Работа до чтения: - Если вы в книге видите стихи Э. Мошковской и Э. Успенского, что вы ожидаете от прочтения стихотворений? Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение стихотворения Э. Мошковской «Жил на свете один человечек». Беседа после чтения: - Кто главный герой произведения? (Человечек.) – С чего человечек начал строительство дома? (с крылечка) – Почему человечек первым делом построил крылечко?(Ему хотелось чтобы к нему приходили гости.) – О чём это говорит? (Ему не хватает друзей.) - Какое чувство ощущал человечек в начале стихотворенья? (Одиноко. Ему было грустно.) - Найдите подтверждение этому. Или Как автор отобразил это в стихотворенье. (Жил на свете ОДИН человечек….) - Почему его жизнь изменилась? (Человечек начал действовать.) Найдите слова в тексте подтверждающие это. (И пошёл, и нашёл, и решил, и сложил.) - Скажите, а произошли бы в его жизни изменения, если бы он сидел дома и никуда не выходил? Сделайте вывод. – Почему сожаленье сменяется радостью? – Как происходит смена настроения? - Какое слово помогает нам понять, что настроение поменялось? (Хорошо) – А что случилось бы, если бы досок хватило? - Скажите, а как интереснее в доме со стенами или без? Почему? - Нужно ли человечку менять в таком доме интерьер? (Нет. Он будет меняться сам с изменением времён года, погоды.) - Найдите в тексте, что заменило крышу человечку? (Небо) - Что значит словосочетание «росистый квасок»? (Напиток из росы.) - Для кого был приготовлен этот напиток? (Для солнца.) - Найдите глаголы, которые относятся к слову «Солнце». - Какой приём использовал автор для того, чтобы солнце представлялось нам живым существом? - Кто ещё приходил в гости к человечку? – Хотели бы вы очутиться у него в гостях? Почему? – В каком мире живёт человечек? – Какие чувства сопровождают стихотворение на всём его протяжении? - На что похоже стихотворение Мошковской? 2) Выразительное чтение стихотворения. 3)Творческое задание. - Согласны ли вы с художником изобразившим дом? А какой домик изобразили бы вы? Попробуйте это сделать несколькими штрихами, используя только кисть, краски и лист бумаги. Работа до чтения. Стихотворение Э.Успенского «Мой живой уголок». - Ребята, скажите, а что такое живой уголок? - А Эдуард Успенский представляет его таким. 4) Самостоятельное чтение стихотворения Э. Успенского «Мой живой уголок». Работа после прочтения: - От чьего лица ведётся повествование? (От первого лица. От лица автора. От лица повесвователя.) – Каким вы представили себе героя этого стихотворения? – Почему вы думаете, что это ребёнок? (Для ребёнка весь мир кажется большим.) – С каким чувством он рассказывает о своём живом уголке? (С чувством гордости, любви.) - Для чего ребёнку был нужен живой уголок? (Для общения с природой если он живёт в большом городе.) - Есть ли растения в его живом уголке? (Есть. (или) Нет. Ведь лук принесён с огорода.) - А можно вырастить огород на подоконнике? - Как это можно сделать? - Что самое главное для него? (Что природа живая.) 5)Выразительное чтение стихотворения «Мой живой уголок». - Представьте, что вы хозяин этого живого уголка. Прочитайте стихотворение так, чтобы показать. Какие чувства вызывает у вас живой уголок. 6) Самостоятельное чтение стихотворения «Необычайный слон». 7) Работа после прочтения в парах. - вы прочитали стихотворение. Обсудите вопросы, данные на карточках, в парах. Вопросы для беседы обсудите в парах: - С каким настроением вы прочитали это стихотворение? Почему? - Чем был необычен слон? – Похоже ли это стихотворение на фантазию ребёнка? – Почему вы так думаете? - Выпишите слова и фразы которые помогают нам представить размер слона. (Не громадный, маленький -3 раза, чуть-чуть побольше мышонка и т.д) – Зачем автор делает акцент на величине насекомых? Какой приём он использует? (противопоставление) – Кто жалеет слона? – Нуждается ли слон в чьей-то жалости? – Что для него главное в жизни? – Чем необычны последние 4 строчки? - Какая основная идея стихотворения?(Идея в том, что даже если ты отличаешься от других ты можешь чувствовать себя совершенно счастливым.) - Прочитайте стихотворение выразительно. Работа с текстом после чтения. 1) Обсуждение вопросов 1–5 по учебнику (с. 171). 2) Выразительное чтение стихов по выбору учащихся. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) |