Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. В.В.Бианки»
Урок литературного чтения.
В.В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка» 2 класс
Тема урока: В.В. Бианки «Хитрый Лис и Умная Уточка»
Цель урока:
1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.
2.Развивать навыки выразительного чтения.
3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.
4. Учить подробно пересказывать художественный текст согласно
составленному плану.
5.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
6.Формировать навыки учебной деятельности учащихся, умение планировать свою деятельность, оценивать результат своей деятельности, развитие коммуникативной культуры учащихся, формирование интереса к изучению литературного чтения.
Задачи урока:
Образовательные:
Читать сообщение об авторе; находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.
Дополнять информацию об авторе.
Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема, герои).
Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
Пересказывать текст на основе опорных слов.
Развивающие:
Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Совершенствовать культуру речи учащихся.
Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
Формировать интерес к изучению литературного чтения.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель. Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума. (Слайд 1)
- Что мы должны узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения?
(Ответы детей)
- Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?
(Ответы детей)
- Кто пришёл на урок в отличном настроении. Покажите сигнальную карточку с восклицательным знаком.
У кого просто хорошее настроение – поднимите карточку с плюсом.
Кто не может определить, какое у него настроение, пусть поднимет карточку с вопросительным знаком.
-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Учитель: Внимание на экран! Сейчас мы проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы. Вы – внимательно слушать и отвечать на них. За правильные ответы вы получите баллы.
Вопросы викторины.
Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, то
тише, то громче, то реже, то чаще. Трещотка трещит деревянная, да и только. Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл.
- О ком говорится? Как называется произведение? (об аисте «Кто чем поёт?»
2. Одеяло убежало, улетела простыня.
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня…. (о грязнуле «Мойдодыр»)
Мы пчелиный рой – друг за дружку горой. Кружим, жужжим, жалим, грозим большим и малым. ( о пчёлах «Теремок»)
Надоело щенку гонять кур по двору. «Пойду – ка, - думает,- на охоту за дикими зверями и птицами.» («Первая охота»)
Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий, сильный. Я как шлёпну хвостом по воде, так меня и подбросит. (Рак «Хвосты»)
Закрутил, закрутил головой. Заскрипела его жёсткая шея – тоненький-тоненький писк послышался. (Жук – усач «Кто чем поёт»)
Учитель: Какое произведение было лишним? (Ответы детей. Одеяло убежало…. Потому что это произведение К. Чуковского, а остальные В. Бианки).
Оценка деятельности.
Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на парте. Напишите своё имя. Если вы считаете, что правильно ответили на все вопросы викторины, то поставьте (!), если вы немного ошиблись, поставьте (+), если вы почти ничего не угадали (?).
Определение темы урока.
Учитель: Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей).
(Учитель открывает доску. На ней написано Виталий Валентинович Бианки).
Учитель: Используя запись на доске, прочитайте фамилию, имя, отчество писателя.
(Другая часть закрыта.)
Эту часть мы откроем в течении урока.
( Под надписью картинки с изображением деревьев, цветов, птиц, зверей.)
Учитель: Разделите эти картинки на группы. Сколько групп получилось?
(два ученика выходят к доске). Какие группы можно объединить? (деревья и цветы-растения, птицы и звери – животные). А если объединить все эти картинки, какая группа получится? (Природа).
Предположение: О чём писал Виталий Витальевич Бианки?
Оцените свою работу. Поставьте нужный знак в таблицу.
Учитель: Откройте читательские дневники и запишите тему урока.
Работа в парах.
Учитель: Предлагаю поработать в парах. Нам надо составить план урока. Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.
(Учащиеся выполняют задание – составляют план урока, выбирают порядок деятельности при помощи карточек с надписями: Знакомство с писателем. Знакомство с произведением. Составление плана. Пересказ. Закрепление нового материала.) два-три ученика читают получившийся план.
Учитель: Вы хорошо потрудились, оцените свою работу. Поставьте в таблицу знак (!), если вы без ошибок составили план работы. Поставьте знак (+), если вы немного ошиблись. Если вы не смогли составить план урока, поставьте знак (?). Учитель: Предлагаю отдохнуть.
3.Физкультминутка. (Слайд)
4. Учебно – познавательная деятельность.
Слово об авторе (знакомство с писателем).
Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки. Почему его называли не только писателем. Но и учёным, вы узнаете чуть позже.
Сообщения учащихся (индивидуальное домашнее задание).
Учитель: Предлагаю послушать сообщения о писателе. (слайды)
1. Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же он стал увлекающимся и артистичным человеком. От отца он унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
2. Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара.
Детям хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире расположился небольшой зоопарк.
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.
Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником.
А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом. Разными были интересы. Но своим главным учителем Бианки считал отца.
Он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они превратились в увлекательные рассказы и сказки.
За 35 лет творческой работы Виталий Валентинович Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и заметки о жизни животных, о природе. Читатели ему писали много писем и он отвечал на них. Его произведения переводили на многие языки мира.
Свои сообщения дети прикрепляют на доску на магниты.
Учитель: Вы уже обратили внимание на небольшую выставку книг. Эти книги из нашей школьной библиотеки. Я предлагаю вам их прочитать. Здесь книги не только В. Бинки, но и других авторов, которые пишут о природе для детей.
Работа с учебником стр. 105
Учитель: Откройте учебник на стр. 105. Прочитайте самостоятельно жужжащим чтением статью о писателе. 2-3 учащихся читают вслух.
Учитель: Вы послушали выступления ваших одноклассников, прочитали текст в учебнике. Что вам запомнилось из жизни писателя В.В. Бианки? Теперь вы сможете ответить на вопрос. Я его напомню.
- Как вы думаете, почему В.В. Бианки называют не только писателем, а ещё и учёным?
(Ответы детей: он не просто писал о природе, он её изучал. Записывал все свои наблюдения и потом писал рассказы и сказки).
Учитель: Какой пункт плана мы уже выполнили? Что мы будем делать дальше?
(Знакомиться с произведением)
Учитель: Откройте учебник на стр. 106.
-Как можно узнать, о чём будет произведение?
(Ответы детей: можно догадаться по названию. Можно догадаться по иллюстрации).
Учитель: На какие же мысли вас наводит название произведения и иллюстрация?
(Ответы детей)
Учитель: Допишите тему урока.(Открыть оставшуюся часть: Хитрый лис и умная уточка.)
Физкультминутка. (слайд)
Продолжение учебно-познавательной деятельности.
Учитель:
Давайте прочитаем произведение В.В. Бианки, которое называется «Хитрый лис и Умная Уточка». Возьмите в руки простой карандаш, чтобы отметить точкой непонятные слова и выражения. Будьте внимательны!
- (утки в отлёт собрались, утятинкой раздобудусь, поднялась на крыло, ключ из-под земли бьёт, полынья,)
Вопросы по тексту:
Учитель: Вы прослушали произведение «Хитрый лис и Умная уточка».
- Определите – это художественный текст или научный?
(Ответы детей: художественный, потому что автор передаёт нам свои чувства. Эмоции).
- Кто может определить, к какому жанру относится произведение?
(Ответы детей: сказка, потому что…. ) а какая это сказка? (авторская)
Работа в группах:
- А теперь пришло время вспомнить про непонятные слова и выражения, которые вам встретились? Каждая группа получает конверты с заданием – выяснить значение непонятных слов и выражений. Выбрать вариант ответа. Можно ответить по-своему.
(Словарная работа) (Ответы детей).
Учитель: Кто смог найти в тексте непонятные слова и выражения и выяснил их значение, поставьте в таблице (!). если у вас были затруднения – (+), если вам так и не удалось понять смысл этих слов и выражений- (?)
Продолжение работы над текстом.
- О чём эта сказка?
- Какой момент в сказке вам показался самым захватывающим?
Найдите его в тексте и прочитайте.
- Кого в сказке можно считать положительным персонажем. А кого отрицательным?
- Кому из героев вы больше всего сопереживали? Поделитесь своими чувствами.
- Учитель: На странице 107 вопросы и задания к сказке.
Учитель: Давайте определим, какие пункты плана урока мы уже выполнили и что будем делать дальше.
(Ответы детей: познакомились с писателем, познакомились с произведением.
Теперь будем составлять план).
Учитель: Вспомним как говорил Ива Иваныч Самоваров- составлять план – дело очень важное и ответственное. План помогает правильно и красиво пересказать произведение.
(На доске алгоритм составления плана «Шаги к умению»
- прочитать произведение.
- определить смысловые части и опорные слова.
- определить тему каждой части и озаглавить её.
- выписать по порядку заголовки каждой части.
- прочитать получившийся план.
- сверить план с содержанием текста.
- пересказать текст по плану.)
Учитель: Переходим к составлению плана.
Чтение сказки – с каждого ряда по два человека.
Вы заметили. Что сказка делится на части? Назовите опорные слова, по которым сказку можно поделить на части. (Осень, Зима, Весна).
Разделимся на группы. 1 ряд будет читать об Осени и составлять план. 2 ряд –о Зиме и составлять план. 3 ряд –о Весне и составлять план. Записывайте заголовки. Приступаем к работе.
Учитель: Запишите в читательском дневнике слово «План».
- 1 ряд: сколько смысловых частей у вас получилось? (н-р, 3. Читают 2 ученика свои варианты. Наиболее удачные записываем на доске и в тетрадях).
1. Осень. Хитрый Лис мечтает поймать уточку.
2. Лис хватает уточку за крыло.
3. Уточка спряталась в камышах.
-2 ряд: 1. Зима. Хитрый Лис хочет найти уточку по следам.
Учитель: Вот и план готов. Оцените свою работу в таблице. Напомните, что мы должны сделать дальше? (Пересказать текст). С каждого ряда по одному пересказу.
Оценивание пересказа.
Учитель: Оценим пересказ при помощи сигнальных карточек. (учащиеся оценивают пересказ-поднимают нужную карточку).
Учитель: Вот мы и с пересказом справились. Что у нас дальше по плану?
(Закрепление нового материала).
- С творчеством какого писателя вы сегодня познакомились?
- Что вы узнали о писателе?
- С каким его произведением вы познакомились на уроке?
- Чему вас научило это произведение? ( добро побеждает зло. На всякую хитрость найдётся ум, который её победит. И т.д.)
- На какое произведение похожа сказка «Хитрый Лис и Умная Уточка?»
- Совсем скоро мы познакомимся с ещё одной сказкой В.В. Бианки.
6.Рефлексия.
Учитель:
Продолжите предложения:
Я оцениваю свою работу на уроке ….. (показать сигнальную карточку)
Больше всего мне понравилось как отвечал (отвечала)…..
Мне хочется сказать спасибо…..
Учитель: Сегодня хорошо отвечали и получили оценки :…… Кто сегодня не получил оценку, получит на следующем уроке.
Домашнее задание.
- Стр. 106-107 . Составить план. Пересказ.
- Нарисовать обложку для сказки.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Викторина
Работа в парах (план урока)
Работа в группах (словарная работа)
Сообщения об авторе (индивидуальное домашнее задание)
Вопрос – ответ (об авторе)
Чтение
Составление плана
Пересказ
Анализ текста (жанр, тема, герои)
(!) (+) (?) (-)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Виталий Бианки родился в Петербурге.
Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев.
Возможно, от них же он стал увлекающимся и артистичным человеком.
От отца он унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук.
Квартира находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах.
Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара.
Детям хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире расположился небольшой зоопарк.
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье.
Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие.
Было ему тогда лет пять-шесть.
С тех пор лес стал для него волшебной страной.
Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником.
А еще он очень любил поэзию.
Одно время увлекался футболом. Разными были интересы.
Но своим главным учителем Бианки считал отца.
Он приучил сына записывать все наблюдения.
Через много лет они превратились в увлекательные рассказы и сказки.
За 35 лет творческой работы Виталий Валентинович Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей.
Всю жизнь он вел дневники и заметки о жизни животных, о природе.
Читатели ему писали много писем и он отвечал на них.
Его произведения переводили на многие языки мира.
Словарная работа (выбрать правильный вариант)
Утки в отлёт собрались.
1.Перелётные птицы покидают родные края – летят на зимовку.
2.Птицы захотели отлететь на некоторое время и тут же вернутся обратно.
Утятинкой раздобудусь.
1.Лиса любит утятину, поэтому хочет найти (раздобыть) утку и съесть её.
2.Лиса хочет найти утку, чтобы пообщаться с ней.
Стая поднялась на крыло.
1.Так говорят, когда все птицы одновременно взлетают и летят в тёплые края.
2.Так говорят, когда утки наступают на крыло другой утки.
Ключ бьёт из-под земли.
1.Ключ – это родник, источник, ручей. Это выход подземных вод на поверхность.
2.Можно предположить, что кто-то потерял ключ и он бьёт(стучит), чтобы его заметили.
Полынья.
1.Пространство чистой воды в ледяном покрове реки. Образуется в местах, где выходят подземные воды.
2.Это полянка, на которой растёт полынь.
Алгоритм составления плана
Прочитать произведение.
Определить смысловые части и опорные слова.
Определить тему каждой части и озаглавить её.
Выписать по порядку заголовки каждой части.
Прочитать получившийся план.
Сверить план с содержанием текста.
Пересказать текст по плану.
Таблица достижений по уроку литературного чтения
Ученика (ученицы) 2 класса______________________
1
2
3
4
5
Алгоритм сравнения
научно-познавательного и художественного текста
Линии сравнения
Научно-познавательный текст
Художественный текст
Автор обращается...
...к памяти, к знаниям читателя
...к воображению, к чувствам и душе читателя
Читатель, прочитав произведение...
...приобретает точную научную информацию
...не только приобретает разную информацию, но и сопереживает героям
Слова и выражения в тексте...
...являются специальными (научными) терминами, понятиями и имеют прямое значение
...имеют образное значение, передают настроение, отношение автора, используются не только в прямом, но и в переносном значении_