Цель урока: познакомить с произведениями К. Драгунской. Обучать вдумчивому, содержательному прочтению детской литературы, используя стратегии критического мышления.
Задачи:
1. Развивать устойчивый интерес к книге как к источнику знаний, развивать коммуникативность учащихся – умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей
3. В сферу учения вовлечь не только интеллект школьника, но и эмоции, духовные потребности, нравственные качества
4. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
5. Воспитывать положительную мотивацию в обучении.
Ход урока:
1.Орг. момент.
1.Прошу вас поздороваться с гостями. Желаю вам сегодня на нашем уроке литературного чтения совершить для себя какое-нибудь интересное открытие.
2. Постановка целей и задач урока.
-Урок начнём с улыбки. Подарите друг другу улыбку. Итак, урок литературного творчества. Сегодня мы с вами будем думать, рассуждать и доказывать свою точку зрения. Главную проблему урока я сформулировала словом:
счастье
(На доске появляется карточка).
-Для начала мы познакомимся с автором произведения и постараемся, как можно больше узнать о ней.
- После выступления ребят вы скажете кто она?
3. Проверка домашнего задания.
Прием «театрализация». Интервью героев учебника с Ксенией Драгунской.
Чтение по учебнику - инсценировка
Спасибо, садитесь.
-В каком литературном жанре выступили ребята? (Пьеса).
- Какой вопрос к писательнице показался вам самым интересным, самым важным?
-Какой ответ был неожиданным? Не серьёзным? Серьёзным?
4. Сообщение ученика об авторе.
Дочь Виктора Юзефовича - Ксения Драгунская - блистательный детский писатель и драматург. Автор сравнительно молодой (ей 53 лет). Её сказки, чудесные странные истории и рассказы печатались в газетах, хрестоматиях, звучали по радио и телевидению, но отдельно книгой не издавалось. Сейчас вышли её отдельные книги, но в наших библиотеках их пока нет.
5. Антиципатия.
- Произведение называется «Крайний случай»? Что обозначает эта фраза?
«Крайний случай» - фразеологизм (В безвыходной ситуации).
-Это произведение грустное или весёлое? Как вы считаете? Проверим?
6. Чтение произведения.
Чтение «цепочкой»
1) Словарная работа - (пойнтер и эрдель) Что они означают?
Эти слова обозначают породы собак. Вы уже слышали о таких, как дворняжка, такса, овчарка и т.д.. а эти собаки принадлежат к умным, дорогим собакам.
Эрдель - порода собак, крупный служебный терьер с густой шерстью на морде растущей в виде бороды и усов.
2) Почему собака заговорила? Кого ищет собака? (хозяина)
3) Собаке было грустно, но были отрывки, где вам захотелось улыбнуться?
4) Как вы думаете, почему Дарья Павловна сначала называет собаку
«прелестный барбосик», а потом «гадкий пес»?
Какие необычные слова прочитали? Когда захотелось посмеяться?
5) Каждый – кузнец своего счастья – пословица (каждый сам должен сделать себя счастливым)
6) Кто помог собаке принять решение «искать себе дом и устраиваться в хорошие руки»?
7) Нашла ли наша собака то, что искала? Как и когда изменилось ее настроение? Можно ли назвать этот эпизод кульминацией? Когда вам захотелось улыбнуться и почему? -Почему собака перестала говорить? (кончился крайний случай)
7. - Работа по содержанию. Понравилось ли произведение?
(Раскрытие авторского замысла). Игра “Философский стол”
Во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались открыть Законы, по которым должны жить люди. А теперь представьте себе, что вы философы. Ваша цель поговорить о произведении и выразить свои мысли.
- Итак, рассказ называется “Крайний случай”? - Почему так названо произведение?
1. -В каком литературном жанре написано произведение? (На доске открываются таблички)(Сказка-рассказ)
2. Кто главный герой рассказа? Какой крайний случай у собаки? (Он ищет своего человека)
3. Какая была собака? ( Здоровенная, пятнистая, с длинными ушами и бородой)
4. - Назовите слова из текста, которые помогут нам представить собаку какой она была в начале рассказа
5. -Какова она на данном жизненном этапе? - Счастлива ли собака? - Какие строки это доказывают? - Какие слова синонимы использует автор, чтобы показать как она несчастна?
- О чём мечтает собака? (устроиться в хорошие добрые руки)
6. - А как понимаете выражение “каждый барбос - кузнец своего счастья”?
- Изменилась ли жизнь собаки? Докажите это словами из текста. Какая она стала?
7. - Случайно ли она стала счастливой? - Какие слова и выражения помогают увидеть реальный мир? - Какой это литературный жанр? (Рассказ). - Где в рассказе вымысел? (Говорящая собака). - В каком литературном жанре это можно встретить? (Сказка) - Где же околесица? (чепуха, ерунда). (Нос Дарьи Павловны, дождь, “мамские дела”).
- Мы убедились, что в произведениях Ксении смешение жанров.
Физминутка под песню “Собака бывает кусачей”
8. Парная работа.
- Попробуем выяснить, какую роль в судьбе нашей героини сыграли папа и Митя, дождь и полусиамская кошка, Дарья Павловна и мама.
- Как будем работать? (читаем, выбираем важные места, подчеркиваем, обсуждаем, отвечаем, доказываем)
9. Обобщение.
- Мы прекрасно поработали и справились с творческими заданиями. А теперь обобщим проделанную работу.
- За какого героя больше порадовались? Почему?
- Чему учит нас это произведение? (Быть внимательными к окружающему миру, а вдруг рядом есть кто-то, кому мы можем чем-нибудь помочь.)
- Какое главное слово урока? (счастье).
- Счастливы ли герои произведения?
- В чём счастье для собаки?
- А как вы думаете, о чем заставляет задуматься нас автор? ( Счастливы ли мы?)
- А для вас, что значит быть счастливым? (выслушиваются ответы детей)
- Прочитайте между строк, что хотела нам сказать Ксения Драгунская?
(У каждой собаки или кошки должен быть хоть один родной человек на земле)
- Какую пословицу или высказывание из одного изученного нами произведения можно предложить к уроку? (Мы в ответе за тех, кого приручили)
- У кого из вас есть собака или кошка? Как вы за ними ухаживаете?
- Я надеюсь, ребята, что те животные, которые живут у вас находятся в хороших руках и чтобы у них не было крайних случаев.