kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 4 классе " И.С.Соколов - Микитов "Русский лес"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иван Сергеевич – самобытный русский писатель, талантливый художник, график, известный путешественник и охотник. Родился он в 1892 в Калужской губернии. Его отец был лесничим.  В 1895 году семья будущего писателя переезжает на родину отца в село Кислово Смоленской губернии. Всего три года прожил на калужской земле Соколов-Микитов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе " И.С.Соколов - Микитов "Русский лес"»


  1. Организационный момент


Кто с улыбкою жизнь встречает.

Кто с улыбкой урок начинает,

Тот, как солнце все согревает,

Тот улыбкою зло побеждает.

Именно так начинает свою книгу «Улыбка моя, где ты?» Шалва Александрович Амонашвили.

Улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка будет сопровождать нас на уроке!



  1. Мотивация

А сейчас чудо! Распахните ум, глаза, сердце для встречи с прекрасным!

(Слайд шоу из картинок под музыку)

- А что вы сейчас чувствуете? Я чувствую восхищение! А вы?

- Да, все эти чувства вызвала у нас природа, потому что мы живем в удивительном крае. Борская земля очень богата лесами и восхитительна своей природой. Во все времена природа вдохновляла на творчество художников, поэтов, композиторов, писателей.





(радость, грусть, )




  1. Актуализация


- А какие произведения о природе мы с вами изучали и кто авторы этих произведений?


Внимание на доску. (Слайд с фото писателей)


- А все ли писатели на этих портретах вам знакомы?

Кто это? А это…

- А этот чей портрет?

- А хотите познакомиться с ним?

- А что вы хотите узнать о нем?

- А хотели бы узнать, о чем он рассказывал в своих произведениях?

Это Иван Сергеевич Соколов-Микитов.

Ребята, я правильно вас поняла, вы хотите познакомиться с писателем Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым и его произведениями.


Итак, тема урока …







А где нам можно узнать о писателе?


Готовясь к уроку, я вчера зашла на сайт www.culture.ru! И www.epwr.ru.

Вот, что я узнала.

Иван Сергеевич – самобытный русский писатель, талантливый художник, график, известный путешественник и охотник. Родился он в 1892 в Калужской губернии. Его отец был лесничим. В 1895 году семья будущего писателя переезжает на родину отца в село Кислово Смоленской губернии. Всего три года прожил на калужской земле Соколов-Микитов. Но эти годы бы­ли очень памятны. Во многих произведениях Иван Сергеевич описывал ее, калужскую природу, ее леса и реки, через ее описание хотел показать красоту русской природы. В своих заметках «теплой зем­лей» назвал Соколов-Микитов свою родину и всегда с глубочайшей нежностью вспоминал о ней.


Ребята, а теперь нам понятно, почему он так много писал о природе?



Если вам захотелось узнать подробнее о писателе, вы можете зайти на сайт (адрес на слайде) и нам на следующем уроке рассказать, что еще интересного вы узнали о нем.


Перечисляют



















Иван Сергеевич Соколов-Микитов и его произведения












(да, потому что он очень любил калужскую природу)



  1. Открытие новых знаний


Да, у Ивана Сергеевича много интересных произведений, которые открывают нам мир природы по-новому. И нам с вами повезло, потому что мы сегодня на уроке познакомимся с одним из его произведений, которое называется «Русский лес».


Но сначала, давайте вспомним, с чего мы начинаем работу с произведением, работу с текстом?



Какое слово является главное в заголовке?



Лес, а какие синонимы вы можете подобрать к нему?

(на слайде только слово бор)


- А какие прилагательные можно подобрать к слову лес?


К слову лес можно подобрать много прилагательных. Назовем некоторые из них.



- А какое прилагательное использует Иван Сергеевич со словом лес?

Русский лес!


Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?


Ну, что, посмотрим, правы ли мы с вами?

Откройте учебники.


Какой у нас следующий этап работы с текстом? Молодцы! Молодцы! Я поняла, что вы вспомнили. (вслух не называть)


Беглое чтение вам помогло что увидеть?

На что обратили внимание?



- Прочитаем, как они называются?






- Таким образом, мы что получили к тексту?


Да, вот и план перед нами готов.




Итак, первая часть называется…


А почему автор в первой части говорит именно о березе?







Да, береза является символом России


А вы знаете происхождение слова береза?


А вот Ксюша подготовила для нас сообщение и сейчас нам расскажет, что интересного она узнала.


Спасибо Ксюша за сообщение. Ребята, какие интересные факты вы запомнили из Ксюшиного доклада?


Мне очень приятно, что для себя вы взяли эту информацию!

Ну, что, ребята, снова внимание обращаем к 1 части


Какие незнакомые слова вы нашли? (Если они нашли:

- Давайте попробуем объяснить их значения; если нет для них незнакомых слов, то идем дальше)


Продолжаем знакомство с текстом, читаем 1 абзац (читаю я)

Мы с вами прочитали 1 абзац.


О чем говорит автор в этом абзаце?


Какие опорные фразы мы подчеркнем? Ведь именно они помогут нам нарисовать образ березы










А как автор относится к березе? Найдите слова, которые передают отношение автора.


Да, милее всех.


Продолжаем чтение …


О чем говорит нам автор в этой части?




А какие здесь опорные фразы помогают в описании?







А почему автор написал серебристые нити? Это какие?


- Какие слова передают отношение автора к лесу?



Ребята, а когда мы употребляем в речи слово чудесный? Когда хотим передать какой образ?





- Что хотел показать нам автор?





- К чему он нас хотел побудить? Как вы думаете, без чего не будет этой красоты?


Вот у нас получилась модель-описание. Её вы можете найти на своих партах в конверте белого цвета. Там же ребята, у вас лежат модели, которые еще пусты. Но благодаря вашей работе на уроке, они заполнятся.

Ребята, давайте еще раз зачитаем образ, который получился.

Вывод: Спасибо большое Ивану Сергеевичу, что он еще раз обратил внимание на березу и по-новому заставил посмотреть на нее, ею полюбоваться, восхититься!


С первой частью мы познакомились.

Узнали, а что узнали, а вот сейчас мы и проверим!



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА








(с заголовка)





(слово лес )










(на слайде)



(русский)



()











(текст состоит из частей)



(Береза

Дуб

Ель

Липа

Клен )


план






Береза


это одно из любимых деревьев нашего народа, автора




()


На слайде береза










()










О березе


(милее всех, березы

березовые рощи чисты, хороши, светлые

стволы белы, покрыты берестою тонкой)


милее всех







О березовом лесе


Березовый лес чудесен, листва золотистая, нити паутины тонкие, серебристые





Чудесен





Необычный, сказочный, очень красивый,


Красоту дерева, русского леса



Беречь его
















Кубик Блума

Работа в группах.


Но у нас остались еще деревья, без которых нет русского леса.


Ребята, для дальнейшего знакомства с текстом, я предлагаю вам работать в группах, парах или индивидуально.

Какую форму работы выбираете?(А как вам будет удобнее, какая форма работы будет самой эффективной?)


Ребята, давайте вспомним, с чего начинаем работу в группах?

















Хорошо.

в группе, каждый из вас будет выполнять работу.

А как, вы сможете оценить по листу самооценивания.

Итак, группы получили конверты с заданиями и названиями деревьев.

Сейчас вы составите модель-описание своего дерева, так же, как мы с вами делали про березу.

Начинаем работу.


Защита своего дерева:

по опорным словам.

Отношение автора

Что хотел показать автор этой частью?

К чему нас побуждает?

(все группы защитились)


Спасибо, ребята.

Оцените свою работу в листе самооценивания.


Лист самооценивания:

  1. У меня не было идей

  2. У меня были идеи, но я не высказывал их.

  3. У меня были идеи, и я их высказывал, но не смог привести убедительные доказательства.

  4. У меня были идеи, и я их высказывал, и мое решение приняли.


Оценили, молодцы!


У каждой группы заполнены две модели, а остальные – вы заполните, прочитав оставшиеся части дома.


Ребята, у каждого человека свое любимое дерево. Я, например, очень люблю березу. А докажите, мне, что ваше дерево самое лучшее. Для ответа используйте памятку, которую видите на слайде.

Ответ по попс-формуле.








В группах




Мы должны понимать, какая проблема ставиться перед нами


Нужно распределить роли


Работать так, чтобы не мешать остальным группам


В начале урока мы смотрели картинки леса. Сейчас я вам тоже хочу показать лес.

-Почему вы изменились в лице?

- Такой лес вам нравится?

- Почему лес надо беречь?

Ребята, какую проблему мы затронули сейчас на уроке? (экологическую)

Сейчас этой проблеме уделяется большое внимание. 2017 год в России является годом экологии. И мы с вами должны помнить и беречь нашу природу. А почему?


Модель, почему нужно беречь









Рефлексия

Ребята, давайте вспомним, какую цель мы себе ставили сегодня на уроке?

А цель наша достигнута?

Какими способами мы достигали эту цель?

Что нового вы узнали?

Много нового мы узнали.

Познавая окружающий мир, мы познаем себя. Надеюсь, наш урок помог вам в этом, потому что произведение, с которым мы с вами сегодня работали находится в разделе…


Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет!

Пусть добрый будет ум у вас,

А сердце умным будет!













Познавательная литература

















Текст о березе для ребенка.

Береза – лиственное дерево с тонкими розовато – коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой темными полосками. Береза получила свое название по цвету коры. Из этимологического словаря я узнала, что раньше в языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЕЗА.

Ствол покрыт берестою, которая защищает дерево от воды и вредных газов. А вы знаете, как называются черные полоски на стволе березы? Оказывается, они называются «чечевички». С помощью них дерево дышит. Зимой, пока дерево спит, отдушины наглухо замуровываются, а весной, когда береза просыпается, они снова открываются.

Мила она русскому человеку. А сколько рек, сел, деревень названо в честь великой березки: река Березина, село Березово, Березники. Любит наш народ свою веселую красавицу и за ее красоту, и за пользу, которую она приносит.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения в 4 классе " И.С.Соколов - Микитов "Русский лес"

Автор: Коковина Оксана Николаевна

Дата: 09.10.2019

Номер свидетельства: 522082


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства