- Напомните, пожалуйста, с произведениями какого автора мы начали работу на предыдущем уроке. - На примере какого произведения вы выполняли домашнюю работу? - Озвучьте первую часть задания. (Выразить своё отношение к произведению) Какое средство выразительности помогает нам, по–разному рассказывать об одном и том же предмете? - Прочитайте свои эпитеты к слову парус. (…) - Сегодня мы продолжим работу со средствами выразительности. И. -В. Гёте сказал: “Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своём”. - Лермонтов владел несколькими иностранными языками, в том числе, и немецким. Это позволило ему свободно перевести стихотворение Гёте. Тьма – отсутствие света, темнота Долина – низменность Мгла – сумрак. Это произведение – перевод М. Ю. Лермонтова стихотворения немецкого поэта Гёте. Откройте учебник на странице 115. - Прочитайте стихотворение и подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении. - Ваши впечатления от прочитанного. - Какое настроение возникает от прочитанного? -Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно? Что для этого надо? - Надо понять картину из жизни, рисуемую автором, представить картину, о чем нам хочет сказать поэт. - Что представили? - Если это стихотворение, что еще должны почувствовать? -Найдите рифмующиеся слова. -Как надо читать это стихотворение? -Почему? Прочитайте выразительно. -Какие приёмы поэт использует в этом стихотворении? - Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную могли бы подобрать к стихотворению? - На слова М. Лермонтова композитор А. Варламов написал романс «Горные вершины». Послушайте этот романс. -С кем сравнивает поэт горные вершины? - Попробуйте словами нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению. Хорошо, продолжим разговор Прослушайте аудиозапись «Казачья колыбельная песня». -Ребята, какое впечатление у вас от прослушивания колыбельной? -А кто исполняет эту колыбельную? -А как вы думаете, кому мать поет ее? -О чем поется в «Казачьей колыбельной песне»? -Хорошо молодцы ребят, а сейчас давайте поближе ознакомимся с текстом «Казачьей колыбельной». Стр.136. -Читаем первый куплет. -Как обращается мама к ребенку? -Как вы понимаете слово сказывать? (сказывать – говорить, объяснять что-либо, сказать кому-то) -Хорошо. -Читаем второй куплет Ребята, кто-нибудь знает, что такое Терек? -Терек-это река на Северном Кавказе, протекает по территории двух государств, Грузии и Российской Федерации. -А как вы поняли «плещет мутный вал»? -Река Терек плещет сильными волнами, а мутный, потому что вода перемешивается с землей, кто находиться на дне реки. -О ком ребят говорится в этом отрывке? (о чеченце) -А как описывает Лермонтов чеченца? Какой он? (злой). -Что он делает? (точит свой кинжал) -А как вы думаете, зачем ему кинжал? (чтобы убить кого-нибудь). - Ребята, а кто готов сразиться с чеченцем? (старый воин) -Как мы понимаем «закален в бою»? (имеет хорошие военные навыки) -Какой мы можем сделать вывод, что происходит? (военные действия с Северным Кавказом). -Читаем 3 куплет. -Как вы понимаете бранное житье? (бранное значит военное, военное дело) -Что такое стремя? Стремя- это железная дужка с ушком, подвешиваемая на ремне к седлу для упора ног всадника. -А что такое седельце? Это седло, надеваемое на коня, для того, чтобы было удобнее ездить на коне. -Читаем 4 куплет. -Как вы понимаете выражение «и казак душой»? (верен своему народу, предан своей Родине, патриот). -Ребята, а что испытывает мать, провожая своего ребенка на войну? (чувство боли, грусти, жалости, ведь она отдает самое дорогое, что у нее есть). -Как мать называет своего ребенка? (ангелом) -А почему? (ребенок для матери самое святое, что есть на земле). -Хорошо, читаем 5 куплет. -Как вы понимаете «тоской томиться»? (мать не найдет себе занятия, осознавая, что ее ребенок на войне). -Что будет делать мать ребят за своих детей? (молиться) -А что значит молиться ребят? (просить помощи у Бога). -Хорошо, читаем 6 куплет. -Ребята, как вы думаете, что такое «образок святой»? (икона). -Что изображено на иконе? -Зачем люди обращались к иконке? -Как люди обращались к иконе? Куда они ее ставили? -Что испытывали они в этот момент, когда обращались за помощью к иконе? -О чем просит ребенка мать, когда тот отправиться в опасный бой? -Ребята, а какое место занимает мать в нашей жизни? -А как вы думаете, какую роль играем мы в жизни своих родителей? -Действительно ребята, вы абсолютно правы, мы без родителей, без своих мам, никто в этой жизни. Мама вкладывает и отдает все самое дорогое, все самое ценное своему ребенку, что у нее есть- свою жизнь. |