Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3-м классе по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница"»
Урок литературного чтения в 3-м классе
по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница"
Цели:
- обеспечение целостного восприятия и понимания текста;
- осмысление заглавия произведения;
- формирование коммуникативных умений: выделять главную мысль текста и каждой части, озаглавливать части текста, отвечать и задавать вопросы по тексту,
- давать характеристику героини произведения;
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся,проверка их к готовности урока
Проверка Д/З
-Какое произведение читали дома? (Госпожа метелица)
-Кто автор? (Братья Гримм)
Пересказ произведения
-А что вы знаете о лягушках? Сбор ассоциаций.
Добавления учителя с использованием проектора.( Фото лягушек)
По поведению лягушки можно определить погоду.
Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.
Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды.
Пословицы и поговорки про лягушку
Сколько воды ни пить, а лягушке волом не быть.
Где птиц нет, там и лягушки за соловьёв сходят.
В своём-то болоте и лягушка поёт.
Лягушка и та хочет, чтобы её болото самым большим было.
III. Реализация. Знакомство со сказкой “Лягушка-путешественница”
-Сегодня мы будем читать об одной очень интересной лягушке. Написал это произведение Всеволод Михайлович Гаршин, а сказка называется «Лягушка путешественница»
– Ребята, прочитайте название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (Предположения детей.)
-Кого мы называем путешественником? (Человека, который открывает новые места. Человека, который едет в новое неизвестное место.)
-Чем привлекательны путешествия? (В путешествиях узнаёшь что-то новое.)
Ученик рассказывает о писателе. (На экране портрет.)
Чтение сказки по частям, составление плана.
а) Чтение первой части учителем.
1 часть. Жила– была на свете лягушка – квакушка.
Словарная работа (на столах индивидуальные листы)
Ответьте на вопросы:
-Где жила лягушка? (Лягушка жила в болоте)
-Как жилось лягушке в болоте? (Жила благополучно, ловила комаров и мошку.)
-О чём думала, когда сидела на сучке? (выразительное чтение слов лягушки)
-В чём было счастье лягушки? (Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг.)
-Что самое главное в этой части? (Главное – это жизнь лягушки в болоте.)
- Озаглавьте 1 часть (Беззаботная жизнь лягушки.)
б) Чтение второй части хорошо читающими детьми.
2 часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.
-Кого увидела лягушка на болоте? (Лягушка увидела уток.)
-Куда летели утки? (На юг.)
-Что интересного рассказали утки лягушке про юг? Выберите и прочитайте ответ на мой вопрос. (выборочное чтение)
-Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? (Она очень хотела побывать на юге?)
-Почему? (ей было скучно на болоте; она была очень любопытна; ей хотелось посмотреть на огромный мир, который не смогла бы увидеть, сидя в болоте)
-Какую черту характера мы увидели в лягушке? (Она любознательная.)
-Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? (Нет.)
-Как это её характеризует? ( Она настойчивая.)
-Попробуйте сформулировать главную мысль этой части. О чём в ней рассказано? (Лягушка встретилась с утками. Она много узнала о юге и решилась лететь вместе с утками.)
-Подберите заголовок ко 2 части. (Решение лягушки лететь с утками..)
– Как вы думаете, что будет дальше?
в) Чтение третьей части детьми по “цепочке”
3 часть. И она шлепнулась с сучка, на который было, снова влезла.
-Что же придумала лягушка? Объясните способ её передвижения.
– Оправдались ли ваши предположения?
-Как отреагировали утки на её предложение? (Утки назвали лягушку самой умной.)
-Что придумала лягушка, чтобы видеть всё вокруг?
(Лягушка прицепилась спинкой и головой вперёд, а брюшком назад.)
-Какую черту характера вы бы отметили у лягушки? ( Это находчивость, сообразительность.)
-Что главное в этой части? (Лягушка придумала способ передвижения. Утки взяли её с собой.)
4 часть. На следующем отдыхе она сказала: “Нельзя ли нам лететь не так высоко?”
-Почему она просила уток лететь ближе к земле? (У неё кружилась голова. Она боялась свалиться.)
-Как вы думаете, действительно ли у лягушки от высоты кружилась голова? Для чего она попросила уток лететь пониже? (Ей было очень интересно увидеть и услышать, что говорят.)
-Что слышала наша героиня, когда летела? (Люди удивлялись. Называли это чудом.)
-Сформулируйте заголовок этой части. (Восхваление лягушки.)
– Как вы думаете, что произойдет в сказке дальше?
д) Чтение пятой и шестой части самостоятельно про себя.
5 часть. Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи.
– Придумайте вопросы, задайте их своим товарищам.
Найдите главную мысль части. Озаглавьте её.
Д. 5 часть. Результат хвастовства.
6 часть. Она скоро вынырнула из воды и тот час же опять сгоряча закричала во все горло.
6 часть. Хвастливые рассказы путешественницы.
Проверка самостоятельной работы
-Какие вопросы вы задавали своим товарищам?
Почему закричала лягушка?
Что с ней произошло, когда она закричала?
Куда упала лягушка?
5 часть: Главная мысль этой части в том, что утка закричала и упала в грязный пруд. Эту часть можно озаглавить так: результат хвастовства.
6 часть: В шестой части говорится, как утка в пруду хвасталась своим умом, своей находчивостью, смекалкой. Заголовок: хвастливые рассказы путешественницы.
IV. Рефлексия.
V. Итог урока.
-Почему так печально закончилась удивительная история лягушки? (Лягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности.)
-Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран? (Виновата сама лягушка, её хвастовство.)
-Что вам понравилось в поведении лягушки? (Понравилась сообразительность лягушки. Лягушка хотела побывать на юге и увидеть новые места.)
-Какая черта характера этому соответствует? (Любознательность.)
- что ещё можно рассказать о поведении лягушки? (Лягушка не побоялась полететь вместе с утками.)
-Охарактеризуйте тогда героиню. (Смелая.)
-Какие высказывания лягушки оказали решающее значение и поэтому, она не добралась до юга? Найдите эти слова в произведении.
(-Это я! Я! И с криком она полетела вверх тормашками на землю.)
-Как вы думаете, какая черта характера лягушки помешала окончить путешествие вместе с утками? (Лягушке помешала такая черта характера, как хвастовство.)
-Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для главного действующего лица сказки – лягушки? (Люди тоже имеют такие черты характера, как сообразительность, смелость, но и хвастливость.)
-Давайте посмотрим , что мы знали о лягушке в начале и чем мы можем дополнить прочитав сказку