kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения "Современные детские писатели. Ксения Драгунская «Крайний случай»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по ОС "Школа 2100"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Современные детские писатели. Ксения Драгунская «Крайний случай»"»

Тема: Путешествие 15. Современные детские писатели. Ксения Драгунская «Крайний случай» (ОС «Школа 2100»)

Цель урока: познакомить с произведениями К. Драгунской. Обучать вдумчивому, содержательному прочтению детской литературы, используя стратегии критического мышления.

Задачи:

1. Развивать устойчивый интерес к книге как к источнику знаний, развивать коммуникативность учащихся – умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей

2. Развивать творчество, воображение, критическое мышление

3. В сферу учения вовлечь не только интеллект школьника, но и эмоции, духовные потребности, нравственные качества

4. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

5. Воспитывать положительную мотивацию в обучении.


Ход урока:


1.Орг. момент.

1.Прошу вас поздороваться с гостями. Желаю вам сегодня на нашем уроке литературного чтения совершить для себя какое-нибудь интересное открытие.


2. Постановка целей и задач урока.

-Урок начнём с улыбки. Подарите друг другу улыбку. Итак, урок литературного творчества. Сегодня мы с вами будем думать, рассуждать и доказывать свою точку зрения. Главную проблему урока я сформулировала словом:

счастье

(На доске появляется карточка).

-Для начала мы познакомимся с автором произведения и постараемся, как можно больше узнать о ней.

- После выступления ребят вы скажете кто она?

3. Проверка домашнего задания.

Прием «театрализация». Интервью героев учебника с Ксенией Драгунской.

Чтение по учебнику - инсценировка

Спасибо, садитесь.

-В каком литературном жанре выступили ребята? (Пьеса).

- Какой вопрос к писательнице показался вам самым интересным, самым важным?

-Какой ответ был неожиданным? Не серьёзным? Серьёзным?

4. Сообщение ученика об авторе.

Дочь Виктора Юзефовича - Ксения Драгунская - блистательный детский писатель и драматург. Автор сравнительно молодой (ей 53 лет). Её сказки, чудесные странные истории и рассказы печатались в газетах, хрестоматиях, звучали по радио и телевидению, но отдельно книгой не издавалось. Сейчас вышли её отдельные книги, но в наших библиотеках их пока нет.

5. Антиципатия.

- Произведение называется «Крайний случай»? Что обозначает эта фраза?

«Крайний случай» - фразеологизм (В безвыходной ситуации).

-Это произведение грустное или весёлое? Как вы считаете? Проверим?

6. Чтение произведения.

Чтение «цепочкой»

1) Словарная работа - (пойнтер и эрдель) Что они означают?

Эти слова обозначают породы собак. Вы уже слышали о таких, как дворняжка, такса, овчарка и т.д.. а эти собаки принадлежат к умным, дорогим собакам.

Эрдель - порода собак, крупный служебный терьер с густой шерстью на морде растущей в виде бороды и усов.

Пойнтер - короткошёрстная, крупная легавая собака.

2) Почему собака заговорила? Кого ищет собака? (хозяина)

3) Собаке было грустно, но были отрывки, где вам захотелось улыбнуться?

4) Как вы думаете, почему Дарья Павловна сначала называет собаку

«прелестный барбосик», а потом «гадкий пес»?

Какие необычные слова прочитали? Когда захотелось посмеяться?

5) Каждый – кузнец своего счастья – пословица (каждый сам должен сделать себя счастливым)

6) Кто помог собаке принять решение «искать себе дом и устраиваться в хорошие руки»?

7) Нашла ли наша собака то, что искала? Как и когда изменилось ее настроение? Можно ли назвать этот эпизод кульминацией? Когда вам захотелось улыбнуться и почему? -Почему собака перестала говорить? (кончился крайний случай)

7. - Работа по содержанию. Понравилось ли произведение?

(Раскрытие авторского замысла). Игра “Философский стол”

Во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались открыть Законы, по которым должны жить люди. А теперь представьте себе, что вы философы. Ваша цель поговорить о произведении и выразить свои мысли.

- Итак, рассказ называется “Крайний случай”? - Почему так названо произведение?

1. -В каком литературном жанре написано произведение? (На доске открываются таблички) (Сказка-рассказ)

2. Кто главный герой рассказа? Какой крайний случай у собаки? (Он ищет своего человека)

3. Какая была собака? ( Здоровенная, пятнистая, с длинными ушами и бородой)

4. - Назовите слова из текста, которые помогут нам представить собаку какой она была в начале рассказа

5. -Какова она на данном жизненном этапе? - Счастлива ли собака? - Какие строки это доказывают? - Какие слова синонимы использует автор, чтобы показать как она несчастна?

- О чём мечтает собака? (устроиться в хорошие добрые руки)

6. - А как понимаете выражение “каждый барбос - кузнец своего счастья”?

- Изменилась ли жизнь собаки? Докажите это словами из текста. Какая она стала?

7. - Случайно ли она стала счастливой? - Какие слова и выражения помогают увидеть реальный мир? - Какой это литературный жанр? (Рассказ). - Где в рассказе вымысел? (Говорящая собака). - В каком литературном жанре это можно встретить? (Сказка) - Где же околесица? (чепуха, ерунда). (Нос Дарьи Павловны, дождь, “мамские дела”).

- Мы убедились, что в произведениях Ксении смешение жанров.

Физминутка под песню “Собака бывает кусачей”

8. Парная работа.

- Попробуем выяснить, какую роль в судьбе нашей героини сыграли папа и Митя, дождь и полусиамская кошка, Дарья Павловна и мама.

- Как будем работать? (читаем, выбираем важные места, подчеркиваем, обсуждаем, отвечаем, доказываем)

9. Обобщение.

- Мы прекрасно поработали и справились с творческими заданиями. А теперь обобщим проделанную работу.

- За какого героя больше порадовались? Почему?

- Чему учит нас это произведение? (Быть внимательными к окружающему миру, а вдруг рядом есть кто-то, кому мы можем чем-нибудь помочь.)

- Какое главное слово урока? (счастье).

- Счастливы ли герои произведения?

- В чём счастье для собаки?

- А как вы думаете, о чем заставляет задуматься нас автор? ( Счастливы ли мы?)

- А для вас, что значит быть счастливым? (выслушиваются ответы детей)

- Прочитайте между строк, что хотела нам сказать Ксения Драгунская?

(У каждой собаки или кошки должен быть хоть один родной человек на земле)

- Какую пословицу или высказывание из одного изученного нами произведения можно предложить к уроку? (Мы в ответе за тех, кого приручили)

- У кого из вас есть собака или кошка? Как вы за ними ухаживаете?

- Я надеюсь, ребята, что те животные, которые живут у вас находятся в хороших руках и чтобы у них не было крайних случаев.

-Что объединяет папу - Драгунского и дочку - Драгунскую? (Чувство юмора)

-Какие качества людей Ксения Драгунская хотела бы видеть у людей? (Доброта, дружба, любовь)

-Понравились вам рассказы Ксении Драгунской? Хочется ещё другие рассказы почитать?

-Почему легко и интересно читать рассказы Ксении Драгунской?

-смешение жанров

-подражание детской речи

-придумывание детских словечек

Необычные имена

Игра с фразеологизмами

-ситуация несоответствия

-преувеличение

10. Оценка работы.

-Что интересного, нужного, важного вы узнали сегодня на уроке?

-Оцени себя:

Выберите фразеологизм как оценку своей работы на уроке:

Шевелил мозгами

Недолго думал, быстро сделал

Заблудился в 3-х соснах

Слушал краем уха

Славно поработал

Хлопал ушами

11. Домашнее задание:

Прочитать рассказ «Ерунда на постном масле»

- Наш урок подошел к концу. Всем я желаю счастья и понимания. Спасибо за урок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мухина Ольга Александровна

Дата: 12.06.2019

Номер свидетельства: 514556


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства