kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения. С.Маршак - переводчик. Р.Бёрнс. В горах мое сердце.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по программе "Начальная школа. ХХI век"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. С.Маршак - переводчик. Р.Бёрнс. В горах мое сердце.»

МКОУ «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №2»








Урок литературного чтения в 4 «б» классе

Тема. «Маршак –переводчик . Р.Бернс «В горах мое сердце»





Автор-разработчик:

Андреева Ирина Александровна,

учитель начальных классов










Г. Медвежьегорск



Цель: Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через освоение лирики Роберта Бёрнса, развитие умения анализировать стихотворение.

Задачи:

Формирование умения анализа лирического стихотворения, культуры восприятия поэтического слова, моделирования, выразительного чтения текста.

Формирование чувства патриотизма, любви к природе

Развитие эмоциональной отзывчивости, умения чувствовать настроение лирического произведения, понимание, что чувство Родины и любовь к Отечеству свойственна поэтам разных стран и разных национальностей.

Развитие умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, услышанному.

Знакомство с творчеством поэта и его стихотворением «В горах мое сердце…», с деятельностью С.Я.Маршака, как переводчика.
























Ход урока

1. Настрой на урок

«Чтение – это окошко, через которое мы видим и познаём мир и самих себя». Н.Рубакин

- Кто сегодня будет нашим путеводителем?

-Начнем наш урок с разминки. РАЗМИНКА «Блиц – турнир « Доскажи словечко

- Вот какой …(рассеянный)

- Сказка о глупом… (мышонке)

- Про все на … (свете)

- Кот и …(лодыри)

- Рассказ о неизвестном …(герое)

- Что объединяет эти произведения? (Это произведения С.Я. Маршака.)


Дети работают с обложками книг: дописывают фамилию автора и значок темы.

- Кто же автор? (Маршак)

2. Определение темы урока

- Вспомним о его творчестве. (поэт, сказочник, драматург)

- Какое слово осталось закрытым?( имеется ввиду –переводчик)



Рядом вывесить портрет Роберта Бёрнса



-Определите тему урока.

-Какие задачи мы поставим перед собой ? ( прочитать произведение, узнать о Маршаке как о переводчике, узнать об авторе, понять произведение, о стране автора)



3. Подготовка к восприятию произведения.

- Какого человека мы называем переводчиком? Что такое перевод, каким бывает перевод? Легко ли быть переводчиком?

- Я предлагаю ответить на такие вопросы: Как же Маршак стал переводчиком? Кто такой Роберт Бёрнс? Откуда он?



Дети работают в группах. Выделить существенное.

- Поделитесь своими знаниями с одноклассниками.



О Маршаке : Предлагаю прочитать те самые веселые стихи, которые Маршак услышал , общаясь с английскими ребятишками.

О Роберте Бёрнсе: Расскажите самое важное о поэте.

О Шотландии: Назовите самое интересное.



Информация о поэте. Роберт Бернс - шотландский поэт. Создал самобытную поэзию, в которой прославил труд, народ и свободу, бескорыстную и самоотверженную любовь и дружбу. Он родился 25 января 1759 года. А в Шотландии 25 января считается национальным праздником. Этот день отмечается поклонниками творчества поэта во всём мире. Роберт Бернс с детства очень много читал. Начал писать стихи, когда еще учился в школе. Он стал известным буквально сразу после выхода его первой книги.

О Шотландии. Шотландия - это составная часть Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Границы Шотландии остаются неизменными почти 500 лет. Характер шотландского народа и его образ жизни складывались под влиянием природного окружения. В этой стране широко распространены скалистые холмы и болота, а в ее центральных и западных районах преобладают горы. А шотландцы - это горный народ, отличавшийся гордостью, доблестью, храбростью. В Шотландии нет ни одного дома, где не стояли бы на полках книги Бернса и о Бернсе, где не висел бы его портрет. Особенно среди шотландцев популярно стихотворение Бернса «В горах мое сердце», которое полно любви к Шотландии — родине поэта.


4. Работа над произведением. Первичное прослушивание.

- Назовите заглавие произведения. (рисунок) «В горах моё сердце»

- Как вы понимаете эти слова? Можно ли по его названию определить отношение поэта к своему Отечеству? (Он сердце свое "отдал" горам Шотландии, значит, он сильно любит свою Родину)

- Предположите, почему же горы, почему именно им поэт "отдает" свое сердце? (предположения детей)


- Для каждого человека есть место на земле, где остается его сердце - куда бы он не шёл, куда бы не ехал.

- Предлагаю совершить виртуальное путешествие в Шотландию и послушать, что думает о своей стране Бёрнс.


Просмотр видео.

- Что скажете, что тронуло вас- поделитесь своими мыслями..


Откроем учебники: назовите автора (подзаголовок), жанр произведения, тему.


Составляем обложку (на слайде).


5. Повторное чтение.

-Прочтите стихотворения еще раз, попробуйте определить настроение автора.


Словарная работа (см. пояснения)


6. Анализ стихотворения.

Беседа по содержанию:

- От чьего имени ведется повествование в стихотворении? (От имени лирического героя)

Прочитайте 1 строфу.

- Кем предстает перед нами лирический герой? (Он охотник, скачет по исхоженным тропинкам вслед за оленем)

- Что для него значит Родина? (Для него Родина - это любимый, хорошо знакомый край)

Прочитайте 2 и 3 строфы.

- Чему они посвящены? (Лирический герой прощается с Родиной. Покидая ее, он остается сыном своего Отечества)

- А в этих строках, о какой Родине идет речь? (О стране, об Отечестве)

- Как он называет свое Отечество? (Отечество славы и доблести край)

- Как вы понимаете выражение "Отечество славы и доблести край"?

- Найдите строчки, из которых видно, что по своей воле герой никогда не покинул бы Родину. (По белому свету судьбою гоним. Навеки останусь я сыном твоим).

Прочитайте последнюю строфу.

- Что заметили? (Последняя строфа повторяет первую)

- Предположите, зачем автор повторяет целую строфу? (Этим поэт подчеркивает, что между ним и его родиной - расстояние, которое никак не преодолеть, это состояние усиливает последняя строка)

Перечитайте стихотворение. Подумайте, какие разные чувства вызывает у героя воспоминание о Родине. Вам поможет словарь чувств. Ваши мысли необходимо будет подкрепить строчками из текста.

(Чувство восторга, которое он испытывает во время охоты; чувство гордости; чувство глубокой преданности Родине; чувство скорби; чувство боли и тоски; чувство несправедливости).

(Меняется. Восторг - гордость - печаль - тоска).

Продолжение работы:

- Сколько строф в этом стихотворении? (4 строфы)

- Как же надо прочитать это стихотворение, чтобы передать настроение и чувства лирического героя?

Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

- Какой темп нужно выбрать для чтения: медленный, средний, быстрый?

- Какие слова нужно выделить голосом, прочитать их с большей силой?

Время на подготовку

Вывод: при чтении хороший читатель вкладывает в чтение произведения свое настроение, свое чувство. И мне кажется, вы постарались сделать это.



Вывод:

Сегодня на уроке мы с вами наблюдали за тем, что рисуя картину природы, автор не только оценивает её, но и передаёт нам своё настроение. И настроение это может быть очень не простым. Но настоящий читатель должен уметь это настроение почувствовать.

- Кто помог так глубоко понять и почувствовать поэзию Бёрнса?

7. Рефлексия

- Удалось нам найти ответы на поставленные вопросы? Что показалось интересным?

- На парте у вас лежит сердечко. Прикрепите его рядом с портретом автора, если «часть вашего сердца осталась в Шотландии».



















Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».



Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».



Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».



Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».



Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».



Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».



Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».



Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».



Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».



Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».

поэт сказочник драматург

переводчик

Прочитать произведение.

Узнать о Маршаке как о переводчике.

Узнать об авторе.

Понять произведение.

Узнать о стране автора.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения. С.Маршак - переводчик. Р.Бёрнс. В горах мое сердце.

Автор: Андреева Ирина Александровна

Дата: 18.10.2019

Номер свидетельства: 523123


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства