Урок литературного чтения по теме С.Есенин "Берёза"
Урок литературного чтения по теме С.Есенин "Берёза"
Урок начинается с вступительного слова учителя о ом почему Есенин любил берёзы.Беседа по картине Грабаря "Февральская лазурь". Выразительное чтение стихотворения учителем, после чего проводится словарная работа.Далее идёт работа над содержанием стихотворения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме С.Есенин "Берёза"»
МБОУ «СОШ №10»
Конспект урока по литературному чтению.
С.Есенин. «Берёза».
Подготовила
учитель начальных классов
Панфилова Е.А.
с. Бурлацкое
2022 г.
ТЕМА: «С.Есенин. «Берёза».
ЦЕЛЬ: показать приёмы формирования у учащихся навыка беглого чтения, учить, вслушиваясь и вчитываясь в стихотворение, определять чувства и настроение автора, развитие творческого воображения, воспитывать любовь к своей Родине, русской природе, языку.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Речевая разминка.
« Качели». Водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперёд-назад.
«Лошадка». Цоканье.
«Задуй свечу». Щёки должны быть втянуты.
Скороговорка.
Водовоз вёз воду из водопровода.
3.Вступительное слово учителя.
- Вы, наверное, слышали выражение «модная песня». Так говорят о песне, ставшей известной, популярной. Правда, мода скоро проходит, и такие песни забывают.
Но есть песни, которые не подвластны изменчивой моде. Их пели наши предки и будут петь потомки. Я говорю о народных песнях. Эти песни находят отклик в душах людей, потому что выражают их чувства и мысли. Среди русских песен есть немало таких, где поётся о деревьях: ивушке, грушице, яблоньке, о дубе, берёзе, липе. Обычно это очень трогательные, красивые, порой печальные песни, напоминающие о родных местах, об ушедшей юности.
Мы послушаем некоторые народные песни о деревьях. ( «Среди долины ровныя», «Во поле берёза стояла», «Липа вековая»)
Каждое дерево по-своему красиво. И песни о них очень хороши. Знал и любил эти песни и С.Есенин. В осенние и зимние вечера он любил слушать бабушкины сказки и песни. Хотелось самому сочинять. И свои первые стихи создал в 9 лет.
Россию Есенин называл страной берёзового ситца и не раз признавался в любви к берёзке.
Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан.
Или так:
Берёзки!
Девушки-берёзки!
Их не любить лишь может тот,
Кто даже в ласковом подростке
Предугадать не может плод.
Берёзы напоминают поэту стройных девушек, и он радовался им, как милым людям:
Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит берёза над прудом.
Есенин писал, что от радости он берёзке каждой был ножку рад поцеловать. Берёзы казались ему красивыми в любое время года. Сегодня мы прочитаем стихотворение С.Есенина «Берёза» - о том, как хороша берёза зимой.
4. Беседа по картине Грабаря «Февральская лазурь».
- Рассмотрите внимательно репродукцию картины Грабаря «Февральская лазурь». Какое настроение она у вас вызывает? Почему? ( Цвет передаёт настроение)
Да, ваше настроение совпало с настроением художника. Он восхищался могучим великолепием ветвистой берёзы. Он изобразил её чистыми несмешанными цветами: белым, синим, зелёным, красным. Ветви берёз устремляются вверх, словно в радостном шумном порыве приветствуют солнечное морозное утро. Сам художник вот что рассказывал о создании своей картины: «В то необычное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник. Я стоял около дивной берёзы, у которой было редкостное построение ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы поднять её. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической картины: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги. Объединённые голубой эмалью неба….Если бы десятую долю этой красоты передать».
5.Чтение стихотворения «Берёза» учителем.
- Послушайте внимательно и постарайтесь представить себе нарисованные в нём картины и почувствовать настроение автора.
- Что вы представили, слушая стихотворение?
- А почувствовали, какое настроение? (Восторженное)
- Похожи ли берёзы, изображённые художником на картине Грабаря и в стихотворении Есенина?
6. Вторичное восприятие.
- Прочитайте стихотворение про себя и определите, чем создаётся восторженное настроение.
Дыхательная гимнастика. «Косарь» И.п. – стойка ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперёд, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движение косаря, делать размашистые движения руками и говорить: ух, ух.
Словарная работа.
- Где вы видели кайму, бахрому, кисти? (Показать картинки или платок)
- Почему автор подобрал слово ПРИНАКРЫЛАСЬ, а не укрылась, накрылась? (Укрылась – закрылась снегом со всех сторон. Принакрылась – слегка накрылась.)
Прочитайте то четверостишье, которое вам особенно понравилось. Почему оно показалось вам особенно интересным?
7.Работа над содержанием.
- Какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать стихотворение Есенина «Берёза»? (Белая, чёрная, серебристая, бледно-розовая, золотистая)
- Вот какое многоцветье, хотя поэт описывает заснеженную берёзу! Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это он делает для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чём он пишет.
С этой целью поэт использует сравнения.
- С чем сравнивает он снег в 1-й строфе?
- С чем сравнивает Есенин опушённые снегом кисточки берёзовых веток? (с белой бахромой)
- Обратите внимание, что поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы.
- Вы запомнили, как называется приём, используемый им в 1-й строфе, когда берёза принакрылась снегом точно серебром?
В последних строках стихотворения, когда заря ОБСЫПАЕТ ВЕТКИ НОВЫМ СЕРЕБРОМ, тоже есть сравнение, но оно как бы скрыто. Поэт не говорит, что заря обсыпает ветки снегом, точно серебром. Он сразу называет снег серебром, надеясь на нашу догадливость.
- Как называется такое сравнение? (скрытое сравнение называется метафорой)
Поэты часто изображают неживые предметы, как живые. Такой приём называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ. Поищите олицетворение в тексте стихотворения. (В 1-й и последней строфах)
Вы наблюдательны. А теперь я хочу проверить вашу догадливость. Поэт пишет, что снежинки ГОРЯТ В ЗОЛОТОМ ОГНЕ.
-В каком значении – прямом или переносном – употреблено слово ГОРЯТ? (Конечно, в переносном. Мы говорим, например, ГЛАЗА ГОРЯТ. Снежинки не могут, конечно, гореть, как дрова.
- А откуда взялся ЗОЛОТОЙ ОГОНЬ? Что поэт так называет? (Свет зари)
- Что такое « заря»? (Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом)
- А теперь вопрос для самых догадливых.
Как долго стоит берёза в СОННОЙ ТИШИНЕ? ( От утренней зари до вечерней. Именно так надо понимать слова, ОБХОДЯ КРУГОМ. Сначала заря была на востоке, а потом – на западе)
- А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой?
А заря, ЛЕНИВО
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
( Зимой заря начинается позже, чем летом, будто лениться встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо)
- Перечитаем ещё раз стихотворение и подумаем, какие звуки чаще всего встречаются в тексте. ( чтение в парах) (Звуки [ а ], [ о ], [ э ] ) Они звучат долго, придавая певучесть, плавность произведению.
8.Выразительное чтение стихотворения учащимися.
- Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения. Какая строка, по-вашему, подсказывает, как именно надо его читать? ( И стоит берёза в сонной тишине)
- Как будем читать стихотворение – быстро или неторопливо? Громко или не очень, чтобы не разбудить дремлющую берёзу.
( Будем читать неторопливо, не очень громко, но так, чтобы все могли услышать, и постараемся передать чувства автора, его любование берёзой)
- Стихотворение музыкально. Вам слышится мелодия? Кто-нибудь хочет напеть это стихотворение на какой-нибудь мотив?
9. Итог урока.
- Что можно сказать о самом поэте, читая его стихи? (наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь )
- Какое настроение появилось у вас при чтении этого стихотворения?
10. Д/з: выучить наизусть, сочинить музыку к стихотворению.