Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. С.Маршак - переводчик. Р.Бёрнс. В горах мое сердце.»
МКОУ «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №2»
Урок литературного чтения в 4 «б» классе
Тема. «Маршак –переводчик . Р.Бернс «В горах мое сердце»
Автор-разработчик:
Андреева Ирина Александровна,
учитель начальных классов
Г. Медвежьегорск
Цель: Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через освоение лирики Роберта Бёрнса, развитие умения анализировать стихотворение.
Задачи:
Формирование умения анализа лирического стихотворения, культуры восприятия поэтического слова, моделирования, выразительного чтения текста.
Формирование чувства патриотизма, любви к природе
Развитие эмоциональной отзывчивости, умения чувствовать настроение лирического произведения, понимание, что чувство Родины и любовь к Отечеству свойственна поэтам разных стран и разных национальностей.
Развитие умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, услышанному.
Знакомство с творчеством поэта и его стихотворением «В горах мое сердце…», с деятельностью С.Я.Маршака, как переводчика.
Ход урока
1. Настрой на урок
«Чтение – это окошко, через которое мы видим и познаём мир и самих себя». Н.Рубакин
- Кто сегодня будет нашим путеводителем?
-Начнем наш урок с разминки. РАЗМИНКА «Блиц – турнир « Доскажи словечко
- Вот какой …(рассеянный)
- Сказка о глупом… (мышонке)
- Про все на … (свете)
- Кот и …(лодыри)
- Рассказ о неизвестном …(герое)
- Что объединяет эти произведения? (Это произведения С.Я. Маршака.)
Дети работают с обложками книг: дописывают фамилию автора и значок темы.
- Кто же автор? (Маршак)
2. Определение темы урока
- Вспомним о его творчестве. (поэт, сказочник, драматург)
- Какое слово осталось закрытым?( имеется ввиду –переводчик)
Рядом вывесить портрет Роберта Бёрнса
-Определите тему урока.
-Какие задачи мы поставим перед собой ? ( прочитать произведение, узнать о Маршаке как о переводчике, узнать об авторе, понять произведение, о стране автора)
3. Подготовка к восприятию произведения.
- Какого человека мы называем переводчиком? Что такое перевод, каким бывает перевод? Легко ли быть переводчиком?
- Я предлагаю ответить на такие вопросы: Как же Маршак стал переводчиком? Кто такой Роберт Бёрнс? Откуда он?
Дети работают в группах. Выделить существенное.
- Поделитесь своими знаниями с одноклассниками.
О Маршаке : Предлагаю прочитать те самые веселые стихи, которые Маршак услышал , общаясь с английскими ребятишками.
О Роберте Бёрнсе: Расскажите самое важное о поэте.
О Шотландии: Назовите самое интересное.
Информация о поэте. Роберт Бернс - шотландский поэт. Создал самобытную поэзию, в которой прославил труд, народ и свободу, бескорыстную и самоотверженную любовь и дружбу. Он родился 25 января 1759 года. А в Шотландии 25 января считается национальным праздником. Этот день отмечается поклонниками творчества поэта во всём мире. Роберт Бернс с детства очень много читал. Начал писать стихи, когда еще учился в школе. Он стал известным буквально сразу после выхода его первой книги.
О Шотландии. Шотландия - это составная часть Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Границы Шотландии остаются неизменными почти 500 лет. Характер шотландского народа и его образ жизни складывались под влиянием природного окружения. В этой стране широко распространены скалистые холмы и болота, а в ее центральных и западных районах преобладают горы. А шотландцы - это горный народ, отличавшийся гордостью, доблестью, храбростью. В Шотландии нет ни одного дома, где не стояли бы на полках книги Бернса и о Бернсе, где не висел бы его портрет. Особенно среди шотландцев популярно стихотворение Бернса «В горах мое сердце», которое полно любви к Шотландии — родине поэта.
4. Работа над произведением. Первичное прослушивание.
- Назовите заглавие произведения. (рисунок) «В горах моё сердце»
- Как вы понимаете эти слова? Можно ли по его названию определить отношение поэта к своему Отечеству? (Он сердце свое "отдал" горам Шотландии, значит, он сильно любит свою Родину)
- Предположите, почему же горы, почему именно им поэт "отдает" свое сердце? (предположения детей)
- Для каждого человека есть место на земле, где остается его сердце - куда бы он не шёл, куда бы не ехал.
- Предлагаю совершить виртуальное путешествие в Шотландию и послушать, что думает о своей стране Бёрнс.
Просмотр видео.
- Что скажете, что тронуло вас- поделитесь своими мыслями..
Откроем учебники: назовите автора (подзаголовок), жанр произведения, тему.
Составляем обложку (на слайде).
5. Повторное чтение.
-Прочтите стихотворения еще раз, попробуйте определить настроение автора.
Словарная работа (см. пояснения)
6. Анализ стихотворения.
Беседа по содержанию:
- От чьего имени ведется повествование в стихотворении? (От имени лирического героя)
Прочитайте 1 строфу.
- Кем предстает перед нами лирический герой? (Он охотник, скачет по исхоженным тропинкам вслед за оленем)
- Что для него значит Родина? (Для него Родина - это любимый, хорошо знакомый край)
Прочитайте 2 и 3 строфы.
- Чему они посвящены? (Лирический герой прощается с Родиной. Покидая ее, он остается сыном своего Отечества)
- А в этих строках, о какой Родине идет речь? (О стране, об Отечестве)
- Как он называет свое Отечество? (Отечество славы и доблести край)
- Как вы понимаете выражение "Отечество славы и доблести край"?
- Найдите строчки, из которых видно, что по своей воле герой никогда не покинул бы Родину. (По белому свету судьбою гоним. Навеки останусь я сыном твоим).
Прочитайте последнюю строфу.
- Что заметили? (Последняя строфа повторяет первую)
- Предположите, зачем автор повторяет целую строфу? (Этим поэт подчеркивает, что между ним и его родиной - расстояние, которое никак не преодолеть, это состояние усиливает последняя строка)
Перечитайте стихотворение. Подумайте, какие разные чувства вызывает у героя воспоминание о Родине. Вам поможет словарь чувств. Ваши мысли необходимо будет подкрепить строчками из текста.
(Чувство восторга, которое он испытывает во время охоты; чувство гордости; чувство глубокой преданности Родине; чувство скорби; чувство боли и тоски; чувство несправедливости).
(Меняется. Восторг - гордость - печаль - тоска).
Продолжение работы:
- Сколько строф в этом стихотворении? (4 строфы)
- Как же надо прочитать это стихотворение, чтобы передать настроение и чувства лирического героя?
Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
- Какой темп нужно выбрать для чтения: медленный, средний, быстрый?
- Какие слова нужно выделить голосом, прочитать их с большей силой?
Время на подготовку
Вывод: при чтении хороший читатель вкладывает в чтение произведения свое настроение, свое чувство. И мне кажется, вы постарались сделать это.
Вывод:
Сегодня на уроке мы с вами наблюдали за тем, что рисуя картину природы, автор не только оценивает её, но и передаёт нам своё настроение. И настроение это может быть очень не простым. Но настоящий читатель должен уметь это настроение почувствовать.
- Кто помог так глубоко понять и почувствовать поэзию Бёрнса?
7. Рефлексия
- Удалось нам найти ответы на поставленные вопросы? Что показалось интересным?
- На парте у вас лежит сердечко. Прикрепите его рядом с портретом автора, если «часть вашего сердца осталась в Шотландии».
Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».
Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».
Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».
Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».
Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».
Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».
Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».
Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».
Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».
Восстановите фразу: « Маршак сделал _____________ русским, оставив его _______________».