kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 4 классе на тему: Л.Н.Толстой "Акула"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проявлять интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе на тему: Л.Н.Толстой "Акула"»

Тема урока: Л.Н. Толстой «Акула»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока – урок-практикум с применением здоровьесберегающих технологий.

Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с новым произведением Л.Н. Толстого «Акула»

Планируемые результаты:

Личностные: пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке; применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой произведения.

Метапредметные:

Регулятивные: анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал. Фиксировать причины неудач в устной форме. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные: строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно и др.).

Предметные: проявлять интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Форма организации: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, дифференцированная.

Средства наглядности: портрет Л.Н. Толстого, картинка акулы, карточки для работы, выставка книг

  1. Мотивация к учебной деятельности

-К какому уроку вы приготовились?

-Пожелайте друг другу удачи на уроке.

Личностные: понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.

Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий.

  1. Проверка домашнего задания

-Несколько человек будут работать по карточкам.

-Какое произведение по жанру вы готовили дома? Как называется? Кто написал?

-Дома вы учили наизусть стихотворение «Песня» Василия Андреевича Жуковского. Как нужно читать это произведение? (не торопится, представляя и видя красоту природы, надеясь на иную счастливую жизнь. )

Итог: Чьё чтение понравилось? Почему?

-Вы заканчиваете работать по теме Василий Андреевич Жуковский.

- Что сумел передать В.А. Жуковский в стихах? (он дал возможность услышать поэзию, ощутить ее запах и вкус.)

Регулятивные: осознавать смысл и назначение позитивных установок на

успешную работу.

Познавательные:

выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные: строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно и др.).


III. Постановка учебной задачи

-Сегодня на уроке вы начинаете работать по новой теме.

- Обратите внимание на выставку книг?

- Кто автор этих книг?

-Какие произведения по жанру писал Л.Н. Толстой? Назовите их.

«Лев и собачка» быль, «Два брата» сказка, «Лебеди» научно-познавательный рассказ, «Страшный зверь» - басня, «Как боролся русский богатырь» былина, «Белка и волк» басня, «Лучше всех» быль

-Определите тему урока.

-Откройте учебники на с. 4. Прочитает название темы ….

-Найдите рубрику «Обрати внимание». Прочитайте самостоятельно.

-На что вам нужно обратить внимание, знакомясь с новыми произведениями Л.Н. Толстого?

-Прочитайте название произведения, с которым вы сегодня познакомитесь.

-Какие задачи урока вы поставите на уроке?

Задачи: мы будем читать рассказ «Акула», познакомимся с литературными героями;

- будем учиться анализировать их поступки;

- научимся понимать мотивы их поведения, давать им оценку

Регулятивные: фиксировать причины неудач в устной форме, предлагать варианты устранения причин неудач на уроке

Познавательные: выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

Коммуникативные: строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

Предметные: проявлять интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному.

IV. Подготовка к восприятию рассказа на слух

- Ребята, что вы знаете об акулах? (ответы детей)

- Послушайте внимательно текст об акуле.

(Ученик зачитывает статью об акуле, вывешиваю картинку))

Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы, плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.

-Что нового узнали об акулах?


а) Предположение (антиципация)

- Плаванье на кораблях было долгим, по несколько месяцев, на корабле придумывали различные развлечения, иногда их обитатели попадали в самые невероятные ситуации. Что из этого вышло, мы сегодня и узнаем.

– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?

- Как вы думаете, кто будет героем этого произведения?

– Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?

- Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после его прослушивания.

Регулятивные: анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал.

Познавательные:

осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные: опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно и др.).

Предметные: проявлять интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого;

V. Знакомство с текстом и работа по содержанию

1. Чтение текста учителем.

- За кого вы переживали, слушая рассказ?

- Подтвердились ли ваши предположения относительно названия рассказа?

а). Подготовка к чтению рассказа учащимися. Словарно-лексическая работа.

-В тексте встретились непонятные слова, значение этих слов нашла Даша Колесникова, получив домашнее задание.

Купальня – строение для купанья.

Артиллерист - военнослужащий огнестрельного оружия.

Палуба – часть судна.

Фитиль –шнур, который поджигают для произведения выстрела.

Ропот – неуверенный, тихий возглас

2. Повторное чтение рассказа учащимися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением

- Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе?

- Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?

- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? Зачитать.

(Гордился сыном, болел за него, как на соревновании)

-Что значит «понатужься»? (собери силы)

- Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние. (Испуг, страх за жизнь сына и его друга, он застыл в ожидании, чувствовал себя беспомощным.)

- Могли ли ребята услышать крик артиллериста?

- Мог ли он помочь ребятам?

- Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей?

Прочитайте.

- Были у матросов шансы спасти ребят?

- Что вывело артиллериста из состояния оцепенения? (Пронзительный визг мальчиков. Он, как будто проснулся, почувствовал, что может и должен помочь ребятам)

-Что значит он сорвался с места? (побежал что было сил;)

-Как вы понимаете взял фитиль? (зажёг фитиль)

- Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? (Он сделал все, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков)

-Что значит подле пушки? (около пушки);

-Что такое пушка?

(пушка - длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние)

- Какие чувства он испытал в этот момент? Какие чувства испытали мальчики? Оправдываете ли вы мальчиков? -Как вы относитесь к их поведению? Осуждаете ли вы их?

Регулятивные: анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал. Фиксировать причины неудач в устной форме. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут.

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно и др.).

Предметные: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

VI. Работа над сюжетом произведения.

1.Составления плана рассказа









2. Работа в группах.

Восстановление событий в рассказе







3.Работа в парах по

тетради



4.Обобщение и систематизация знаний учащихся

-Какова завязка сюжета? (с чего все начиналось?) (Мальчики купались в открытом море, и кто – то крикнул: «Акула!»)

- Как дальше развивались события?

(Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков, они ее заметили, завизжали и поплыли в разные стороны; артиллерист побежал к пушке)

-Какой момент стал самым напряженным, кульминационным?

(Выстрел из пушки)

- Какова развязка сюжета? (Акула была убита, а мальчиков доставили на корабль)

А) - Давайте восстановим последовательность событий в рассказе.

-Возьмите задание организаторы групп.

-Восстановите последовательность событий в рассказе.

1.Купальня в парусе

2.Мальчики в открытом море

3.Акула

4.Выстрел

5.Дети спасены

Б) проверка

В) Работа по тетради. Работа в парах с последующей проверкой

-Откройте тетради. Найдите 1 задание.

-Выполните в парах


Дифференцированная работа по карточкам. Работа в группах.

1группа

– Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.

Душа в пятки ушла

Лёгок на помине

Сам не свой

Риск – благородное дело

Держать ухо востро

Хлопот – полон рот

Ум и смекалка – что брат с сестрой.

Ответ: к данному рассказу подходят фразеологизмы:

2группа -Какими показаны мальчики и в рассказе? Выберите нужные слова

Мальчики: радостные, храбрые, отзывчивые, умные, испуганные, беззаботные, беззащитные, безответственные.

Ответ: мальчики показаны:

3 группа - Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе? Выберите из перечисленных качеств.

(сильный духом, трусливый, решительным, смекалистым, мастерство, любовь к сыну, мужественным, честным, слабохарактерным, веселым, опытным, беззащитным)

Ответ: в данном рассказе старый артиллерист предстаёт перед нами

Итог: - Кого можно назвать главным героем рассказа?

(артиллериста - он наблюдал ситуацию и нашёл из неё выход)

- Каким человеком он предстаёт перед нами?

Мужественный, смелый, настоящий солдат.

-Какое важное мужское качество затрагивает автор в произведении? (смелость)

Обобщение: Чему же учит этот рассказ Л.Н. Толстого? (взаимопомощи, мужеству, решительности, отзывчивости, сопереживанию)

- Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?

(Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;

Чтобы показать, как переживают родители за детей;

Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;

Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.)

Регулятивные: анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал. Фиксировать причины неудач в устной форме. Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные: строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно и др.).

Предметные: находить ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Личностные: применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой произведения.

VII. Домашнее задание

По выбору: выразительно читать рассказ или составить рассказ о главном герое.

Коммуникативные: оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно и др.).

VIII. Итог урока

-С каким произведением по жанру познакомились? Как называется? Кто написал?


Рефлексия

- А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У каждого из вас на парте бумажный кораблик с мачтой, но без паруса. Прикрепите к нему парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу.

1. Отлично работал (а) и многому научился(ась) - зеленый.

2. Хорошо работал(а) на уроке - синий.

3. Надо постараться - красный.

Выставление отметок

Регулятивные: предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.

Познавательные: выявлять основную мысль произведения, Коммуникативные: оценивать свою работу на уроке, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно и др.).

Личностные: пользоваться разнообразными формами самооценивания.




Список использованных источников

  1. Л.А. Ефросинина, Литературное чтение 4 класс [ Текст] учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/2

-3 –е изд., доработанное – М.: Вентана-Граф, 2014г.

  1. Л.А. Ефросинина. Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 4 класс» в 2 ч.














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения в 4 классе на тему: Л.Н.Толстой "Акула"

Автор: Трегубова Лариса Андреевна

Дата: 27.12.2018

Номер свидетельства: 493102


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства