kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения по теме А.Блок "Ветхая избушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверка домашнего задания проходит как мини-концерт: чтение наизусть стихов Саши Чёрного. Сообщается биография А.Блока. Проводится дидактическая игра "Что там за окном?"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме А.Блок "Ветхая избушка"»

УРОК ЛИТЕРАТУРОНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: А.Блок «Ветхая избушка»

Цели: активизировать читательскую и ре­чевую деятельность.

Задачи: учить думать над произведени­ем «от текста к смыслу», т.е. вести тексту­альный анализ; развивать творческую дея­тельность через выразительное чтение, рисование словесных картин, создание собственных произведений; развивать эмоционально-чувственное отношение к действительности; воспитывать любовь к поэзии.

Оборудование: портрет А.А. Блока, толковые словари, макет окошка, белый лист, кружки, оформление доски, учебник Л.Ф. Климановой, Б.Г. Горецкого, М.В. Го­ловановой «Родная речь».


Ход урока

I. Организационный момент.

II. «Погружение» в тему урока.

— Продолжаем путешествие в мир сти­хов. Чтобы не заблудиться, давайте начнем с логической дорожки (запись дана на доске):

Стихи — поэт Саша Черный —» дети — «братья наши меньшие» — доброта — за­бота.

- Необходимо связать нашу дорожку в единое целое.

С какими стихотворениями Саши Чер­ного вы знакомы? («Что ты тискаешь ко­тенка?», «Воробей», «Слон»),

Дома вы выбрали стихи и выучили их наизусть. Предлагаю вам устроить «мини-концерт». Вы будете артистами и зрителя­ми. Если вам понравится выступление, вы можете поаплодировать артисту.

III. «Мини-концерт».

Чтение стихов учащимися наизусть.

- Вы познакомились со стихами Саши Черного. Что можете сказать об их авторе? (Он был добрым человеком, любил детей и животных...)

IV. Изучение нового материала.

1. Знакомство с автором.

— Сегодня «у нас в гостях» другой по­эт того же времени А.А. Блок. Родил­ся он в позапрошлом веке, в 1880 г. Про­жил он очень мало, всего 41 год. Умер в 1921г.

С детства его окружали родные и близ­кие люди, очень любившие стихи. Эта лю­бовь передалась и маленькому Саше. Свои первые стихи он написал в пять лет.

Его стихи о природе, о красоте, о любви, о детских воспоминаниях. Одно из них вы сегодня услышите. А пока давайте отдох­нем и пофантазируем.

2. Дидактическая игра «Что там за ок­ном?».

В макет окошка вставляется белый лист бумаги. Ученики должны заглянуть в окош­ко, пофантазировать и сказать, что они ви­дят (зиму, снег, сугробы, зимние игры).

— Вот так же и Александр Блок все это увидел или представил и написал стихотво­рение «Ветхая избушка».

3. Первичное чтение стихотворения учителем с предварительным заданием.

— Я буду читать стихотворение вслух, а вы должны подумать: или бы вы были ху­дожниками, какие краски взяли, чтобы на­рисовать иллюстрацию к этому стихотворе­нию и почему?

4. Самостоятельные чтение стихотворе­ния учащимися.

— Найдите слова, которые, на ваш взгляд, могут оказаться трудными для по­нимания. (Слова озвучиваются учащимися и выписываются учителем на доске.)

Работа со словарем.

- Найдите в словаре значение этих слов.

Ветхая — старая, разрушающаяся.

Шалунишки — ребята, которые любят пошалить, побаловаться.

Резвая — быстрая, подвижная.

Ан — восклицание, выражающее удив­ление.

5. «Выставка словесных картин».

Чтение стихотворения по четверости­шиям, рисование словесных картин, при­думывание названий каждой «картине». (1. Старушка и избушка. 2. Катание с горы. 3. Строим снежный дом. 4. Игра в доме. 5. На дворе весна.)

6. Анализ стихотворения.

— О ком автор говорит в самом начале стихотворения? (О бабушке).

Как он ее называет? (Старушка.)

Как он к ней относится? (Для сравне­ния: А.С. Пушкин «...На него прикрикнула старуха...».)

Бабушка старенькая, когда идет — нога­ми шаркает. И избушка поскрипывает от старости. С помощью каких звуков автор постарался нам передать это в своем сти­хотворении? ([ш], [c],[x])

Как же нам следует читать эти строчки? Каков темп, характер нашего чтения?

На кого любуется бабушка? (На внуков.)

Как их поэт называет? (Шалунишки.)

Как он относится к этим ребятишкам? Какие слова вам помогли определить его отношение?

Что делают ребята? Найдите в тексте слова, которые помогают увидеть нам игру ребят? (Бегают, смеются, лепят, быстрых санок бег.)

Какое у них настроение? Найдите в тексте слова, которые помогут определить это настроение ребят. (Весел, смеются, звонко, резвая.)

Игра у них быстрая, подвижная, настро­ение — веселое, как же нужно читать эти строки?

Вернемся к началу стихотворения.

Бабушка сидит, смотрит в окно. Как вы думаете, о чем она думает? (Любуется внуками, вспоминает, как она была ма­ленькой.)

Но время очень быстро идет: детство сменяет юность, зрелость, а там и старость не за горами. Какими строчками стихотво­рения это передал автор?

Завтра выпьют чаю,

Глянут из окна, —

Ан уж дом растаял,

На дворе — весна!

7. Выразительное чтение стихотворения вслух.

— Вспомним правила выразительного чтения:

Читаем медленно, чтобы можно было представить картину, описанную автором.

После каждой строчки делаем короткую паузу и паузы на знаки препинания.

Постарайтесь прочитать так, чтобы пе­редать настроение автора и выразить свои чувства.

(Читают несколько учащихся.)

8. «Подбери пословицу».

— Какая из пословиц может выразить ос­новную мысль стихотворения: «Счастье — лучшее богатство», «Все идет своим чере­дом»?

V. Домашнее задание.

1. После чтения стихотворения А. Блока «Ветхая избушка» возникли такие строки:

Время летит, его не вернуть.

Долог и труден наш жизненный путь.

Но зимы идут и весны спешат.

Все чаще и чаще мы смотрим назад.

Детство и юность давно позади,

Что нас ждет, вон там, впереди?

Старость и мудрость!

Они не случайны.

Это основа жизненной тайны.

— Как вы думаете, кому бы они принад­лежали, если бы герои этого стихотворения заговорили, бабушке или ребятам? Почему?

2. Домашнее задание но выбору.

— Попробуйте сочинить стихотворение о том, что подумали, сказали или просто по­чувствовали бы ребята — герои стихотворе­ния А. Блока.

Выучите стихотворение А. Блока «Вет­хая избушка» наизусть.

Подготовьте выразительное чтение сти­хотворения.

VI. Рефлексия.

— Что на вас произвело впечатление на уроке?

Какое задание вам показалось наиболее интересным?

Для чего нужна такая работа над стихотворением?

VII. Самооценка.

— На сколько вам понравилась ваша ра­бота на уроке?

Перед каждым из вас лежат кружки, закрасьте его тем цветом, который соответ­ствует оценке вашей работы: красный — от­лично, зеленый — хорошо, желтый — не очень понравилась моя работа.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения по теме А.Блок "Ветхая избушка"

Автор: Елена Алексеевна Панфилова

Дата: 28.03.2024

Номер свидетельства: 648207


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства