Проверка домашнего задания | -Несколько человек будут работать по карточкам. -Какое произведение по жанру вы готовили дома? Как называется? Кто написал? -Дома вы учили наизусть стихотворение «Песня» Василия Андреевича Жуковского. Как нужно читать это произведение? (не торопится, представляя и видя красоту природы, надеясь на иную счастливую жизнь. ) Итог: Чьё чтение понравилось? Почему? -Вы заканчиваете работать по теме Василий Андреевич Жуковский. - Что сумел передать В.А. Жуковский в стихах? (он дал возможность услышать поэзию, ощутить ее запах и вкус.) | Регулятивные: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. Познавательные: выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Коммуникативные: строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно и др.). |
III. Постановка учебной задачи | -Сегодня на уроке вы начинаете работать по новой теме. - Обратите внимание на выставку книг? - Кто автор этих книг? -Какие произведения по жанру писал Л.Н. Толстой? Назовите их. «Лев и собачка» быль, «Два брата» сказка, «Лебеди» научно-познавательный рассказ, «Страшный зверь» - басня, «Как боролся русский богатырь» былина, «Белка и волк» басня, «Лучше всех» быль -Определите тему урока. -Откройте учебники на с. 4. Прочитает название темы …. -Найдите рубрику «Обрати внимание». Прочитайте самостоятельно. -На что вам нужно обратить внимание, знакомясь с новыми произведениями Л.Н. Толстого? -Прочитайте название произведения, с которым вы сегодня познакомитесь. -Какие задачи урока вы поставите на уроке? Задачи: мы будем читать рассказ «Акула», познакомимся с литературными героями; - будем учиться анализировать их поступки; - научимся понимать мотивы их поведения, давать им оценку | Регулятивные: фиксировать причины неудач в устной форме, предлагать варианты устранения причин неудач на уроке Познавательные: выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; Коммуникативные: строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Предметные: проявлять интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному. |
IV. Подготовка к восприятию рассказа на слух | - Ребята, что вы знаете об акулах? (ответы детей) - Послушайте внимательно текст об акуле. (Ученик зачитывает статью об акуле, вывешиваю картинку)) Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы, плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой. -Что нового узнали об акулах? а) Предположение (антиципация) - Плаванье на кораблях было долгим, по несколько месяцев, на корабле придумывали различные развлечения, иногда их обитатели попадали в самые невероятные ситуации. Что из этого вышло, мы сегодня и узнаем. – Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием? - Как вы думаете, кто будет героем этого произведения? – Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным? - Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после его прослушивания. | Регулятивные: анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал. Познавательные: осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Коммуникативные: опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно и др.). Предметные: проявлять интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого; |
V. Знакомство с текстом и работа по содержанию | 1. Чтение текста учителем. - За кого вы переживали, слушая рассказ? - Подтвердились ли ваши предположения относительно названия рассказа? а). Подготовка к чтению рассказа учащимися. Словарно-лексическая работа. -В тексте встретились непонятные слова, значение этих слов нашла Даша Колесникова, получив домашнее задание. Купальня – строение для купанья. Артиллерист - военнослужащий огнестрельного оружия. Палуба – часть судна. Фитиль –шнур, который поджигают для произведения выстрела. Ропот – неуверенный, тихий возглас 2. Повторное чтение рассказа учащимися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением - Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе? - Как случилось, что мальчики оказались в открытом море? - Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? Зачитать. (Гордился сыном, болел за него, как на соревновании) -Что значит «понатужься»? (собери силы) - Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние. (Испуг, страх за жизнь сына и его друга, он застыл в ожидании, чувствовал себя беспомощным.) - Могли ли ребята услышать крик артиллериста? - Мог ли он помочь ребятам? - Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей? Прочитайте. - Были у матросов шансы спасти ребят? - Что вывело артиллериста из состояния оцепенения? (Пронзительный визг мальчиков. Он, как будто проснулся, почувствовал, что может и должен помочь ребятам) -Что значит он сорвался с места? (побежал что было сил;) -Как вы понимаете взял фитиль? (зажёг фитиль) - Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? (Он сделал все, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков) -Что значит подле пушки? (около пушки); -Что такое пушка? (пушка - длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние) - Какие чувства он испытал в этот момент? Какие чувства испытали мальчики? Оправдываете ли вы мальчиков? -Как вы относитесь к их поведению? Осуждаете ли вы их? | Регулятивные: анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал. Фиксировать причины неудач в устной форме. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно и др.). Предметные: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения. |
VI. Работа над сюжетом произведения. 1.Составления плана рассказа 2. Работа в группах. Восстановление событий в рассказе 3.Работа в парах по тетради 4.Обобщение и систематизация знаний учащихся | -Какова завязка сюжета? (с чего все начиналось?) (Мальчики купались в открытом море, и кто – то крикнул: «Акула!») - Как дальше развивались события? (Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков, они ее заметили, завизжали и поплыли в разные стороны; артиллерист побежал к пушке) -Какой момент стал самым напряженным, кульминационным? (Выстрел из пушки) - Какова развязка сюжета? (Акула была убита, а мальчиков доставили на корабль) А) - Давайте восстановим последовательность событий в рассказе. -Возьмите задание организаторы групп. -Восстановите последовательность событий в рассказе. 1.Купальня в парусе 2.Мальчики в открытом море 3.Акула 4.Выстрел 5.Дети спасены Б) проверка В) Работа по тетради. Работа в парах с последующей проверкой -Откройте тетради. Найдите 1 задание. -Выполните в парах Дифференцированная работа по карточкам. Работа в группах. 1группа – Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему. Душа в пятки ушла Лёгок на помине Сам не свой Риск – благородное дело Держать ухо востро Хлопот – полон рот Ум и смекалка – что брат с сестрой. Ответ: к данному рассказу подходят фразеологизмы: 2группа -Какими показаны мальчики и в рассказе? Выберите нужные слова Мальчики: радостные, храбрые, отзывчивые, умные, испуганные, беззаботные, беззащитные, безответственные. Ответ: мальчики показаны: 3 группа - Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе? Выберите из перечисленных качеств. (сильный духом, трусливый, решительным, смекалистым, мастерство, любовь к сыну, мужественным, честным, слабохарактерным, веселым, опытным, беззащитным) Ответ: в данном рассказе старый артиллерист предстаёт перед нами Итог: - Кого можно назвать главным героем рассказа? (артиллериста - он наблюдал ситуацию и нашёл из неё выход) - Каким человеком он предстаёт перед нами? Мужественный, смелый, настоящий солдат. -Какое важное мужское качество затрагивает автор в произведении? (смелость) Обобщение: Чему же учит этот рассказ Л.Н. Толстого? (взаимопомощи, мужеству, решительности, отзывчивости, сопереживанию) - Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя? (Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям; Чтобы показать, как переживают родители за детей; Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент; Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.) | Регулятивные: анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал. Фиксировать причины неудач в устной форме. Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Коммуникативные: строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно и др.). Предметные: находить ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения. Личностные: применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой произведения. |
VIII. Итог урока | -С каким произведением по жанру познакомились? Как называется? Кто написал? Рефлексия - А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У каждого из вас на парте бумажный кораблик с мачтой, но без паруса. Прикрепите к нему парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу. 1. Отлично работал (а) и многому научился(ась) - зеленый. 2. Хорошо работал(а) на уроке - синий. 3. Надо постараться - красный. Выставление отметок | Регулятивные: предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. Познавательные: выявлять основную мысль произведения, Коммуникативные: оценивать свою работу на уроке, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно и др.). Личностные: пользоваться разнообразными формами самооценивания. |