ЧШ "Сымбат"
Разработка открытого урока литературного чтения в 4 "Б" классе
Валентина Осеева
«Васёк Трубачев и его товарищи»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Инютина Н.В.
Актобе, 2018
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема урока: В.Осеева «Васек Трубачев и его товарищи»
Цели: освоение содержания отрывков из повести В. Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи»,
формирование нравственных качеств личности; формирование умений анализировать поступки героев
Задачи:
- Предметные: понимание и осмысливание содержания отрывка из повести, умение прокомментировать его, определять тему и идею прочитанного текста;
- Личностные: развитие ответственности, гуманных отношений с товарищами, чувства патриотизма, развитие представлений о дружбе, умение помогать тем, кто нуждается в помощи
- Системно- деятельностные: обучение умению работать с текстом, выражать свои мысли, делать самостоятельные выводы, развитие творческого воображения, производить языковый анализ текста.
Ход урока:
Организационный момент.
- Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
….с голубого ручейка, начинается река, ну а дружба - начинается с улыбки!
- Дорогие мои ребята, встаньте красиво, улыбнитесь друг другу, нашим гостям и мы окунемся в мир литературы, где всегда нас ждет много интересного.
- Какой раздел мы с вами сейчас изучаем? (Мои друзья)
- Я смотрю, к уроку все готовы, тогда смело в путь!
2. Опрос домашнего задания.
Вопросы по теме «Телеграмма» А.Гайдара. Составление характеристики героев повести.
Новая тема.
1.Стадия вызова
«Мозговой штурм»
Кластер «Познание мира»
-Какие ассоциации у вас возникают к слову «познание мира»?
-Запишите в тетрадь три слова. Прочитайте их в группе. Выберите одно, самое важное по вашему мнению.
От каждой группы по спикеру- защита кластера.
_Что вы знаете о предмете познание мира? Как этот предмет называется в старших классах?
Самоконструкция.
-Прочитайте на карточках текст о значении слова «география»
Карточка.
Геогра́фия (др.-греч. γεωγραφία «землеописание» от γῆ «земля» + γράφω «пишу, описываю»): объединенный под названием физическая география комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы(биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)
- Что запомнили из прочитанного?
2.Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из повести В. Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи»
3.Слово о писателе. С.168
Метод «Жирный шрифт»
Учащиеся читают текст об Осеевой и подчёркивают то, чтобы они выделили жирным шрифтом.
Метод «Горячий стул»
Один (желающий) ученик садиться на стул, другие задают ему вопросы по прочитанному тексту об Осеевой.
Активизация знаний:
- Прежде, чем читать отрывок из повести, вспомним, какие еще произведения В.Осеевой мы читали в предыдущих классах.
Повторение произведений В. Осеевой, которые были прочитаны учащимися в предыдущих классах: «Синие листья», «Добрая хозяюшка», «Волшебное слово», «Хорошее», «Три товарища», «До первого дождя», «Сыновья». Рассказы учат детей честности, справедливости, доброте. Разыгрывание диалогов: узнайте, из каких рассказов В. Осеевой эти герои. Чему они учат? Какими нужно быть с друзьями и близкими людьми?
- С тобой что-то случилось?
Ну и ладно! А вам-то что?
Мне ничего, а вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.
Еще бы! Я скоро совсем убегу из дома! («Волшебное слово»)
- Ну что, позволил ли тебе брат?
Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
Я осторожно.
Смотри, не чини, не нажимай, в рот не бери. Да не рисуй много. («Синие листья»)
- Убери посуду, Юра!
4. Чтение текста.
- Прежде чем работать по учебнику, я предлагаю вам познакомится с героями повести. Посмотрите внимательно на эти снимки из фильма «Васек Трубачев и его товарищи 1955 года».
- Как вы думаете, кто изображен на снимках?
Чтение текста в группах
- Выборочное чтение
- Давайте прочтем как начинался урок географии в повести …(стр.104)
В этот день последним уроком была география. На большой перемене Трубачёв подошёл к Мазину и сказал:
– Если вызовут тебя, не трусь. А чего не знаешь, говори прямо: не знаю.
…Сергей Николаевич пришёл весёлый, потёр руки и сказал:
– Весной пахнет! Сердится старушка-зима. Проходит её время. Конец марта!
В классе было чисто, уютно и тепло. Дежурные Одинцов и Степанова старались вовсю. Они пришли в школу раньше всех, облазили все углы, вытерли пыль. Валя Степанова принесла из дому чистую, выглаженную тряпочку для доски. А когда Одинцов ловко и красиво развернул перед учителем карту, Сергей Николаевич пошутил:
– Совсем как в сказке цветистый ковёр раскинул!
Одинцов сел. Учитель посмотрел в записную книжку и вдруг сказал:
– Мазин и Трубачёв!
Трубачёв вспыхнул и встал. Мазин сидел впереди. Он неловко вылез из-за парты, одёрнул курточку и, обернувшись к Трубачёву, сказал:
– Пошли!
Ребята фыркнули. Сергей Николаевич улыбнулся.
– Со своим профессором, – пошутил он.
Оба мальчика стали у доски. Сергей Николаевич перелистал учебник географии.
Класс затих. Только Русаков беспокойно вертелся на парте, быстро-быстро обкусывая на левой руке ногти и не сводя испуганных глаз с товарища.
- Так кто изображен на фотографиях?
- Анализ прочитанного:
- Почему учитель вызвал к доске сразу двух ребят?
- Как называли в классе Трубачева?
- Почему друзья его называли «профессором»?
- Какое доброе дело делал для друга Васек?
- Найдите строчки, которые показывают, как Васек переживал за друга? Как учил смелости и честности? (Не трусь, что не знаешь, говори прямо)
- Кто еще переживал за друга, кроме Васька? (найдите в тексте) Только Русаков беспокойно вертелся на парте, быстро – быстро обкусывая на левой руке ногти, не сводя испуганных глаз с товарища.
- Как ведет себя Мазин у доски?
- Почему смотрит на Трубачева?
- Почему смеются ребята?
- Как отвечал Мазин? (прочитаем: Мазин пристально посмотрел на карту: прибавилось…Хорошо Мазин, я вижу ты действительно окреп.)
- Как после этих слов стал отвечать Мазин? (прочитаем: Мазин ровным и беспристрастным голосом начал рассказывать. ……канал соединяет Онежское озеро с Белым морем…)
- Прочитайте, как он обращался с картой, когда отвечал? (вежливо и осторожно)
- Почему его похвалил учитель?
- Кому следовало сказать спасибо?
- Чему так радовались ребята?
- О чем говорит их радость друг за друга?
- Какие у них в классе были взаимоотношения? (Дружба и взаимопонимание)
- Можно ли назвать ребят истинными друзьями? (Прочитайте как они выражали свою радость, когда учитель вышел за дверь…Русаков бросился к Мазину и, забыв утреннюю размолвку обнял его: - Здорово, Колька! Ребята тоже радовались: - Вот так Мазин! – Повезло тебе! – Держись крепче Трубачева! Привяжи к себе веревочкой!)
- Какие еще строки подтверждают их дружбу? (А Русаков – то вертелся как карась на сковородке! Верный товарищ! Преданный, как собака! Такой на всю жизнь!)
- Почему ребята поздравили Трубачева, а не его друга Мазина?
- В каком настроении вернулся домой Трубачев? (После уроков Васёк бежал домой, размахивая сумкой и толкая прохожих. «Молодец! Молодец! Молодец! – повторял он про себя…)
- Помог вам отрывок повести определить героев, представить как они выглядят?
5. Просмотр отрывка из фильма "Васек Трубачев и его товарищи"
https://www.youtube.com/watch?v=APk00oLy8QE
6. Творческая работа.
А сейчас каждая группа напишет синквейн по прочитанному произведению (каждая группа на листах). Но для начала вспомним правила написания синквейна.
Афиширование работ.
7. Закрепление новой темы.
- У вас на партах лежат карточки, составьте пословицы.
Друзьями хвались,………друг вдвойне.
За дружбу ……………….друга не узнаешь.
Без беды ………………….дружбой платят.
Друг в беде - …………......а в хвосте не плетись.
(чья группа справилась быстрее других)
Проверяем, собираем пословицы у доски, объясняем смысл пословицы
- Подходят ли эти пословицы к нашей повести?
8. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу.
- С каким рассказом мы познакомились на уроке?
- Чему учит данное произведение?
9. Рефлексия
Незаконченное предложение:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
Оценочный лист
Ф.И. ученика___________________________________________
Критерии | Самооценка | Оценка учителя |
Активность на уроке (2 балла) | | |
Вклад в работу группы (3 балла) | | |
Выступление перед классом (3 балла) | | |
Итоговый балл | | |
"5" - 8 баллов
"4" - 6-7 баллов
"3" - 5 и меньше
В любой ситуации интересней с друзьями, возьмите свои ладошки (заранее вырезаны из белой бумаги), Напишите на пальчиках свои хорошие качества, и подарите одноклассникам из другой группы).
10. Домашнее задание.
Эссе «Что произошло, если бы Трубачёв не помог Мазину»