Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по ручкой народной сказке "Петушок и бобовое зёрнышко"»
План-конспект урока № 5
Литературное чтение
Тема: Народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
Задачи:
познакомить учащихся с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко», учить пересказу по опорным словам.
совершенствовать навыки чтения; способствовать развитию речи, внимания, учить находить главную мысль произведения, а также слова, несущие основное содержание и смысл произведения
воспитывать стремление заботиться об окружающих, любовь к устному народному творчеству, интерес к чтению произведений устного народного творчества.
Тип урок: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Чтение стихотворения Ю.Мориц "Сказка по лесу идет..."
III. Речевая разминка.
- Научитесь читать стихотворение скороговоркой
У чибиса - чудеса:
Чьи леса? Чья лиса?
Чьи вы сами?
Чьи вы сами
С лисами, с весной, с лесами?
С чибисами,
С чудесами?
В.Бахревский
IV. Постановка целей урока
– Сегодня мы продолжим знакомство с устным народным творчеством нашего народа. Пожалуй, самый известный, самый распространенный и самый интересный жанр фольклора – сказка. А. С. Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!» Как вы понимаете эти слова? Не только дети, но и взрослые любят сказки. А некоторые из них делают удивительные сказочные вещи.
V. Этап построения новых знаний
1. - Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой, а кто главный герой сказки вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.
В деревне есть часы такие,
Не мёртвые, а живые.
Ходят без завода,
Они птичьего рода. /петух/
- Правильно, петух. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой "Петушок и бобовое зёрнышко".
- Как вы думаете, почему её называют народной?
– А много ли сказок придумал народ? (Много.)
– Правильно, попробуйте сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море. Вот сколько сказок на свете! Слушаем одну из них.
- Предположите, о чём она.
2. Слушание сказки.
3. Работа по содержанию.
– Вам понравилась сказка?
- К какому виду сказок её можно отнести? (о животных)
--Какая беда приключилась с петушком?
-Из-за чего случилась с ним беда?
-К кому бросилась курочка за помощью?
- Что сказала ей хозяйка?
-К кому потом бросилась курочка?
-К кому послала корова курочку?
-Что попросила у хозяина курочка?
- К кому послал курочку хозяин?
- Что попросила курочка у кузнеца?
-Как закончилась сказка?
- Давайте теперь прочитаем сказку все вместе. Но сначала выполним гимнастику для глаз.
4. Гимнастика для глаз.
5. Чтение сказки детьми.
6. Физминутка
Петушочек встрепенулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Крыльями похлопал, Ножками потопал, Шею вытянул, согнул И по улице шагнул.
7. Работа в группах.
- Для того, чтобы мы могли проанализировать сказку, предлагаю разделиться на группы.
- Ребята Ваших двух парт будут Мыслители и попробуют ответить на вопрос: Кто главные герои сказки? Какая пословица подходит?
- Вы, мои маленькие помощники, будете Художниками и постараетесь этих героев изобразить.
- Ну а, вы, друзья, будете Рассказчиками. Вам предстоит рассмотреть иллюстрации к сказке в учебнике и соотнести их с сюжетом.
- Итак, мы разделились на группы, давайте вспомним правила групповой работы.
- Задания каждой группы на столиках. Желаю всем хорошо потрудиться.
9. Обсуждение (обмен информацией)
2. Теперь вопрос к Мыслителям: Кто же главные герои сказки? Какая пословица подходит?
3. Как изобразили их Художники?
4. Ну а теперь, слово Рассказчикам.
- Кого вы видите на первой иллюстрации?
- Какой момент на ней изображён?
- Кого видите на второй иллюстрации?
- О чём просит курочка хозяйку?
- Кого видите на третьей иллюстрации?
- Какой момент изображён?
- Кого видите на четвёртой иллюстрации?
- О чём просит курочка хозяина?
- Кого видите на пятой иллюстрации?
-Какой момент изображён?
- Кого видите на шестой иллюстрации?
- Какой момент изображён?
VI. Закрепление изученного
1. Выделение частей сказки
- На сколько частей можно разделить сказку? (на шесть)
- Найдите и прочитайте первую часть. Что в ней главное? (петушок подавился бобовым зернышком)
2. Блиц-опрос по сказке:
- первый к кому обратилась курочка за помощью (хозяюшка)
- то что нужно было смазать петушку (горлышко)
- кто должен был принести свежей травы для коровушки? (хозяин) - кто сама пестрая, ест зеленое, дает белое? (коровушка)