kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения. Тема: Какие сны cнятся щенкам? Е.Чарушин «Томкины сны».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения.

Тема: Какие сны cнятся щенкам? Е.Чарушин «Томкины сны».

Цели: Познакомить учащихся с рассказом Е. Чарушина «Томкины сны»

          Формировать  навыки правильного и выразительного   чтения.

          Закреплять умение прогнозировать содержание и анализировать текст.

          Работать над формированием УУД обучающихся.

          Воспитывать бережное отношение к животным.      

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. Тема: Какие сны cнятся щенкам? Е.Чарушин «Томкины сны».»

Урок литературного чтения.

Тема: Какие сны cнятся щенкам? Е.Чарушин «Томкины сны».

Цели: Познакомить учащихся с рассказом Е. Чарушина «Томкины сны»

Формировать навыки правильного и выразительного чтения.

Закреплять умение прогнозировать содержание и анализировать текст.

Работать над формированием УУД обучающихся.

Воспитывать бережное отношение к животным.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

- За окном весна. Светит солнышко, поют птицы, природа проснулась после долгой зимы. Настроение у вас хорошее? Я желаю вам сохранить его на уроке. Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка – это то солнце, что согревает душу человека.


2. Постановка учебной задачи.

- Чему вы хотите научиться на сегодняшнем уроке? Каким видите сегодня урок?


3. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Работа с текстом до чтения.

- Какой раздел учебника мы изучаем? Что нового и интересного вы узнали из прочитанных произведений о животных?

- Посмотрите на экран. Какое слово здесь лишнее? (муравей, лосиха, щенок, мышь, слониха) Почему? (О нем мы еще не читали.)

- Вы догадались, о ком мы сегодня будем читать?

-А кто автор этого произведения, я думаю вы сейчас поймете.

- Этот писатель родился в семье архитектора. Родительский дом был густо населен всевозможной живностью. В доме у них были и кошки, и собаки, на окнах стояли банки с аквариумными рыбками, а в клетках распевали птицы. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей. Эти животные становились друзьями мальчика. Сам он говорил: «Я с детства научился понимать животное – его движения, мимику». Став взрослым, он стал писать рассказы о животных, сам рисовал к ним иллюстрации. Был не только писателем, но и художником-анималистом. Но героем его рассказов часто бывал сын Никитка, который внимательно наблюдал за животными, хорошо знал их повадки. Вы уже поняли о ком я говорю? (Е.И.Чарушин)

-Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображен на ней? Почему этот рисунок кажется необычным? Попробуйте предположить, о чем будет рассказ? Прочитайте заглавие. Как зовут героя? Томка – это кто?

- Почему художник нарисовал такой необычный рисунок? (Это сны Томки)

- Вы можете увидеть Томкины сны? Как?

- А кто нарисовал иллюстрацию? А он откуда узнал о Томкиных снах?

- А вы уверены, что про Томкины сны рассказал Евгений Чарушин? А может ему тоже кто-то рассказал? Какой вопрос у вас возникает?

Кто помог увидеть такие сны? Проблемный вопрос!

- Что надо сделать, чтобы выяснить это? (Прочитать текст)

4. Работа с текстом во время чтения.

Чтение 1 части.

(1 абзац) – Какие слова подтверждают, что Томка щенок? (повизгивает, лапки)

Интересно, куда он бежит? Чтение 2 абзаца.

-А почему человек не может увидеть такие сны, как видит щенок?

- К кому обращается Никита? Кто герои рассказа? (папа, Никита, Томка)

- А можем мы узнать, что снится собаке? Вы хотите об этом прочитать?


Чтение 2 части.

- Что же ему сейчас приснилось?

- Как мог Никита догадаться, что снится Томке? (Он фантазирует, он хорошо знает повадки Томки)

- Почему зайчонка, а не зайца? (залаял тоненьким голоском)

- А сейчас что ему снится?

- Почему Томка убегает от козы? (Коза бодается)

- Отчего он залаял, зарычал? Что ему приснилось?

- Почему Никита решил разбудить Томку? (Потому что тигр страшный, а Томка маленький, ему с ним не справиться)


5. Работа с текстом после чтения.

- Кто нам помог увидеть Томкины сны? (возвращаемся к проблемному вопросу)

- Откуда он мог знать, что снится Томке? (Что-то он видел, а что-то придумал – стал фантазировать)

- Подходит ли иллюстрация к этому рассказу? (Да, это фантазия на тему сна)

- Какова же тема урока (Фантазии о Томкиных снах)

- А я назвала так: Какие сны снятся щенкам?

- А с какой целью люди фантазируют? Можно ли сказать, что они врут? В чем разница между ложью и фантазией? А теперь пофантазируйте вы: что еще мог увидеть Томка во сне?

Озаглавливание текста.

- Давайте вспомним, о чем рассказал Чарушин в 1 части? Выберите заголовок, который более точно отражает смысл. (работа в рабочей тетради)

- О чем говорится во 2 части? Какой заголовок больше подойдет?


- Что можете сказать о характере папы и Никиты? Поработайте в парах (раб.тет.) Самооценка по алгоритму.

Составление синквейна на тему: «Никитка»

Наблюдательный, внимательный.

Любил животных, узнавал о них, фантазировал.

Помогает нам познакомиться с животными.

Мальчик.

- Никита Чарушин, когда вырос, стал художником – анималистом. Первый свой рисунок он сделал в 3 года 9 месяцев. Это был «Тигр», сразу попавший на детскую художественную выставку. От своего отца он унаследовал уважение к лесу, внимательность к каждому зверю и птице. Именно отец привил ему культуру охоты, во время которой надо больше смотреть, нежели стрелять. Когда подрос, его рисунки стали печатать в детских журналах. Никита Чарушин старался передать при изображении зверя или птицы те особенности, по которым их легко было бы узнать ребенку. В его рисунках звери и птицы продолжают жить в природе. Про Никиту и Евгения Ивановича Чарушиных говорили «художники-природники». Они хотели вызвать у ребенка «удивление красотой животного».

Творческий пересказ.

- Представьте, что вы - Томка. Попробуйте рассказать от имени щенка, что с вами произошло, какой интересный сон вам приснился.


- Чтобы проверить, хорошо ли вы запомнили содержание прочитанного рассказа, я предлагаю вам тест.

1. Томка – это: а) кошка; б) собачка; в) девочка; г) кукла.

2.Какой сон лишний: а) про зайчонка; б) про козу; в) про косточку; г) про тигра.

3.Что делал Томка во сне: а) бегал; б) лаял; в) играл; г) рычал.


6. Подведение итогов.

- Почему авторы поставили этот рассказ в раздел о природе? (Томка – часть природы.)

- Почему они вообще предложили нам прочитать этот текст? Что полезного вы для себя узнали?


7. Рефлексия.

- Продолжите предложения:

У меня возникло желание…

Я сегодня удивился…

Урок запомнился тем, что…


8. Домашнее задание:

- Мы сегодня много говорили о том, что Никитка и Евгений Иванович Чарушины наблюдали за жизнью животных. А вы можете побывать в роли наблюдателя и узнать что-то интересное про животных? А про каких животных вам будет легче узнавать? (про домашних)

- Ваше домашнее задание: понаблюдать за домашним питомцем и подготовить рассказ о его особенностях и повадках.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения. Тема: Какие сны cнятся щенкам? Е.Чарушин «Томкины сны».

Автор: Галина Алексеевна Ермохина

Дата: 14.01.2023

Номер свидетельства: 623052


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства