kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения М.Пляцковский "Урок дружбы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке происходит первичное знакомство с произведением в целях расширения литературного кругозора учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения М.Пляцковский "Урок дружбы"»

Урок литературного чтения, 1 класс

УМК «Начальная школа XXI века» (слайд 1)


Составила учитель 1 категории

Репкина Татьяна Геннадьевна


Тема урока: М. Пляцковский «Урок дружбы».


Цель: познакомить детей с произведением в целях расширения их литературного кругозора и способствовать отработке навыков выразительного чтения целыми словами, создать условия для формирования УУД личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор;

познавательных: формулирование познавательной цели, умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на его название и предполагаемый жанр, формировать понятие “друг”, “дружба”;

коммуникативных: оценка действий партнера, умение выражать свои мысли.

Оборудование: компьютер и проектор, карточки для работы в группе, рабочие тетради, цветные карандаши.


Учебник: Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. 1 класс


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.


Ход урока

1.Организация мотивации деятельности учащихся на уроке.

Добрый день всем. И не только из-за весенней ясной погоды, а прежде всего из-за новых добрых встреч с чудесным миром знаний, которые готовы подарить мы вам.

Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое. Итак, за работу.


2. Проверка домашнего задания.

Свой урок мы как обычно, начнем с разминки и проверки дом. задания

Слайд 2

Упражнение 1. «Звук заблудился»

Сидит на грядке крепко

Желтенькая кепка (репка)

У печки (речки) с удочкой сижу,

От рыбы глаз не отвожу (дети находят ошибки и читают правильный вариант))

Слайд3

Упражнение 2. «Наведи порядок» (работа в парах - на листочках)

Им всегда хорошо вместе.

Слава дал другу почитать книгу.

Сема и Слава – товарищи.

Сема учит Славу играть в шашки (ученики правят деформированный текст и читают верный вариант)

Слайд 4

Упражнение3.

«Учимся говорить четко и правильно»

Три скороговорки прокатились с горки.

(дети хором произносят скороговорку сначала тихо и медленно, затем постепенно наращивая темп и громкость, 6-7 раз)

А теперь проверим дом задание ( 4 ученика у доски читают сказку "Как малышу нашли маму", а все внимательно слушают чтоб оценить их чтение.)

-Поставьте отметку каждому и объясните почему, посоветуйте что - то.

-Итак, какую маму искали? (олениху)

-По какой главной примете нашли маму? ( по рожкам)

-Как отнеслись жители леса к беде малыша?

- Ребята, давайте вспомним и назовём некоторые произведения, которые мы читали на предыдущих уроках литературного чтения, по краткому описанию.

А) В этом произведении говорится о том, как насекомые и животные прятались от сильного дождя. И им вместе не было тесно. (Под грибом.)


Б) А в этом произведении маленькие котята бегали за мышкой, лягушкой, рыбкой. (3 котёнка.)


В) Ну а в этом произведении пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки…(Пузырь, Соломинка и Лапоть)


Г) А в этом произведении рассердился Аист и… проглотил Лягушку .(Аист и Лягушки)


Итак, к какому жанру относятся эти произведения и почему?



3.Подготовка к работе на основном этапе.

-Послушайте песню и скажите о чём она. 
(звучит песня «Дружба» в исполнении группы «Барбарики») 

-О чем эта песня?

-Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня?

-Вы догадались верно, мы будем говорить о дружбе.

-Как думаете, что такое «дружба»? ( Мозговой штурм).

(карточка на доске)

-А теперь давайте прочитаем объяснение этого слова в словаре Ожегова.


Слайд5


Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

-А как называют людей , связанных дружбой? (друзьями)

-В толковом словаре значение слова «друг» поясняется так:


Слайд 6


Друг – это человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией, основанной на взаимопонимании.


-Приведите синонимы (близкие по значению слова ) к слову друг? (товарищ, приятель)
- Какими качествами должен обладать друг?

Работа в группах.

- У каждой группы на столе лежит листочек со словами, обозначающие  нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и вычеркните те качества  личности, которыми настоящий друг обладать не должен.

 Слова на карточках:  доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.  



— Какие произведения о дружбе мы с вами читали?

— Назовите сочетания слов, одно из которых друг.

- Настоящим верным другом можно считать только того человека, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации.


4. Сообщение темы урока и организация восприятия и усвоения учащимися материала.

-Много сказок, рассказов, стихотворений написано о дружбе. Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним произведением на эту тему Михаила Пляцковского. С этим автором мы уже встречались. Какое произведение его читали? (Добрая лошадь)

-Но его название вы попробуете расшифровать. Оно состоит из двух слов.

Первое слово трактуется в словаре так:

Учебный час или иной промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия-…

Ваши предположения. (урок - карточка на доске)

Значение второго слова таково:

Отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов - … (дружба- карточка на доске)

Правильно.

А теперь соедините название этих двух слов и получите название произведения. (Урок дружбы)

-Итак, с каким произведением мы сегодня будем знакомиться? ("Урок дружбы" слайд 7)

-Кто автор этого произведения? (Михаил Пляцковский - слайд 7)

- Чему вы хотите сегодня научиться на уроке? (высказывания детей)

-Но прежде, чем мы начнем изучать произведение, попробуем предположить, о чем оно? (об уроках , о дружбе , о школе).

-А сейчас вы послушаете произведение и потом расскажете о своем впечатлении. ( читает учитель)

-Понравилось произведение?

-Чем оно вам понравилось?



— К какому жанру относится это произведение? Докажите, что это сказка.(животные разговаривают)

-Давайте нарисуем обложку этого произведения. Открываем тетрадь.( я на доске)

-Как мы обозначаем сказку на модели обложки? (круг) (слайд 8 - подсказка)

__О чем эта сказка? Каким цветом закрасим круг?(коричневым- слайд 9, сказка о животных и птицах) - табличка на доске.

— Подпишим автора сказки и заглавие. (таблички)

Физминутка

Как по улице воробышек гуляет, (Ходим взад-вперед, руки в боки)

Как он с камешка на камешек порхает. (Машем «крылышками»)

Как устал воробей, утомился – (Ручки опускаем)

Он на камешек, на камешек садился. (Приседаем)

Да как стал наш воробышек дремати, (Трем кулачками глазки)

Да как стал воробей засыпати… (Ручки под щечку, глазки закрываем)

Да как стал воробей подниматься, (Потягиваемся)

В теплой лужице плескаться, умываться…(Ладошками умываем личико)



5.Первичное закрепление.

- Откройте учебник на стр. 82. Давайте прочитаем с вами эту сказку вместе по цепочке.

— Кто являются главными героями сказки?

— Кто из героев вам понравился и почему?

— Прочитайте последние две строчки. О каком уроке дружбы говорил Чик? (Говорить правду, думать о товарищах, всегда делиться )

Сравнительная характеристика героев. Работа в паре.

на доске таблички

- Выбери ответ и укажи стрелкой, кто какой?

жадный

добрый

Чик аккуратный Чирик

щедрый

скрытный

наблюдательный

эгоистичный




— Кто из 2-х воробьев — настоящий друг и почему? (Чирик, он поделился с другом).

— Исправился ли Чик? (Да, понял)


— Из каких слов это видно? (читают отрывок из текста)

"Взял Чик пять зернышек и сказал:

- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок … дружбы!"


-Настоящие друзья все должны делить пополам. Радует то, что Чик смог осознать свой неправильный поступок и поблагодарил за это настоящего друга.

— А сейчас поработаем в парах. Внимательно посмотрите на экран и выберите только те предложения, которые подходят к этому слайду.

(Слайды 10,11 )


6.Применение знаний


1.А сейчас прочитайте пословицу на доске. Дружба всего дороже.

( напечатать) Объясните ее смысл. Подходит ли она к сказке? Докажите.


2.Работа в группах с пословицами.

Дети делятся на группы. Получают конверты с разрезанными на слова пословицами.

— Соберите пословицу и прочтите. Как вы её понимаете?

Сам погибай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Новых друзей наживай, а старых не теряй!

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Подходят ли эти пословицы к сказке Михаила Пляцковского «Урок дружбы»?


3.Творческая работа.

Открываем тетрадь на с.49, задание№2. (слайд 12)

— Угадайте, кто где изображён. Можно ли по картинке определить настроение воробьёв?

Раскрасьте рисунок. Звучит песенка «Настоящий друг»


4. Справедливый суд. (слайд 13)

Я считаю, что Чик не должен был признаваться в том, что он склевал целую коробку пшена. Ведь уже ничего не исправить. Кто готов со мной поспорить?



5.Творческая работа «Дерево дружбы» (работа в группах)

- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам это может произойти?

- Я предлагаю вам открыть секреты дружбы, записав их на листочках.(каждая группа записывает свое правило и крепит листочек  на дерево).

  • Уступать друг другу.

  • Не бояться просить прощения, если обидел друга.

  • Не грубить, не злиться.

  • Не жадничать: делись с друзьями.

  • Помогать другу: если умеешь что-то делать, научи друга; если друг попал в беду, помоги ему.

  • Быть честным.

  • Останови друга, если он делает что-то плохое

  • Не обзывай и не унижай друга.

  • Не предавай своего друга.

  • Умей признать ошибки и помириться с другом.

  • Будь внимателен к своему другу.

- Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга.


7. Итог урока.

Вы все сегодня замечательно работали, показали свою грамотность, умение дружно работать.

С каким произведением познакомились?( «Урок дружбы» Михаила Пляцковского)


Что главное из этой сказки вы узнали для себя?

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.


Рефлексия (слайд 10)

— Ребята, могут ли руки помочь подружиться?

Потрогайте руки друг друга. Что вы можете о них сказать?

Пожмите дружески руки друг другу? Что вы почувствовали?


Как бы вы оценили свою работу?

 На память о сегодняшнем уроке вы получаете вот такой «Домик дружбы», в котором вы поселите ваших друзей. Пусть в этом домике царит самые хорошие и добрые поступки. Он будет напоминать вам о том, что было сказано сегодня о дружбе. И если кто-то вдруг поступит с другом неправильно, пусть вспомнит про этот домик и вспомнит, как надо поступить. Я желаю вам верных друзей и крепкой, настоящей дружбы!

— Спасибо всем за работу на уроке. (слайд 11 «Ребята, давайте жить дружно!»)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Урок литературного чтения М.Пляцковский "Урок дружбы"

Автор: Репкина Татьяна Геннадьевна

Дата: 01.02.2019

Номер свидетельства: 498050


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства