kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения по теме "Человек и родная природа в рассказе М. М. Пришвина «Лягушонок»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать осмысленного чтения, развивать восприятие, память, внимание, навыки выразительного чтения; прививать интерес к информации, извлекаемой из текста; воспитывать любовь к природе и интерес к чтению

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме "Человек и родная природа в рассказе М. М. Пришвина «Лягушонок»"»

Урок литературного чтения на родном языке в 3 классе

Тема: Человек и родная природа в рассказе М. М. Пришвина «Лягушонок»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: формировать осмысленного чтения, развивать восприятие, память, внимание, навыки выразительного чтения; прививать интерес к информации, извлекаемой из текста; воспитывать любовь к природе и интерес к чтению

Планируемые результаты:

Личностныепроявление умения слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета, проявлять любовь к животным, природе.


Метапредметные – создание условий для формирования следующих УУД: 

  • Познавательные: воспринимать художественное произведение.

  • Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения (работа в группах).

  • Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.


Предметные - развитие у учащихся умений:

  • прогнозировать содержание текста по его заглавию;

  • выразительно читать, воспринимать на слух прочитанное произведение

  • формировать осмысленное чтение


Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.



  1. Оргмомент

СЛАЙД 3

Закройте глаза, опустите голову на парту.

«Вы – маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно. Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки радужно улыбаются и щурятся под солнцем. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают такие же красивые и радужные цветки. Жизнь прекрасна. Но настало время проснуться...»

– Итак, начинаем. Желаю вам удачной работы!


  1. Речевая разминка СЛАЙД 4

- Прочитайте девиз урока. Объясните его смысл.

Девиз урока «Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости»

- К этому девизу мы сегодня ещё вернёмся

СЛАЙД 5

Сегодня мы будем много говорить, поэтому давайте разомнём свой речевой аппарат

Слышен шорох в камышах,

От чего шумит в ушах,

Сто бесстрашных лягушат,

Цаплю шепотом страшат.

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте с удивлением.

– Прочитайте сердито.


  1. Актуализация опорных знаний. Мотивация познавательной деятельности

1 группа отгадывает загадки

1. Не зверь, не птица,
Всего боится.
Половит мух —
И в воду плюх!

2. Скачет завирушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.

3.На лугу по кочкам

Прыгают листочки!

Выпуклые глазки

И кривые лапки.

Только где же ушки?!

Кто это?

2 группа отгадывает ребус


3 группа читает текст, догадывается о ком идёт речь в тексте

Это животное относится к семейству бесхвостых земноводных. Длина тела от 8,5 мм до 32 см, а его масса может достигать 3-4 кг. Глаза выпученные. Окраска от зеленоватого до жёлтого и чёрного. Его личинки – головастики. Обитает поблизости водоёмов. На задних конечностях имеются перепонки. Может плавать, бегать, прыгать, даже лазать по деревьям. Это хищник, он питается насекомыми, мелкими животными иногда фруктами. В давние времена их запускали в сосуд с молоком, чтобы оно не скисало.

4 группа складывает разрезанную картинку «лягушки»


  1. Работа над новой темой.

Приём «Верите ли вы?» СЛАЙД 6

Сейчас я предлагаю каждой группе выслушать мои высказывания и ответить на вопрос: Верите ли вы, что… Вам нужно ответить «Да» или «Нет»



СЛАЙД 7

1 группа: Верите ли вы, что существуют ядовитые лягушки?


СЛАЙД 8

2 группа: Верите ли вы, что реальные лягушки - те, которые имеют влажную кожу и живут в воде, а жабы - обладательницы бородавчатых наростов и сухой кожи, которые держатся подальше от воды?


СЛАЙД 9

3 группа: Верите ли вы, что лягушки могут совершать прыжки длиной в 3 метра?



СЛАЙД 10

4 группа: Верите ли вы, что гигантская лягушка может весить более трех килограммов, ее длина составляет около 90 см?

Верите ли вы, что самые маленькие лягушки имеют длину тела от 8,5 мм до 12 мм?

(Каждая группа отвечает на вопрос без приведения доказательств согласна или нет.)

- А теперь давайте проверим, верны ли были ваши высказывания?



СЛАЙД 11

Просмотр видеофрагмента «Лягушки»

-Ну что, угадали?


СЛАЙД 12

- Ребята, сядьте удобно. Закройте глаза. И представьте себе картину.

Серебрятся на солнце сугробы, всеми цветами радуги сверкает снег. Хороша родная природа зимой!



СЛАЙД 13

Открывайте глаза (фото с изображением зимнего леса, звучит музыка)

- такую картину вы себе представляли?

- Идёт человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжёлые снеговые шапки. Но ёлки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А берёзки согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними.

   Но человек этот знает «одно простое волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он выломал увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка вскинулась, распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так идет этот человек и освобождает одно дерево за другим.

  А кто это ходит с волшебной палкой ? Угадайте!

СЛАЙД 14, 15

- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?

- О ком мы будем читать?

СЛАЙД 16

- Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?

СЛАЙД 17

(на экране – слова- помощники : узнать, познакомиться, определить)

* Узнать о жизни и творчестве писателя

Познакомиться с новым произведением


  1. Усвоение новых знаний

СЛАЙД 18

Сообщение ученика

1.Слово о писателе (подготовка учащимися)

Пришвин Михаил Михайлович (1873-1954) - прозаик, писатель. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской Губернии, совсем рядом с нами. Получив хорошее образование, Михаил Михайлович работал агрономом, был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, после того как много путешествовал по северным краям. Все произведения М.М. Пришвина проникнуты большой любовью к природе России. Герои его рассказов любят и понимают родную природу. В этих рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.


СЛАЙД 19

На экране выставка книг писателя.

- какие рассказы вы читали самостоятельно?

-один рассказ мы читали во 2 классе, кто помнит, как называется рассказ? Я вам помогу. Прочитаю отрывок.

Увидели ребята утят и зашвыряли их шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.

«Ребята и утята»


Первичное восприятие текста СЛАЙД 20

- Давайте послушаем рассказ «Лягушонок» вместе.

- Понравился вам рассказ?

- Какие чувства вы испытали при чтении рассказа?

-Какие непонятные слова встретились? Посмотрите в словаре

СЛАЙД 21

Словарь: Вожжи – часть упряжи, ремни, верёвки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лошадью.





Работа в группах.

Группа №1 СЛАЙД 22

Задание:

1.Прочитай отрывок, вставь пропущенные слова.

В полднях от горячих лучей солнца стал ____________________снег. Пройдёт два дня, много три – и весна______________________. В полднях солнце так __________________________, что весь снег вокруг нашего домика на колёсах покрывается какой-то ______________________________.

Мы думали, где-то угли жгли. Приблизил я ладонь к грязному снегу, и вдруг – вот те угли! – на сером снегу стало белое пятно: это мельчайшие _______________________________________ разлетелись в разные стороны.

2.Подберите синонимы к глаголу

Стал плавиться –

Распаривает –

(Весна) загудит –

3.Ответь на вопросы:

-О чём прочитали?

-Что вас особенно заинтересовало в этом отрывке. Почему?

-Почему на снегу образовалось белое пятно?

-Как автор называет жучков?

- Какая группа отвечает?




Группа №2 СЛАЙД 23

Задание:

1.Прочитай отрывок, вставь пропущенные слова.

В __________________ лучах на какой-нибудь час ли два оживают на снегу разные ­­­­________________________, блошки, даже комарики перелетывают. Случилось, талая вода проникла вглубь снега и ________________________спящего на земле под снежным одеялом маленького ________________________________________.

Он выполз из-под снега наверх, решил ____________________________, что началась настоящая весна, и отправился путешествовать. Известно, куда путешествуют лягушки: к ________________________, к _____________________.

2.Ответь на вопросы:

-Какие чувства испытали, когда читали отрывок?

-Что вас удивило в этом отрывке?

-Почему?

-Откуда появились ранней весной жучки?

-Что значит оживают?

-Почему лягушонок проснулся?

-Какие чувства испытываете по отношению к лягушонку?

Группа №3 СЛАЙД 24, 25

Задание:

1.Прочитай отрывок, вставь пропущенные слова.

Случилось, в эту ночь как раз хорошо ___________________, и след путешественника легко было разобрать. След вначале был _______________, лапка за лапкой к ближайшему болотцу… Вдруг почему-то след _________________________, дальше больше и больше. Потом лягушонок ________________________ туда и сюда, вперёд и назад, след становится похож на ________________________________ ниток.

Что случилось? Почему лягушонок вдруг бросил свой прямой путь к болотцу и пытался вернуться назад?

Чтобы разгадать, распутать этот клубок, мы идём дальше и вот видим: сам лягушонок, маленький, розовый, __________________________, ______________________________________ лапки.

Теперь всё понятно. Ночью мороз взялся за вожжи и так стал ____________________________, что лягушонок остановился, сунулся туда, сюда и круто повернул к тёплой дырочке, из которой _________________ весну.

2.Подберите синонимы к глаголу

Припорошило –

Мечется –

Взялся за вожжи –

Подхлёстывать –

Почуял –

Сунулся -

3.Ответь на вопросы:

-Что же случилось?

-Почему же так себя вёл лягушонок?

-Какие чувства он испытывал? Докажите.

-О каком клубке идёт речь?

-О каких вожжах говорит автор?

-В прямом значении употребляется это выражение?

-Как называется этот приём? Этот риём называется олицетворение.

-Сможет ли лягушонок встретить настоящую весну?



Группа №4 СЛАЙД 26, 27

Задание:

1.Прочитай отрывок, вставь пропущенные слова.

В этот день мороз ещё крепче натянул свои ___________________, но ведь в нас самих было тепло, и мы стали ______________________ весне.

Мы долго ______________________лягушонка свои горячим ________________________ – он всё не оживал. Но мы __________________: налили тёплой воды в кастрюльку и опустили туда ______________________________________ с растопыренными лапками.

Крепче, крепче натягивай, мороз, свои вожжи – с нашей весной ты теперь больше _____________________________! Не больше часа прошло, как наш лягушонок снова _________________________своим тельцем весну и шевельнул лапками. Вскоре и весь он _____________________.

Когда грянул гром, и всюду зашевелились лягушки, мы выпустили нашего путешественника в то самое ________________________, куда он хотел попасть раньше времени. И сказали ему в напутствие: «Живи, лягушонок, только, не зная броду, не суйся в воду».



2. - Объясните смысл выражения «мы стали помогать весне». (согревать лягушонка)

-Какое чувство испытали читая фрагмент текста?

-Какое у вас настроение в данный момент?

-Какое напутствие сказали лягушонку? Что оно обозначает?



  1. Физкультминутка «Две лягушки» СЛАЙД 28

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.)

Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом.)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись,
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте.)

Всем друзьям физкультпривет!


  1. Закрепление изученного материала

Повторное чтение текста

- давайте еще раз, по цепочке почитаем текст

СЛАЙД 29


СЛАЙД 30

Давайте составим синквейн

ПРОВЕРКА


- Какое произведение мы читали сегодня на уроке?

-Кто его автор?

-Что вы можете сказать об авторе как о человеке? –

- С какими словами у вас ассоциируется писатель Михаил Пришвин? (любовь, доброта, солнышко, благородное сердце, спаситель, певец родной природы)

-О чем же главном хотел сказать нам автор в произведении? (нужно помогать беззащитным и слабым)


- Важно иметь доброе сердце. Казалось бы, маленький лягушонок, а сколько внимания. Он живой и хочет жить. Проявляя сочувствие можно сделать счастливым себя и помочь другим.

-Оцените поступок автора. Смогли бы вы поступить также?

-Чтобы вы посоветовали маленькому лягушонку? (не торопиться, всему своё время)

СЛАЙД 31

Давайте еще раз прочитаем девиз нашего урока:

«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости»

- ОБЪЯСНИТЕ


- М.М. Пришвин видит и слышит эти чудеса, раскрывает их перед читателями.


- «Мир полон чудес. Это чудеса не как в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие, они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши не слышим».

- Удалось ли вам увидеть и услышать те чудеса, которые писатель хотел донести до читателя?


- Захотелось ли вам прочитать другие произведения Пришвина?

СЛАЙД 32

Домашнее задание


Рефлексия и оценка учителя

- Реб., вы сегодня хорошо поработали. Самые активные получают пятёрки.

Ребята, у вас на партах лежат конверты с зелёными кружками. Выберите лягушку (зел.- урок очень понравился, всё понял, жёлт. – урок понравился, но я не всё понял, красн. – мне было скучно, я ничего не понял)

Итог урока СЛАЙД 33

   Я думаю, что невозможно закончить урок, не прочитав слов писателя, которые слышали и знают многие. Он написал их в своих воспоминаниях.

На экране слова:

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

Вот этими словами мы и закончим наш урок. Всем спасибо!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Клокова Елена Александровна

Дата: 01.12.2022

Номер свидетельства: 618925


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства