Лиса любит утятину, поэтому хочет найти (раздобыть) утку и съесть её.

2.Лиса хочет найти утку, чтобы пообщаться с ней.

Стая поднялась на крыло.

1.Так говорят, когда все птицы одновременно взлетают и летят в тёплые края.

2.Так говорят, когда утки наступают на крыло другой утки.

Ключ бьёт из-под земли.

1.Ключ – это родник, источник, ручей. Это выход подземных вод на поверхность.

2.Можно предположить, что кто-то потерял ключ и он бьёт(стучит), чтобы его заметили.

Полынья.

1.Пространство чистой воды в ледяном покрове реки. Образуется в местах, где выходят подземные воды.

2.Это полянка, на которой растёт полынь.



Алгоритм составления плана


  1. Прочитать произведение.

  2. Определить смысловые части и опорные слова.

  3. Определить тему каждой части и озаглавить её.

  4. Выписать по порядку заголовки каждой части.

  5. Прочитать получившийся план.

  6. Сверить план с содержанием текста.

  7. Пересказать текст по плану.




Таблица достижений по уроку литературного чтения

Ученика (ученицы) 2 класса______________________


1


2


3


4


5



















Алгоритм сравнения

научно-познавательного и художественного текста

Линии сравнения

Научно-познавательный текст

Художественный текст

Автор обращается...

...к памяти, к знаниям читателя

...к воображению, к чувствам и душе читателя

Читатель, прочитав произведение...

...приобретает точную научную информацию

...не только приобретает разную информацию, но и сопереживает героям

Слова и выражения в тексте...

...являются специальными (научными) терминами, понятиями и имеют прямое значение

...имеют образное значение, передают настроение, отношение автора, используются не только в прямом, но и в переносном значении_





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения. В.В.Бианки

Автор: Гончарова Ольга Николаевна

Дата: 28.07.2021

Номер свидетельства: 584900


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства