Этап урока | Цель этапа, форма работы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Планируемые результаты |
I. Орг. момент. Вхождение в урок (мотивация) | Общая установка на урок. Концентрация внимания детей. Мотивирование к учебной деятельности. | -Звенит звонок весёлый Настал открытий срок. К познаниям готовы? Тогда начнём урок! (слайд 1) Учитель показывает сундук (слайд 1). - Что это? Что обычно хранят в сундуке? Интересно ли вам узнать, что там? (слайд 2) | Проверяет готовность к уроку, приветствует детей и настраивает их на работу, выбирает эффективный приём концентрации внимания. | Самоконтроль готовности. Реагируют на учителя, концентрируют внимание. | Личностные: самоопределение (чувство необходимости учения), мотивация к обучению и познавательной деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
II. Актуализация знаний, появление темы. Проверка домашнего задания | Фронтальная работа Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление и обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы. | Учитель показывает портрет (слайд 3). -Узнаете ли вы этого писателя? -Знакомы ли вы с его произведениями? Рассказ учителя и презентация о жизни и творчестве Л.Н.Толстого (слайды 4-10) Учитель показывает предметы (слайд 11), относящиеся к произведениям Л.Н.Толстого: сливовая косточка, разбитая чашка, медведь) - А теперь отгадайте ребус (слайд 13) -Как вы думаете, почему я здесь есть это изображение? (ореховая ветка) (слайд 14) - Скорее всего, в одном из произведений писателя говорится об этом. | Выбирает способ проверки знаний уч-ся, создаёт возможность для учащихся корректировать свою работу, формировать навык самооценки и самоконтроля. Проверяет знание раннее усвоенного материала. Подводит к теме урока. | Показывают владение прошлым материалом, умение зафиксировать затруднение или удивление, выражают их в речи, самостоятельно формулируют тему урока. работа с ЭУ Карточка с присказкой (взаимопроверка) Проверка модели произведения и нахождение ошибки в плане. Пересказ сказки «Два брата» Назовите произведение. Какие задания получал Емельян? Кто помог преодолеть трудности? | Коммуникативные: выражение своих мыслей , планирование учебного сотрудничества. Регулятивные: целеполагание (понимание и принятие учебной задачи, поставленной учителем) Познавательные: развитие познавательных интересов, умение сравнивать, анализировать, умение структурировать знания, построние речевого высказывания. |
III. Антиципация. (предвосхищение, предугадывание) | Фронтальная работа Подготовка учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности. | -Прочитайте заглавие. - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и на слайде (слайд 15). -Какие у вас появляются предположения о содержании произведения? | Организует подготовку учащихся к чтению текста. | Самостоятельно по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют его героев. | Регулятивные: прогнозирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: построение речевого высказывания. |
IV. Формулирование проблемы, целей урока. | Фронтальная работа Постановка целей и задач урока, исходя из проблемы. | -Давал ли вам когда-нибудь кто-нибудь обещание? -Авы сами давали обещания? -Всегда ли обещание можно выполнить? -Эту проблему поможет нам обсудить наше произведение. -Какие задачи надо решить на уроке? Закончите предложения: Узнать… о чём это произведение Учиться … правильно и грамотно читать (анализировать и оценивать поступки героев)(слайд 16) Определить главную мысль произведения. | В ходе беседы подводит уч-ся к цели и задачам урока. | Формулируют и принимают цель и задачи урока, готовятся к чтению и обсуждению текста. | Личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные: формулирование проблемы Регулятивные: целеполагание (постановка учебных задач), планирование (умение планировать свою деятельность) Коммуникативные: умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества, участие в коллективном обсуждении проблемы. |
V. Открытие нового знания. 1. Первичное чтение текста. | Индивидуальная работа Фронтальная работа Знакомство со сказкой, выявление первичного восприятия. | -Интересно, понравится ли нам произведение Л.Н.Толстого «Ореховая ветка»? -Слушание сказки. Выразительное чтение учителем или слушание записи произведения (чтение про себя). - Расскажите о своих впечатлениях. | Организует самостоятельное чтение и беседу по первичному восприятию текста | Самостоятельно читают текст, выражают свои мысли и чувства. | Личностные: позитивное отношение к чтению. Познавательные: смысловое чтение, восприятие текста, построение речевого высказывания. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
2. Моделирование обложки. | Работа в парах Определение жанра и темы произведения. Развитие умения моделировать обложку произведения. | -Выберите модель обложки к произведению (слайд) -Докажите, что данное произведение – сказка. -Найдите все сказочные приметы. - Найдите в тексте обещание. | Формулирует задание для работы в парах, контролирует выполнение работы. | Обсуждают схемы и объясняют свои предположения в паре, обосновывают свой выбор, высказывают своё мнение. | Познавательные: использование знаково-символических средств (умение представлять информацию в виде схемы), построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт мнения собеседника. |
3. Работа по содержанию текста. | Работа в малых группах Выявление понимания прочитанного. Работа в ТПО | -Составьте вопросы по сказке. | Формулирует задание, распределяет задание для групп, напоминает уч-ся правила работы в группах и организует работу, контролирует выполнение работы. | Объединяются в группы, находят в тексте информацию для постановки вопросов, формулируют вопросы. | Познавательные: смысловое чтение, восприятие текста, построение речевого высказывания. Регулятивные: контроль Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт мнения собеседника. |
(Физкультминутка.) | Восстановление работоспособности, снятие утомления. | Физминутка – игра «Буратино потянулся…» (слайд 17) | Организует отдых и восстановление работоспособности. | Выполняют упражнения. Восстанавливают работоспособность. | |
Работа в группах Выборочное чтение | Восстановление последовательности событий | Расположите данные слова в соответствии с последовательностью событий сказки. Семья, подарки, встреча, уговор, печаль, обман, дом медведя, страх, счастье. | Учитель консультирует работу групп, стимулирует их деятельность, принимает участие в обсуждении, контролирует по общим направлениям, обобщает результаты работы каждой группы. | | Познавательные: смысловое чтение, восприятие текста, построение речевого высказывания. Регулятивные: контроль Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт мнения собеседника. |
4. Составление вопросов последующей проверкой. | Индивидуальная работа. Проверка и оценка | - Составьте вопросы по сказке, на которые необходимо дать развёрнутый ответ. Задайте их своим одноклассникам. Чьи вопросы вам показались самыми интересными. | Учитель помогает формулировать полные вопросы и ответы (при необходимости) | Проверка и оценка. | Регулятивные: контроль, оценка. |
VI. Итог. Рефлексия. | Индивидуальная работа. Суммирование полученной информации и имеющихся знаий, выработка собственной позиции, расширение информационного поля, оценка процесса. | -Прочитайте концовку сказки… -Почему так бережно отнеслись герои к ореховой ветке? - Можем ли мы назвать сказку «Ореховая ветка» полезной? Объясните пословицу «Уговор дороже денег» (слайд 18) | Организует беседу, связывая результаты урока с его целями, подводит к выводу о том, что человек должен уметь держать свои обещания. акцентрирует внимание на конечных результатах деятельности на уроке. | Осуществляют взамооценку результатов процесса, себя в нём с учётом оценки других. | Личностные: следование моральным нормам и этическим требованиям Регулятивные: контроль, оценка. |
VII. Домашнее задание. | Совершенствование читательских навыков в форме творческой работы. | -На какую сказку похожа сказка Толстого «Ореховая ветка»? («Аленький цветочек») Кто автор этого произведения? (слайд 19) -Какую домашнюю работу вы бы хотели выполнить? | Сообщает учащимся о домашнем задании, повышает интерес к домашнему заданию. | Учащиеся продумывают возможные варианты домашнего задания. | Регулятивные: контроль, оценка, планирование. Познавательные: сравнение, анализ. |