1. воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
2. формировать положительные качества.
3. вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.
4. пробуждать добрые чувства.
5. воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
1. осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
2. находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;
Регулятивные:
1. принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
2. выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,
3. планируют свои действия для решения учебной задачи,
Коммуникативные:
1. строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
2. участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
3. ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.
2. Актуализация знаний.
Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слова эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. П.А. Вяземский.
- Как вы думаете, о ком написаны эти строки? (эти строки написаны поэтом Пётром Андре́евичом Вя́земским о русском баснописце Иване Андреевиче Крылове).
- Мы с вами уже знакомы с этим баснописцем.
- Что о нём вы могли сейчас рассказать?
Крылов Иван Андреевич, русский писатель, баснописец, журналист, родился 13 февраля 1769 г. в Москве в семье отставного офицера. Детские годы писателя прошли в Твери и на Урале. Правильного образования он так и не получил. Семья его жила очень бедно, еще подростком Крылов вынужден был поступить на службу в канцелярию земского суда на должность подканцеляриста. В 1782 г. Крылов переезжает в Петербург, где устраивается на работу мелким чиновником в Казенной палате.
И. А. Крылов занимается самообразованием, изучает литературу и математику, французский и итальянский языки.Все творчество Крылова-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка немало крылатых выражений. Язык басен Крылова стал примером для А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других писателей. Образами и меткими выражениями крыловских басен пользовался В. И. Ленин. Его басни переведены более чем на 50 языков мира. Умер в Петербурге 21 ноября 1844 г.
- Какие произведения Крылова вы знаете?( «Ворона и лисица», «Лиса и виноград»)
-К какому жанру они относятся? (басня)
- Давайте обобщим знания об этом жанре с помощью теста.
Тест.
Выберите правильный ответ
1. Басня – это:
а) краткий рассказ;
б) поучительный рассказ;
в) краткий иносказательный рассказ поучительного характера
2. Человека, который пишет басни, называют:
а) поэт
б) писатель
в) баснописец
3. Басни писались с целью:
а) высмеять пороки людей
б) научить правильному поведению
в) показать пример для подражания
4. Форма речи басни носит:
а) прямое значение
б) иносказательное значении
5. В басне:
а) есть вывод – мораль
б) вывода нет, каждый придумывает его сам.
в) вывод не нужен.
6. В чём успех басен И.А.Крылова?
а) Они высмеивают не людей, а животных.
б) Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.
в) Они высмеивают только богатых людей.
Ответы: 1 В; 2 В; 3 А; 4 Б; 5 А; 6 Б.
- Взаимопроверка.
- Самооценка.
Вывод: нам есть еще над чем поработать, уверена, что читая басни Крылова мы будем совершенствовать наши знания.
3. Работа над новым материалом.
-Сегодня мы познакомимся с ещё одной басней И.А.Крылова « Квартет».
- Какую цель для себя вы поставите на урок?
1. Познакомиться с басней Крылова « Квартет»
2. Развивать навыки беглого чтения
3. Находить мораль в произведении
4. Учиться анализировать басню
Впервые басня «Квартет» была напечатана в 1811 году, но злободневна и по сей день
Что такое квартет? (Ответы детей) ( если не отв: где можно уточнить значение слова?)
Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей
Где четыре музыканта Замечательно играют,
Этот маленький оркестрик Все квартетом называют.
А сейчас, ребята, вы послушаете «Квартет» композитора Бородина, который исполняют профессионалы своего дела – музыканты.
-Сядьте удобнее, расслабьтесь.
- Какая прозвучала музыка? (нежная, спокойная)
- Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
Первичное чтение произведения.
- Мы услышали, как звучит музыка в исполнении талантливых музыкантов, а каков был Квартет в басне узнаем, послушав басню в исполнении актера М.М. Козакова.
- Во время чтения басни вы глазами следите в тексте по учебнику, отмечая карандашом непонятные для вас слова.
- Слушая басню, определите, сколько действующих лиц участвуют в ней?
Прослушивание басни.
- Так, сколько же действующих лиц в басне «Квартет»?
1. Проказница мартышка
2. Осёл
3. Козёл
4. Косолапый Мишка
5. Автор
6. Соловей
- А можете их назвать?
- О ком и о чём эта басня? (о зверях, которые решили сыграть квартет)
Словарная работа.
- Какие слова в басне вам были непонятны?
Пленять – очаровывать.
Альт – музыкальный смычковый инструмент немного больше скрипки.
Бас – самый низкий голос (контрабас).
Прима – инструмент, играющий главную роль оркестре (скрипка).
Втора – второй по важности инструмент в оркестре.
Вторичное чтение произведения.
- Сейчас эту басню будите читать вы вслух.
- Какие цели вы поставите перед прочтением произведения?
1. Читать чётко, внятно, чтобы всем было понятно
2. Эмоционально и выразительно
3. Громко и грамотно
Работа над басней.
- Подумайте, на сколько частей можно разделить эту басню? (на 2)
- Просмотрите глазами текст и определите границы частей басни.
- Где заканчивается 1 часть? - это основное повествование
2 часть – мораль
- А сейчас мы с вами попробуем разобраться в басне.
Работа в паре.
- Какие животные участвуют в квартете?
Возьмите карточки
Дайте характеристику этим животным. На карточке соединить стрелками название героя басни с его характеристикой (с его особенностями)
Проказница- Мартышка
упрямый, туповатый
Козел
неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.
Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”)
Осел - упрямый, туповатый
Косолапый Мишка - неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.
- А речь, только каких животных звучит в басне? (Cоловей, Мартышка, осел.)
-Почему именно к Соловью обратились герои басни? ( Соловей самая музыкальная птичка.) - Имеет ли право этот герой поучать всех остальных? - Ребята, в чём пытается убедить Соловей героев басни?
- Давайте подготовимся к выразительному чтению басни. Характеристика, которую мы дали героям, поможет нам при чтении. (Выполняют по колонкам в парах)
I ряд – найдет и подготовит чтение слов Мартышки:
II ряд – найдет и подготовит чтение слов Осла
III ряд – найдет и подготовит чтение слов Соловья
Обратите внимание:
I ряд - читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.
II ряд – читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.
III ряд - читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка. (прослушать по 1 чел с ряда)
Групповая работа.
-Работа в шестёрках чтение по ролям
- Проверка групп.
Самостоятельная работа.
В чьи уста Крылов вложил слова морали? Перечитайте мораль басни. В чем ее основная ее мысль? (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).
- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей?
- Какие пороки людей высмеивал автор в этой басне?
- Прочитайте задание в уч. стр30
4.Подведение итога.
Вспомните какую цель ставили на урок? Достигли ее?
С какой басней И.А.Крылова мы познакомились?
- Какой человеческий недостаток высмеивает автор?
Рефлексия.
Закончите предложения:
«Сегодня я узнал ….»
«Было интересно ….»
«Урок дал мне для жизни…..»
« Меня удивило…»
Оценки за урок.
5. Домашнее задание: Выучить басню наизусть. Выписать из басни текст, который подходит к иллюстрации в учебнике.