Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "В.Катаев "Цветик-семицветик"»
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: «Валентин Катаев «Цветик-семицветик».
Ход урока.
Организационный настрой.
Вы скакали, словно мячики, Мои девочки и мальчики, А сейчас звонок звенит, Успокоиться велит, Приготовить книги, ручки, Для урока «почемучки»!
Психологический настрой.
- Ребята, закройте глаза. Представьте, что вы попали в красивый благоухающий сад. Перед вами клумба с прелестными цветами. Вы любуетесь самыми яркими лепестками, восхищаетесь необычной формой бутонов. Давайте, попробуем вдохнуть их аромат.
-Какие чувства вы испытали?
- С таким ароматным вдохновением приступаем к работе. Прочитайте слова :
Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришёл за знаниями?
Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над сказкой В.П. Катаева «Цветик-семицветик», будем учиться анализировать, делать выводы, принимать участие в дискуссии…
Цветотест (индивидуальная работа: каждый ученик получает контур цветка с пронумерованными лепестками, необходимо раскрасить их в определённом порядке, так как Женя их использовала)
Женя получила в подарок цветок. Лепестки у цветка были в определённом порядке. Проверим вашу память. Раскрасьте лепестки так, чтобы получился цветик-семицветик (проверка по доске).
1
7
6
5
4
3
2
- Какой силой обладал цветок?
- Как пользоваться этим волшебным предметом?
Физминутка песня «Цветик-семицветик»
Работа над содержанием произведения.
А) Работа в группах.
Каждая группа получает лепесток определённого цвета.
Задание: самостоятельно прочитать в тексте главу, связанную с этим цветом, и вместе заполнить таблицу.
Цвет лепестка
Желание
Чувство
разумное желание или нет (+, -)
Б) Проверка работы групп.
Цвет лепестка
Желание
Чувство
разумное желание или нет
вернуться домой
радость
+
Словесное рисование
-
цветы
аромат
птицы
бабочки
Давайте пофантазируем и словесно нарисуем, как выглядел сад у старушки, и что могла Женя в нём увидеть?
Цвет лепестка
Желание
Чувство
разумное желание или нет
склеить вазу
облегчение
+
Беседа.
- Попадали ли вы в такую ситуацию?
- Какой выход можете предложить?
- Почему именно с Женей такое произошло? (считала ворон, зевала по сторонам)
- Объясните значение фразеологизма «Считать ворон».
Цвет лепестка
Желание
Чувство
разумное желание или нет
попасть на полюс
страх
-
Рассказ учителя.
Мальчики, которых Женя увидела во дворе, играли в папанинцев. Учёный Папанин и его товарищи – учёные-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись весь мир восхищался их смелостью. Мальчики разложили доски, это были льдины. В экспедиции Папанина были только мужчины. Поэтому мальчики не приняли Женю в игру.
- Что почувствовала Женя, когда её не приняли в игру?
- Обладала ли девочка знаниями о Северном полюсе? Как вы об этом узнали?
Игра «Абракадабра»
- Какаяопасность грозила Жене на полюсе?
Бела яшер стьдел а етмед ведейне за метныминас негу. О нипрек раснопл а вают. Гус таяжест каяш ерс тьитол с тыйс лойпод кож но гожи разащи щающий ихотперео хлаждени я. Ве сятдо 800 кг.
Цвет лепестка
Желание
Чувство
разумное желание или нет
вернуться с полюса
радость покой
+
- Дайте совет Жене? (не принимать необдуманных решений)
Физминутка для глаз
Цвет лепестка
Желание
Чувство
разумное желание или нет
иметь все игрушки
испуг
ужас
-
Выборочное чтение
- Почитайте, как прибывали игрушки?
- С каким природным явлением можно сравнить? (лавина)
- Какой стала обстановка в городе?
Цвет лепестка
Желание
Чувство
разумное желание или нет
убрать игрушки
облегчение
+
- Сколько лепестков потратила Женя?
- Получила ли она удовольствие от своих желаний?
Цвет лепестка
Желание
Чувство
разумное желание или нет
вернуть здоровье
счастье
+
- Почему Женя обратила внимание на Витю?
- Жалко ли было девочке тратить последний лепесток не на себя?
Обобщение
- Сделаем вывод о желаниях Жени (опора на таблицу)
Цвет лепестка
Желание
Чувство
разумное желание или нет
вернуться домой
радость
+
склеить вазу
облегчение
+
попасть на полюс
страх
-
вернуться с полюса
радость покой
+
иметь все игрушки
испуг
ужас
-
убрать игрушки
облегчение
+
вернуть здоровье
счастье
+
- У Жени было 5 разумных и 2 глупых желания. Давайте назовём черты её характера:
1 вариант – Какая Женя, если она совершает глупые поступки?(обидчивая, вспыльчивая, бывает злая, завистливая)
2 вариант – Какая Женя, если она совершает разумные поступки? (добрая, любящая дочь, проявила милосердие к Вите, вежливо разговаривала с волшебницей)
- Как стать счастливым человеком? (делать добрые дела)
Творческая работа
- Представьте, что именно вы встретили волшебницу и у вас теперь цветик-семиветик. Он исполняет заветные желания. Подпишите на лепестках на что, вы потратите каждый лепесток.
- Есть ли желания, которые созвучны нашей пословице «Жизнь дана на добрые дела», прочитайте их.
- На доске вы видите Дерево желаний, приклейте свои цветы и тогда желания исполнятся.
Итог урока
- Чему учит сказка Катаева «Цветик-семицветик»? (Когда проявляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесёт ли выполнение твоего желания неприятности, неудобства окружающим. Надо стараться осуществлять свои желания самому.)
- Обязательно ли нужен волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим не ждать, когда тебя об этом попросят.)