Цели: Познакомить учащихся с рассказом Е. Чарушина «Томкины сны»
Формировать навыки правильного и выразительного чтения.
Закреплять умение прогнозировать содержание и анализировать текст.
Работать над формированием УУД обучающихся.
Воспитывать бережное отношение к животным.
Ход урока.
Оргмомент.
- За окном весна. Светит солнышко, поют птицы, природа проснулась после долгой зимы. Настроение у вас хорошее? Я желаю вам сохранить его на уроке. Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка – это то солнце, что согревает душу человека.
2. Постановка учебной задачи.
- Чему вы хотите научиться на сегодняшнем уроке? Каким видите сегодня урок?
3. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Работа с текстом до чтения.
- Какой раздел учебника мы изучаем? Что нового и интересного вы узнали из прочитанных произведений о животных?
- Посмотрите на экран. Какое слово здесь лишнее? (муравей, лосиха, щенок, мышь, слониха) Почему? (О нем мы еще не читали.)
- Вы догадались, о ком мы сегодня будем читать?
-А кто автор этого произведения, я думаю вы сейчас поймете.
- Этот писатель родился в семье архитектора. Родительский дом был густо населен всевозможной живностью. В доме у них были и кошки, и собаки, на окнах стояли банки с аквариумными рыбками, а в клетках распевали птицы. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей. Эти животные становились друзьями мальчика. Сам он говорил: «Я с детства научился понимать животное – его движения, мимику». Став взрослым, он стал писать рассказы о животных, сам рисовал к ним иллюстрации. Был не только писателем, но и художником-анималистом. Но героем его рассказов часто бывал сын Никитка, который внимательно наблюдал за животными, хорошо знал их повадки. Вы уже поняли о ком я говорю? (Е.И.Чарушин)
-Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображен на ней? Почему этот рисунок кажется необычным? Попробуйте предположить, о чем будет рассказ? Прочитайте заглавие. Как зовут героя? Томка – это кто?
- Почему художник нарисовал такой необычный рисунок? (Это сны Томки)
- Вы можете увидеть Томкины сны? Как?
- А кто нарисовал иллюстрацию? А он откуда узнал о Томкиных снах?
- А вы уверены, что про Томкины сны рассказал Евгений Чарушин? А может ему тоже кто-то рассказал? Какой вопрос у вас возникает?
Кто помог увидеть такие сны? Проблемный вопрос!
- Что надо сделать, чтобы выяснить это? (Прочитать текст)
4. Работа с текстом во время чтения.
Чтение 1 части.
(1 абзац) – Какие слова подтверждают, что Томка щенок? (повизгивает, лапки)
Интересно, куда он бежит? Чтение 2 абзаца.
-А почему человек не может увидеть такие сны, как видит щенок?
- К кому обращается Никита? Кто герои рассказа? (папа, Никита, Томка)
- А можем мы узнать, что снится собаке? Вы хотите об этом прочитать?
Чтение 2 части.
- Что же ему сейчас приснилось?
- Как мог Никита догадаться, что снится Томке? (Он фантазирует, он хорошо знает повадки Томки)
- Почему зайчонка, а не зайца? (залаял тоненьким голоском)
- А сейчас что ему снится?
- Почему Томка убегает от козы? (Коза бодается)
- Отчего он залаял, зарычал? Что ему приснилось?
- Почему Никита решил разбудить Томку? (Потому что тигр страшный, а Томка маленький, ему с ним не справиться)
5. Работа с текстом после чтения.
- Кто нам помог увидеть Томкины сны? (возвращаемся к проблемному вопросу)
- Откуда он мог знать, что снится Томке? (Что-то он видел, а что-то придумал – стал фантазировать)
- Подходит ли иллюстрация к этому рассказу? (Да, это фантазия на тему сна)
- Какова же тема урока (Фантазии о Томкиных снах)
- А я назвала так: Какие сны снятся щенкам?
- А с какой целью люди фантазируют? Можно ли сказать, что они врут? В чем разница между ложью и фантазией? А теперь пофантазируйте вы: что еще мог увидеть Томка во сне?
Озаглавливание текста.
- Давайте вспомним, о чем рассказал Чарушин в 1 части? Выберите заголовок, который более точно отражает смысл. (работа в рабочей тетради)
- О чем говорится во 2 части? Какой заголовок больше подойдет?
- Что можете сказать о характере папы и Никиты? Поработайте в парах (раб.тет.) Самооценка по алгоритму.
Составление синквейна на тему: «Никитка»
Наблюдательный, внимательный.
Любил животных, узнавал о них, фантазировал.
Помогает нам познакомиться с животными.
Мальчик.
- Никита Чарушин, когда вырос, стал художником – анималистом. Первый свой рисунок он сделал в 3 года 9 месяцев. Это был «Тигр», сразу попавший на детскую художественную выставку. От своего отца он унаследовал уважение к лесу, внимательность к каждому зверю и птице. Именно отец привил ему культуру охоты, во время которой надо больше смотреть, нежели стрелять. Когда подрос, его рисунки стали печатать в детских журналах. Никита Чарушин старался передать при изображении зверя или птицы те особенности, по которым их легко было бы узнать ребенку. В его рисунках звери и птицы продолжают жить в природе. Про Никиту и Евгения Ивановича Чарушиных говорили «художники-природники». Они хотели вызвать у ребенка «удивление красотой животного».
Творческий пересказ.
- Представьте, что вы - Томка. Попробуйте рассказать от имени щенка, что с вами произошло, какой интересный сон вам приснился.
- Чтобы проверить, хорошо ли вы запомнили содержание прочитанного рассказа, я предлагаю вам тест.
- Почему авторы поставили этот рассказ в раздел о природе? (Томка – часть природы.)
- Почему они вообще предложили нам прочитать этот текст? Что полезного вы для себя узнали?
7. Рефлексия.
- Продолжите предложения:
У меня возникло желание…
Я сегодня удивился…
Урок запомнился тем, что…
8. Домашнее задание:
- Мы сегодня много говорили о том, что Никитка и Евгений Иванович Чарушины наблюдали за жизнью животных. А вы можете побывать в роли наблюдателя и узнать что-то интересное про животных? А про каких животных вам будет легче узнавать? (про домашних)
- Ваше домашнее задание: понаблюдать за домашним питомцем и подготовить рассказ о его особенностях и повадках.