Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме "Л.Н.Толстой "Акула"»
Образовательные:развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя, продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого.
Развивающие:развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристики героев.
Воспитательные:воспитывать интерес к чтению художественных произведений, через составление характеристики героев, воспитывать смелость, решительность.
Оборудование:географическая карта мира, предметные картинки с изображением корабля, пушки.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом «Акула», автором которого и является Л.Н. Толстой.
Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания
Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.
Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.
Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк , как Африка. Слушайте внимательно.
Африка, второй по величине после Евразии материк. Его площадь 29,2 млн. км квадратных.По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара.Африка это теплый материк, температура там летом +20 – 25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (10 – 16 градусов).
В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи, кроме того, у них есть много рядов острых, загнутых назад зубов.
Африка
Пустыня Сахара
Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим как описывают Африку Толстой в своем рассказе «Акула»
Словарная работа
Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. Для этого мы проведем словарную работу.
Палуба– горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
Якорь– металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.
Хобот– упирающаяся в землю задняя часть пушки.
Фитиль– горючий шнур для воспламенения зарядов.
Артиллерист– военнослужащий при огнестрельном орудии.
Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушайте внимательно и скажите в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?
Итак, в какой момент вы всего переживали за мальчиков?
- Когда заметили акулу с палубы?
- Когда мальчики старались уплыть от акулы?
- Когда артиллерист выстрелил?
Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы не допустили ошибок.
1.Прекрáсный - прéкрасный – прекрасныʹй.
Топлéнной – тóпленной – топленнóй.
Послыʹшался – послышáлся – послышалсяʹ.
2. оба
закат
отставать
наперегонки
Сейчас мы будем читать рассказ по частям, отвечать на вопросы и составлять характеристику одного из героев – артиллериста.
Для этого составим таблицу:
Смысловая
Поведение артиллериста
Черты характера
Кто герой данного рассказа?
Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца?
Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, «что вздумали» , что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали. Итак мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. Как вы думаете: как он относился к своему сыну? Докажите текстом.
- Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац. Какие авторские слова предвещали этот момент?
:
- Как автор передает неожиданность, внезапность, появления акулы? - Как Толстой называет акулу? - Почему?
Акула плыла прямо на мальчиков. –
- Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? Насколько эффективно было это решение? Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист?
Что почувствовали мальчики когда увидели акулу? А как автор это передает?
Как понимаете, «визг разбудил артиллериста, почему автор использует именно это выражение? Что автор хотел передать словами «сорвался с места?» А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?
- Что автор хотел показать этими словами?
- Какой из этого можно сделать вывод?
Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый?
Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками?
Сразу ли стало ясно помог ли артиллерист мальчикам?
Как вы думаете, что художник нарисовал ориентируясь на текст произведения, а что принес своего?
Почему Толстой пишет, что сначала послышался тихий ропот, потом ропот стал сильнее и наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик?
Что можете в этот момент сказать об артиллеристе?
Что он в это время чувствовал?
Сейчас мы поучимся составлять характеристику героя и формировать основную мысль произведения.
Давайте вернемся к таблице, что можете сказать об артиллеристе? Каким он был?
Какие черты характера помогли артиллеристу в экстремальной ситуации?
Смысловая
часть
Поведение артиллериста
Экспозиция
Черты характера
Любовался на своего сынишку
Развитие действия
-Любовь к сыну
-находчивость
Закричал
Смотрел
Сорвался с места
Взял фитиль
Кульминация
решительность
-Упал и закрыл лицо руками
-Мужество
-самообладание
Подведениеитогов урока:
Есть ли в наше время необходимость в таких людях?
Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.
- В чем же тогда заключается основная мысль рассказа?
с.4-8 чит., подробный пересказ
Домашнее задание:
с.124 – 125 чит.,
разделить текст по плану на с.126; ответить на вопросы с.125-126 №1,2,4,5