Слайд 8 Подтвердились ли наши предположения по содержанию произведения? Какую работу выполнили? Какими вы были слушателями? Раз вы были внимательными, назовите действующих лиц были? Где происходили события? Какой эпизод показался вам самым напряжённым? Нарисуйте модель обложки данного произведения. Внимательный слушатель не может не переживать вместе с автором события произведения, не может не испытывать чувства и эмоции при знакомстве с рассказом. -Какие чувства вы испытывали, когда слушали этот рассказ? Выберите из предложенных вам на слайде, добавьте, если необходимо: гнев, восторг, раздражённость, восхищение, удивление, безразличие, радость. -Почему чувства такие разные? Я рада, что ни один из вас не назвал чувство – безразличие. Это значит, что вы умеете сопереживать, вам небезразличны герои прочитанных произведений. Должна сказать, что история, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что «Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, мёртвую птичку, то плакал, и его за это звали «Лёва – рёва». Эта черта – сострадания, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранились в нём до конца жизни. Слайд 9 Обратимся к плану. Кем будем работать? Каких людей называют соратниками? А сейчас поработаем в парах. 1 пара. Синонимы слов. Соединить стрелкой слово с его определением. Лондон – возле, рядом подле него – зоопарк барин – ощетинился бросался- задвижки издохла – взъерошился метался в клетке – богатый человек затих – успокоился засовы - город столица Великобритании зверинец- умерла Самопроверка по записям на экране. 2 пара. Запишите в таблицу качества, которые характеризуют льва и собачку. Лев(какой?) | Собачка( какая?) | | | | | | | 3 пара. Составьте план текста. 1. 2. 3. Обратимся к плану. Кем будем работать? Аналитиками. Какая работа необходима при анализе произведения? О героях и их поступках поговорим, обсуждая части рассказа по составленному вами плану. Откройте учебник на странице 94. -Обратимся к 1 части. Как озаглавили? Чтение первой части (начало) Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? - Какие чувства вызвал поступок этого человека? - Что собачка чувствует в этот момент? (Тревогу, она маленькая, беззащитная.) На доске - слово "тревога". (Слайд 13) - Как ведет себя лев? Прочитайте. - Какими словами автор показал, что он хищник? (Поделился. Лев оторвал кусок.) - Какое это чувство? (Забота.) На доске - слово "забота". Автор показал благородство льва. Так произошла их встреча. Чтение второй части Какое заглавие дали второй части? Что отметили в этой части, на что обратили внимание? -Чему учит нас этот момент? -Какие новые персонажи появляются в рассказе? -Как автор относится к ним? - Какие чувства испытывает собачка? (Вечером ... и сложила свою голову.) - Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.) На доске - слово "доверие". - Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу. 3) Чтение третьей части Закончим работу аналитиков и обсудим 3 часть рассказа Какой заголовок дали заключительной части? -Как же повёл себя лев, когда понял, что собачка умерла? Прочитайте. -Почему он стал себя так вести? Что значит быть преданным? -Какие действия предпринимает хозяин? -Чему учит нас этот момент? Как мы справились с анализом содержания рассказа? - Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.) На доске - слово "тоска". - Найдите слова, с помощью которых автор передает эту тоску? - Что лев не может понять? Прочитайте до конца. Выделите слова, которые показывают, как ведет себя лев, когда собачка умерла. Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев - хищник. Он в ярости разрывает другую собаку. Прочитайте два последних предложения. - Какие чувства испытывал лев за эти 5 дней? - Похожи ли переживания льва на переживания людей? - Что вы почувствовали, читая эти строки? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.) Как мы справились с анализом содержания рассказа? Слайд 14 Мы знаем, что мудрость народа отражена в пословицах. Помним, что цель знакомства с рассказом – извлечь урок, который преподносит его автор. Соотнесите, как урок Л.Н. толстого связан с пословицами. Выберите пословицы, которые подходят к этому рассказу. (Жить вместе – и умереть вместе. Все за одного, а один за всех. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Волка ноги кормят. Ленивому всегда праздник. Не топор кормит, а работа) Слайд 15: проверка |