Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме С.Михалков "Новогодняя быль"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема:С. Михалков «Новогодняя быль»
Подготовила
учитель начальных классов
Панфилова Е.А.
с.Бурлацкое, 2022 г
Цели :создать условия для развития интереса к литературному творчеству и
речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления; познакомить учащихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать и пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.
Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.
Формы и методы обучения:парная, индивидуальная; непродуктивный.
I. Мотивация учебной деятельности.
Личностные УУД: положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Регулятивные УУ
Д:принимать и сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки учителя.
Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание по теме урока, получать нужную информацию, задавая вопросы учителю и сопоставляя его ответы.
Ход урока:
I Организационный момент.
- Доброе утро, добрые дети,
Доброй улыбкой улыбнемся всем на свете!
Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся.
- Сыплет, сыплет снег- снежок
Начинаем наш урок
Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы
Посмотрите друг на друга
Подарите друг другу улыбку
II. Речевая разминка. Прежде,чем начнём урок выполним упражнения, которые помогут нам читать правильно , без ошибок
а)Дети проговаривают чистоговорки:
- ма-ма-ма – пришла снежная зима,
– ки-ки-ки – любим мы играть в снежки,
– оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз,
– лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
Сначала тихо, потом громко, радостно.
III. Постановка целей урока.
- Ребята сегодня мы совершим путешествие в зимний лес.По дороге я увидела под деревом странные следы. Я не смогла прочитать их полностью, так как снежок их запорошил.
- Помогите мне. Давайте расшифруем эти слова (праздник, подарки, веселье)
- К чему бы это? О каком празднике мы можем вспомнить , прочитав эти слова? ( О Новом годе)
- Приближается праздник – Новый год. Почему вы ждёте этого праздника? (Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные – сказочные события.)
На новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым годом!”, “С новым счастьем!”
- Без чего не обходится новогодний праздник? (без ёлки)
- Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.
IV. Определение темы и задач урока урока.
1.-Откройте учебник на странице 203.
- Прочитайте название сказки.
-Попробуйте по названию определить, о чем пойдет речь в произведении.
- Кто автор произведения?
-Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Писать стихи Сергей начал еще в детстве. Школьные годы Михалков провел в Пятигорске. Он любит наш край. Приезжает сюда
В годы Великой Отечественной войны Михалков находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати. Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен", - также принадлежит Михалкову.
После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою литературную деятельность. Автор гимна России
- Какие произведения С.Михалкова вы помните?
2.Задачи урока (учитель напоминает)
- Чему мы будем учиться на уроке?
Давайте закончим предложения
- Познакомимся с произведением С.В. Михалкова «Новогодняя быль"
- Будем учиться выразительно читать.
- Будем отвечать на вопросы .
- Будем думать.
V. Подготовительная работа перед чтением. (слайд 7)
Вам в тексте будут встречается незнакомые слова.
- Давайте прочитаем, что они обозначают?
Копошились – возиться с чем-нибудь. Пласт — большой кусок.
Лесничий -специалист по защите, использованию и сохранению лесного
хозяйства.
Макушка – вершина чего-либо
VII. Работа по теме урока
Итак, мы сейчас прочитаем сказку «Новогодняя быль»
1.Работа со словарём)
- Как вы думаете, что обозначает это слово “быль”
- А точнее мы определим значение этого слова в словаре Ожегова. (Словарь)
У меня в руках словарь Ожегова, посмотрим страничку.
Быль -то, что было в действительности, действительное происшествие
2.Сказку читает учитель, подготовленные дети роли Ёлочки, Сороки, человека и мальчика.
У меня есть помощники, они заранее подготовили к чтению произведение по ролям.
-Проверка первичного восприятия текста.
- Докажите, что это сказка
- Почему же автор назвал сказку – былью?
( Это было на самом деле. Может быть, эту историю автор помнит из своего детства, а может быть, ему рассказал кто-то из знакомых.)
- Что в этой сказке могло быть на самом деле, а что вымыслом?
- Что особенного понравилось в этой истории
- Стало ли вам было жалко ёлочку?
VIII Физ. минутка.
- Ребята мы с вами вернёмся к нашей сказке, а пока физминутка
Горит огнями елочка, под нею тени синие,Поднимаем руки вверх
Колючие иголочки, как будто в белом инее.Опускаем через стороны, вниз
Огни на елке яркие повсюду зажигаются. Наклоны вправо, влево
Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются Ходьба на месте, улыбка
IX.Продолжение работы по теме урока
1. -Где происходят описываемые автором события?
- Где жила ёлочка?
-Были ли у неё друзья?
- Какой характер был у ёлочки?( добрая, скромная, воспитанная, вежливая)
-Что заставило Елочку забеспокоиться?
- Прочитайте, почему Елочка потеряла сознание? Что значит потеряла сознание»? (ничего не видела и не слышала)
- Что с ней случилось, когда она проснулась?
- Принесла ли Елочка кому-нибудь радость? Почему?
-Что случилось в первый день нового года? (дети и лесничий пришли к ёлке)
-Раз это случилось много лет назад, то, что случилось с елочкой? (выросла)
- Какой подарок лесничий сделал Елочке? (игрушки, жизнь – самый лучший подарок)
- Ель- дерево, которое мы называем птичьей столовой (свиристели, белочки, кабаны, лоси, все приходят сюда в зимний холод).
- Её используют с строительстве, при производстве бумаги, муз. инструментов.
Ель - лесная долгожительница. Она живёт 150-200 лет. Если походить по хвойному лесу, подышать этим воздухом, то не заболеешь простудными заболеваниями. Беречь хвойные леса нужно еще и потому, что растут они очень медленно. За год растение вырастает лишь на 10-15 см.
- Ребята, а ещё ель используют как украшение на Новый год
Представьте, что эту красавицу срубят и на неделю всего принесут в дом, а потом выбросят.
- Как же нам помочь ёлочке? (выслушать ответы детей)
2.- Женя расскажет нам стихотворение «Живи ёлочка!», которое написала И. Токмакова. А вы послушайте и скажите как И.Токмакова предлагает нам помочь ёлочке.
Стихотворение “Живи, ёлочка!” И. Токмаковой.
Мне елку купили! Мне елку купили! В лесу на опушке ее не рубили. А сделали елку на добром заводе Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите На елку из тонких серебряных нитей: Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной, Задень - и она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая, Стоит на опушке, Макушкой кивая. Кому? Никому! Просто — ветру, метели, Такой же красивой неспиленной ели!
- Какой же совет дала нам И.Токмакова, как помочь ёлочке?
(слайд– искусственная ёлка под живой)
(И. Токмакова предлагает нам покупать искусственные ёлки. Они очень долговечны, и помогают спасти очень много живых елей. А выглядят искусственные ёлки ни сколько не хуже настоящих, даже лучше.
3.Работа в парах (с пословицами)
-На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль “Новогодней были”
Сила есть, ума не надо.
Кто умеет добрым быть – тот природу не будет губить.
Главной мыслю этого произведения конечно же является трепетное и заботливое отношение к природе и не нужно губить её ради мимолетного достижения своих личных целей. В наши дни, создать новогоднее праздничное настроение намного проще – сейчас огромный выбор искусственных елей и лучше купить такую ель, чем губить настоящую.
- Чему научила нас эта сказка?
(Любить и беречь природу, не рубить ёлки, заботиться о природе и быть к ней добрее. Пусть елочки растут и радуют нас своей красотой.)
X. Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес.
- С творчеством какого детского писателя мы продолжили сегодня знакомиться?
- На сегодняшнем уроке я узнал . . .
- На этом уроке я похвалил бы себя за . . .
- После урока мне захотелось…….
Охраняя наши леса, мы охраняем природу, охраняем Родину.
XI. Рефлексия.
- И я вместе с Ёлочкой благодарю вас за отличную работу.
- А вот наша ёлочка . Давайте её украсим.
Если вам понравился урок, вы узнали что-то новое, научились думать и делать правильные выводы – повесьте игрушку на ёлочку.
Если на уроке не всё получалось – положите игрушку под ёлочку
А дома я хочу предложить вам выполнить задание на выбор: