Тема. Литературное слушание «В. Чаплина «Мушка».
Г. Медвежьегорск
закрепить понятие «рассказ»; учить определять особенности рассказа; учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), оценивать поступки героев; проводить подготовку к речевому заданию «краткий пересказ».
Этап урока | Содержание деятельности | Формы работы | Формирование УУД |
учителя | ученика |
1.Организационный момент. | - Ребята, что нам пригодится на уроке? - Давайте вспомним наш девиз, который всегда помогает нам на уроках. | Проговаривают хором. Мы- дружные. Мы- внимательные. Мы -старательные. Мы отлично учимся, У нас все получиться. | Фронтальная работа | Регулятивные : формирование умения организовывать себя,рабочее место |
2.Актуализация знаний 3. Постановка учебной задачи. | - Наш урок предлагаю начать с загадки. Говорит она беззвучно, И понятно, и не скучно. Ты беседуй чаще с ней- Станешь вчетверо умней. - К нам на урок пришла книга. -Чего вы ожидаете от встречи с книгой? - Желаю вам, чтобы встреча с книгой была поучительной и интересной! - Какое задание дает книга? - Книга подготовилась к встрече с вами и принесла вам произведение. Хотите его услышать? | Дети отвечают, что это книга. Рассматривают книгу. Высказывают свое мнение (Научит уму –разуму и т.п.) Рассматривают страницу и делают вывод, что книга предлагает послушать произведение. | Фронтальная работа. Отгадывают загадку | Коммуникативные: формирование умения отвечать на вопросы учителя, Определение целей и способов взаимодействия |
4.Первичное чтение. Знакомство с произведением | Учитель читает рассказ по листку. Вопросы после чтения: -Вы внимательно слушали? -Какие чувства возникли? - Какие события вы пометили бы веселым смайликом? (показать картинку) -А, грустным? (показать картинку) | Дети внимательно слушают с закрытыми книгами. Дети называют события. Показывают смайлик, выражающий свое мнение, оценивая поступки и события. | Фронтальная работа Индивидуальная работа. | Познавательные. Регулятивные: формирование умения принимать учебную задачу. Формулирование собственного мнения. Личностные: аргументирование своей позиции |
5. Моделирование обложки произведения. | -Книга нам дает следующее задание. -Как вы думаете, что я вам читала? -Докажите, что это рассказ. - Как показать это на модели? - Определим тему рассказа. Обозначьте цветом тему рассказа. - А хотите узнать, кто написал этот рассказ? Может быть кто-нибудь знает? - Где можем узнать? - Попробуйте сами определить автора рассказа, расставив буквы в порядке уменьшения их размера. Посоветуйтесь со своим соседом. -Как вы назвали бы это произведение? - Как Вера Чаплина могла бы назвать рассказ? Узнайте, расставив числа в порядке увеличения, они подскажут порядок букв. - Действительно,Вера Чаплина решила назвать его «Мушка». - Кто может рассказать, какое произведение принесла нам мудрая книга? | Рассматривают следующую страницу книги, вспоминают, что обозначает данный знак. - Книга просит, чтобы мы подарили произведению обложку. Высказывают предположения. - У взрослых, в книге, выполнив задание. Рассматривают задание, высказывают свое мнение, расставляя буквы в определенной последовательности. Учатся составлять монологическую речь | Самостоятельная работа. Моделирование. Работа с заместителями жанров и темы. Работа самостоятельно и в парах. Логические задания. Используютс я межпредметные связи (математика) Индивидуальная работа | Общеучебные (решение проблемы) Знаково-символические: моделирование Коммуникативные. Регулятивные |
6. Повторное слушание рассказа | Ребята, посмотрим на следующую страницу книги, какое задание предлагает выполнить наша гостья? - Кто герои рассказа? - Откроем тетрадь на с. 36, выполним задание №1. -Кто главные герои рассказа? - Продолжите ряд слов: Люда- гуманная, милосердная… - А какой же была мушка. Погладьте себя по голове, если услышите слова, рассказывающие о Мушке. - С кем Мушка изображена на иллюстрации в тетради? -Почему автор не дал собаки кличку? - Могли ли ее звать Снежок, Дружок? Почему? - Сейчас я проверю, насколько вы внимательные. (см. флипчарт) | - Книга предлагает послушать рассказ и выполнить задания. Работают в тетради на с. 36 с № 1 -Называют героев, выделяют главных героев. Работают в тетради на с. 36 с № 2 Читают слова на интерактивной доске за определенное время, после закрытия слов, пытаются их воспроизвести. | Самостоятельная работа в тетради. Моделирование. Использование «заместителей» героев. Чтение «за диктором» Дидактическая игра | Регулятивные Знаково-символические: моделирование. Общеучебные. Информационные |
Физминутка | - Предлагаю встать и прогуляться вместе с Мушкой, точнее проследим за ней глазками. - Найдите глазами в классе собачку, покажите глазами, как она пробежала к двери, затем к окну, решила высоко подпрыгнуть и вернулась на свое место. | | Фронтальная двигательная деятельность | |
| - Книга нам дает следующее задание и предлагает поработать в группах. На столах у вас лежат карты, на которых проложен маршрут, ведущий к «кладу», который приготовила для вас книга. Вспомните правила работы в группе. По моей команде, определите маршрут и найдите в классе «клад». - Что вы нашли? - Расположите иллюстрации так, чтобы по ним можно было рассказать историю Мушки. - Что составили? - Посовещайтесь в группе и назовите одним предложением самое важное в каждой части. - Что можно составить из этих картинок. - Расположите их в правильной последовательности. - Чего не хватает в раскраске? - Вы хорошо потрудились, поэтому, я предлагаю вам раскрасить тот момент, который больше всего запомнился. - Ребята, с урока в руках мы унесем подарок, а что мы унесем в душе? - Предлагаю поработать с текстом в учебнике на с. 109 самостоятельно. Выберите текст, который хотите прочитать, покажите мне сигнал (красный или зеленый) того текста, который выбрали для чтения. Найдите самое важные слова в отрывке, которое научит нас уму-разуму. | Ребята объединяются в «Четверки», рассматривают план и определяют местонахождение «клада». - Иллюстрации Раскладывают иллюстрации в нужном порядке. Подготовка к краткому пересказу -Книгу-раскраску. - Не хватает обложки. Но она у нас есть, т.к. мы составили ее в начале урока. Развитие умения самооценки. | Работа в группе Пропедевтика умения составлять краткий пересказ. Самостоятельная работа. Выборочное чтение. | |
Рефлексия | - Итак, книга заканчивается, как и подходит к концу наш урок. - Удалось нам выполнить задание книги? - Кто сегодня старался работать на уроке, улыбнитесь нашей Мушке. - У кого все отлично получилось, подойдите и погладьте Мушку? | | Самооценка своей работы | |