kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 4 классе "Васек Трубачев и его товарищи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературного чтения в четвертом классе с презентацией "Васек Трубачев и его товарищи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«лист самооценки»

Оценочный лист

Ф.И. ученика___________________________________________

Критерии

Самооценка

Оценка учителя

Активность на уроке (2 балла)



Вклад в работу группы (3 балла)



Выступление перед классом (3 балла)



Итоговый балл





"5" - 7-8 баллов

"4" - 4- 6 баллов

"3" - 3 и меньше




Оценочный лист

Ф.И. ученика___________________________________________

Критерии

Самооценка

Оценка учителя

Активность на уроке (2 балла)



Вклад в работу группы (3 балла)



Выступление перед классом (3 балла)



Итоговый балл





"5" - 7-8 баллов

"4" - 4- 6 баллов

"3" - 3 и меньше


Оценочный лист

Ф.И. ученика___________________________________________

Критерии

Самооценка

Оценка учителя

Активность на уроке (2 балла)



Вклад в работу группы (3 балла)



Выступление перед классом (3 балла)



Итоговый балл





"5" - 7-8 баллов

"4" - 4- 6 баллов

"3" - 3 и меньше


Просмотр содержимого документа
«откр урок чтения васек трубачев 4 б класс 22.11»

ЧШ "Сымбат"








Разработка открытого урока литературного чтения в 4 "Б" классе

Валентина Осеева

«Васёк Трубачев и его товарищи»














Подготовила и провела

учитель начальных классов

Инютина Н.В.









Актобе, 2018

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема урока: В.Осеева «Васек Трубачев и его товарищи»

Цели: освоение содержания отрывков из повести В. Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи»,

формирование нравственных качеств личности; формирование умений анализировать поступки героев

Задачи:

 -  Предметные:  понимание и осмысливание содержания отрывка из повести, умение прокомментировать его, определять тему и идею прочитанного текста;

 -  Личностные:  развитие ответственности, гуманных отношений с товарищами, чувства патриотизма, развитие представлений о дружбе, умение помогать тем, кто нуждается в помощи

 -  Системно- деятельностные: обучение умению работать с текстом, выражать свои мысли, делать самостоятельные выводы, развитие творческого воображения, производить языковый анализ текста.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

- Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

.с голубого ручейка, начинается река, ну а дружба - начинается с улыбки!

- Дорогие мои ребята, встаньте красиво, улыбнитесь друг другу, нашим гостям и мы окунемся в мир литературы, где всегда нас ждет много интересного.

- Какой раздел мы с вами сейчас изучаем? (Мои друзья)

- Я смотрю, к уроку все готовы, тогда смело в путь!


2. Опрос домашнего задания.

Вопросы по теме «Телеграмма» А.Гайдара. Составление характеристики героев повести.

Новая тема.

1.Стадия вызова

«Мозговой штурм»

Кластер «Познание мира»

-Какие ассоциации у вас возникают к слову «познание мира»?

-Запишите в тетрадь три слова. Прочитайте их в группе. Выберите одно, самое важное по вашему мнению.

От каждой группы по спикеру- защита кластера.

_Что вы знаете о предмете познание мира? Как этот предмет называется в старших классах?

Самоконструкция.

-Прочитайте на карточках текст о значении слова «география»

Карточка.

Геогра́фия (др.-греч. γεωγραφία «землеописание» от γῆ «земля» + γράφω «пишу, описываю»): объединенный под названием физическая география комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы(биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)

- Что запомнили из прочитанного?

2.Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из повести В. Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи»


3.Слово о писателе. С.168

Метод «Жирный шрифт»

Учащиеся читают текст об Осеевой и подчёркивают то, чтобы они выделили жирным шрифтом.

Метод «Горячий стул»

Один (желающий) ученик садиться на стул, другие задают ему вопросы по прочитанному тексту об Осеевой.

Активизация знаний:

- Прежде, чем читать отрывок из повести, вспомним, какие еще произведения В.Осеевой мы читали в предыдущих классах.

Повторение произведений В. Осеевой, которые были прочитаны учащимися в пре­дыдущих классах: «Синие листья», «Добрая хозяюшка», «Волшебное слово», «Хорошее», «Три товарища», «До первого дождя», «Сыновья». Рассказы учат детей честно­сти, справедливости, доброте. Разыгрывание диалогов: уз­найте, из каких рассказов В. Осеевой эти герои. Чему они учат? Какими нужно быть с друзьями и близкими людь­ми?

  1. - С тобой что-то случилось?

  • Ну и ладно! А вам-то что?

  • Мне ничего, а вот ты сейчас кричал, плакал, ссо­рился с кем-то.

  • Еще бы! Я скоро совсем убегу из дома! («Волшебное слово»)

  1. - Ну что, позволил ли тебе брат?

  • Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты каран­даш.

  • Я осторожно.

  • Смотри, не чини, не нажимай, в рот не бери. Да не рисуй много. («Синие листья»)

  1. - Убери посуду, Юра!

  • Убери сама. Мне некогда.

  • Вот если бы Трезорка упал в колодец... Я бы его вы­тащил. («Хорошее»)


4. Чтение текста.

- Прежде чем работать по учебнику, я предлагаю вам познакомится с героями повести. Посмотрите внимательно на эти снимки из фильма «Васек Трубачев и его товарищи 1955 года».












- Как вы думаете, кто изображен на снимках?

Чтение текста в группах

- Выборочное чтение

- Давайте прочтем как начинался урок географии в повести …(стр.104)

В этот день последним уроком была география. На большой перемене Трубачёв подошёл к Мазину и сказал:

– Если вызовут тебя, не трусь. А чего не знаешь, говори прямо: не знаю.

Сергей Николаевич пришёл весёлый, потёр руки и сказал:

– Весной пахнет! Сердится старушка-зима. Проходит её время. Конец марта!

В классе было чисто, уютно и тепло. Дежурные Одинцов и Степанова старались вовсю. Они пришли в школу раньше всех, облазили все углы, вытерли пыль. Валя Степанова принесла из дому чистую, выглаженную тряпочку для доски. А когда Одинцов ловко и красиво развернул перед учителем карту, Сергей Николаевич пошутил:

– Совсем как в сказке цветистый ковёр раскинул!

Одинцов сел. Учитель посмотрел в записную книжку и вдруг сказал:

– Мазин и Трубачёв!

Трубачёв вспыхнул и встал. Мазин сидел впереди. Он неловко вылез из-за парты, одёрнул курточку и, обернувшись к Трубачёву, сказал:

– Пошли!

Ребята фыркнули. Сергей Николаевич улыбнулся.

– Со своим профессором, – пошутил он.

Оба мальчика стали у доски. Сергей Николаевич перелистал учебник географии.

Класс затих. Только Русаков беспокойно вертелся на парте, быстро-быстро обкусывая на левой руке ногти и не сводя испуганных глаз с товарища.


- Так кто изображен на фотографиях?


- Анализ прочитанного:

- Почему учитель вызвал к доске сразу двух ребят?

- Как называли в классе Трубачева?

- Почему друзья его называли «профессором»?

- Какое доброе дело делал для друга Васек?

- Найдите строчки, которые показывают, как Васек переживал за друга? Как учил смелости и честности? (Не трусь, что не знаешь, говори прямо)

- Кто еще переживал за друга, кроме Васька? (найдите в тексте) Только Русаков беспокойно вертелся на парте, быстро – быстро обкусывая на левой руке ногти, не сводя испуганных глаз с товарища.

- Как ведет себя Мазин у доски?

- Почему смотрит на Трубачева?

- Почему смеются ребята?

- Как отвечал Мазин? (прочитаем: Мазин пристально посмотрел на карту: прибавилось…Хорошо Мазин, я вижу ты действительно окреп.)

- Как после этих слов стал отвечать Мазин? (прочитаем: Мазин ровным и беспристрастным голосом начал рассказывать. ……канал соединяет Онежское озеро с Белым морем…)

- Прочитайте, как он обращался с картой, когда отвечал? (вежливо и осторожно)

- Почему его похвалил учитель?

- Кому следовало сказать спасибо?

- Чему так радовались ребята?

- О чем говорит их радость друг за друга?

- Какие у них в классе были взаимоотношения? (Дружба и взаимопонимание)

- Можно ли назвать ребят истинными друзьями? (Прочитайте как они выражали свою радость, когда учитель вышел за дверь…Русаков бросился к Мазину и, забыв утреннюю размолвку обнял его: - Здорово, Колька! Ребята тоже радовались: - Вот так Мазин! – Повезло тебе! – Держись крепче Трубачева! Привяжи к себе веревочкой!)

- Какие еще строки подтверждают их дружбу? (А Русаков – то вертелся как карась на сковородке! Верный товарищ! Преданный, как собака! Такой на всю жизнь!)

- Почему ребята поздравили Трубачева, а не его друга Мазина?

- В каком настроении вернулся домой Трубачев? (После уроков Васёк бежал домой, размахивая сумкой и толкая прохожих. «Молодец! Молодец! Молодец! – повторял он про себя…)

- Помог вам отрывок повести определить героев, представить как они выглядят?


5. Просмотр отрывка из фильма "Васек Трубачев и его товарищи"

https://www.youtube.com/watch?v=APk00oLy8QE

6. Творческая работа.

  • Синквейн «Васёк Трубачёв»

А сейчас каждая группа напишет синквейн по прочитанному произведению (каждая группа на листах). Но для начала вспомним правила написания синквейна.

Афиширование работ.


7. Закрепление новой темы.

- У вас на партах лежат карточки, составьте пословицы.

Друзьями хвались,………друг вдвойне.

За дружбу ……………….друга не узнаешь.

Без беды ………………….дружбой платят.

Друг в беде - …………......а в хвосте не плетись.

(чья группа справилась быстрее других)

Проверяем, собираем пословицы у доски, объясняем смысл пословицы

- Подходят ли эти пословицы к нашей повести?

8. Итог урока.

- Наш урок подходит к концу.

- С каким рассказом мы познакомились на уроке?

- Чему учит данное произведение?

9. Рефлексия

Незаконченное предложение:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…



Оценочный лист

Ф.И. ученика___________________________________________

Критерии

Самооценка

Оценка учителя

Активность на уроке (2 балла)



Вклад в работу группы (3 балла)



Выступление перед классом (3 балла)



Итоговый балл





"5" - 8 баллов

"4" - 6-7 баллов

"3" - 5 и меньше


В любой ситуации интересней с друзьями, возьмите свои ладошки (заранее вырезаны из белой бумаги), Напишите на пальчиках свои хорошие качества, и подарите одноклассникам из другой группы).











10. Домашнее задание.


  • Эссе «Что произошло, если бы Трубачёв не помог Мазину»




Просмотр содержимого презентации
«васек трубачев и его товарищи 4 б 22.11»

ЧШ

ЧШ "Сымбат"

Урок

литературного чтения

в 4 классе

Валентина Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Инютина Н.В.

Актобе, 2018

Проверка домашнего задания: Составление характеристики героев отрывка «Телеграмма» из повести А.Гайдара

Проверка домашнего задания:

Составление характеристики героев отрывка «Телеграмма» из повести А.Гайдара

«Мозговой штурм»: Кластер «Познание мира» Какие ассоциации у вас возникают к словосочетанию «познание мира»?

«Мозговой штурм»:

Кластер «Познание мира»

Какие ассоциации у вас возникают к словосочетанию «познание мира»?

Валентина Осеева  «Васёк Трубачев и его товарищи»

Валентина Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи»

Валентина Александровна Осеева-Хмелева родилась 28 апреля 1902 года. В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Лысенко в Киеве. Но семья переехала в Подмосковье, в Солнечногорск. В 21 год Валя Осеева, придя однажды в коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее призвание – воспитывать детей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ – «Гришка», а в 1940 году вышла ее первая книжка «Рыжий кот». 1902 - 1969

Валентина Александровна Осеева-Хмелева

родилась 28 апреля 1902 года. В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Лысенко в Киеве. Но семья переехала в Подмосковье, в Солнечногорск. В 21 год Валя Осеева, придя однажды в коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее призвание – воспитывать детей.

Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ – «Гришка», а в 1940 году вышла ее первая книжка «Рыжий кот».

1902 - 1969

Биография Валентины Осеевой  «Жирный шрифт»

Биография Валентины Осеевой

«Жирный шрифт»

Биография Валентины Осеевой  «Горячий стул»

Биография Валентины Осеевой

«Горячий стул»

«Волшебное слово»  «Синие листья»  «Хорошее»

«Волшебное слово»

«Синие листья»

«Хорошее»

«Васёк Трубачев и его товарищи»

«Васёк Трубачев и его товарищи»

Синквейн «Васёк Трубачев и его товарищи»

Синквейн

«Васёк Трубачев и его товарищи»

Незаконченное предложение:  Сегодня я узнал…  Было интересно…  Было трудно…  Я выполнял задания…  Я понял, что…

Незаконченное предложение:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

«Ладошки»

«Ладошки»

Домашнее задание: эссе «Что произошло, если бы Трубачёв не помог однокласснику?»

Домашнее задание:

эссе

«Что произошло, если бы Трубачёв не помог однокласснику?»

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок литературного чтения в 4 классе "Васек Трубачев и его товарищи"

Автор: Инютина Наталья Васильевна

Дата: 20.01.2020

Номер свидетельства: 536681


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства