kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 УМК "начальная школа XXI века".Урок построен в Технологи развития критического мышления

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Л.Н.Толстой "Лев и собачка"»

Тема: Толстой Л.Н. «Лев и собачка»

Класс: 3

Тип урока: урок изучения нового материала на основе технологии развития критического мышления.

Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного суждения

Задачи урока:

Образовательная:

-познакомить учащихся с былью Толстого Л.Н. «Лев и собачка»;

-продолжить обучение над выразительным чтением для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к событиям, героям и их поступкам.

Развивающая:

-способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы;

-развивать речь учащихся.

Воспитательная:

-воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим;

-способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, умение работать в парах.

Планируемые результаты:

Личностные: умение проявлять творческое отношение к процессу обучения; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.

Метапредметные:

-познавательные: умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;

-регулятивные: умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;

-коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.

Предметные: умение правильно, осознанно, выразительно читать.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», выставка книг Л.Н. Толстого «Лев и собачка».


















Схема содержания урока


1

Организационный момент.

Слайд 1 -Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает приятному общению. Пусть этот урок несёт нам радость общения. У нас в классе гость. Это всегда

волнительно. Чтобы вы справились с волнением, предложу вам небольшую установку, которая, надеюсь, поможет вам справиться с волнением. Скажите себе: Я спокоен. Я уверен в себе. У меня всё получится. Я работаю. Я желаю вам успехов в изучении материала. Мысленно пожелайте удачи друг другу.

2


























3



Выход на тему урока.

Постановка цели урока, задач урока.






















Постановка проблемного вопроса.


Предлагаю поиграть в игру «Третий – лишний» СЛАЙДЫ

СЛАЙД  – лишнее слово «быль», т.к. действие происходит на самом деле

СЛАЙД  – лишняя фамилия – Л.Толстой, т.к. Фет и Пушкин – поэты

СЛАЙД  - лишнее произведение «Лев и собачка», т.к. мы ещё не знакомы с ним.

Формулирование темы урока. А теперь из «лишних» слов составьте тему урока. СЛАЙД

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

А для чего будем знакомиться с рассказом?

А какие задачи поставим перед собой?

Совершенно верно, обсуждение художественных произведений – главная задача уроков литературного чтения.

Слайд 5

Составим план нашей работы, опираясь на словосочетания. Прочитайте их, какую работу мы проведём на уроке?

На листах на доске также пункты:

1. Мы - читатели и слушатели.

2. Мы - соратники.

3. Мы – аналитики.

4. Мы - творцы.

Повторение изученного.  А теперь давайте проверим ваши знания о Л.Толстом .Проведём тест- игру «Да или нет?»

1.Л.Толстой был поэтом? НЕТ

2.Его усадьба называлась «Ясная поляна»? ДА

3.Л.Толстой открывал школы в городе? НЕТ

4.Правда, что Л.Толстой создал «Азбуку»? ДА

5.Толстой писал свои произведения только для детей? НЕТ

6.Толстой был родственником Пушкину? ДА

7.В детстве Толстой нашёл «зелёную палочку»?НЕТ

8.Отца Л.Н.Толстова звали Илья Николаевич? НЕТ

9.В семье Л.Н.Толстова было 5 детей? ДА

10. Л.Н.Толстой прожил 85 лет? НЕТ

Проблемная ситуация. - Можете ли вы по заголовку сказать – о ком этот рассказ?

- Можем ли мы сейчас назвать тему и главную мысль произведения?

Чем же мы займёмся на уроке? Назовите цель нашего урока? ( формирование умения определять тему и главную мысль произведения)


— Как вы думаете, кто будет главными героями произведения (Лев и собачка)?

-Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

-Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)

- Составьте синквейн про этих животных .1 вариант- лев

2 вариант- собака

- Могут ли 2 абсолютно разных животных (по характеру и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)


Как проверить наше предположение?


Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю.




«Чтение без размышления – скучное развлечение», - гласит китайская пословица. Поэтому я вам желаю чтения нескучного, интересного и увлечённого! Помните, цель нашего знакомства с рассказом – понять мысли и чувства писателя.

Слайд 6

4









5









6









7

































8.









9.















































10.





































11.

Подготовка к восприятию.








Первичное чтение.


Мы – читатели и слушатели.




Проверка первичного восприятия.








Работа в парах

Мы – соратники.

































Составление плана рассказа.





Мы – аналитики.



Работа над анализом текста.











































Физминутка.



Обсуждение и анализ 3--й части




































Итого урока

Слайд 8

Подтвердились ли наши предположения по содержанию произведения?

Какую работу выполнили?

Какими вы были слушателями?

Раз вы были внимательными, назовите действующих лиц были?

Где происходили события?

Какой эпизод показался вам самым напряжённым?

Нарисуйте модель обложки данного произведения.

Внимательный слушатель не может не переживать вместе с автором события произведения, не может не испытывать чувства и эмоции при знакомстве с рассказом.

-Какие чувства вы испытывали, когда слушали этот рассказ? Выберите из предложенных вам на слайде, добавьте, если необходимо: гнев, восторг, раздражённость, восхищение, удивление, безразличие, радость.


-Почему чувства такие разные?

Я рада, что ни один из вас не назвал чувство – безразличие. Это значит, что вы умеете сопереживать, вам небезразличны герои прочитанных произведений. Должна сказать, что история, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что «Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, мёртвую птичку, то плакал, и его за это звали «Лёва – рёва». Эта черта – сострадания, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранились в нём до конца жизни. Слайд 9


Обратимся к плану. Кем будем работать? Каких людей называют соратниками?

А сейчас поработаем в парах.

1 пара. Синонимы слов.

Соединить стрелкой слово с его определением.

Лондон –                  возле, рядом

подле него –     зоопарк        

барин –                     ощетинился            

бросался- задвижки

издохла –                  взъерошился

метался в клетке –     богатый человек

затих –                       успокоился

засовы - город столица Великобритании

зверинец- умерла



Самопроверка по записям на экране.

2 пара. Запишите в таблицу качества, которые характеризуют льва и собачку.

Лев(какой?)

Собачка( какая?)







3 пара. Составьте план текста.

1.

2.

3.


Обратимся к плану. Кем будем работать? Аналитиками.

Какая работа необходима при анализе произведения? О героях и их поступках поговорим, обсуждая части рассказа по составленному вами плану. Откройте учебник на странице 94.

-Обратимся к 1 части. Как озаглавили?

  1. Чтение первой части (начало)

Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ?

- Какие чувства вызвал поступок этого человека?

- Что собачка чувствует в этот момент? (Тревогу, она маленькая, беззащитная.)

На доске - слово "тревога". (Слайд 13)

- Как ведет себя лев? Прочитайте.

- Какими словами автор показал, что он хищник? (Поделился. Лев оторвал кусок.)

- Какое это чувство? (Забота.)

На доске - слово "забота".

Автор показал благородство льва. Так произошла их встреча.

  1. Чтение второй части

Какое заглавие дали второй части?

Что отметили в этой части, на что обратили внимание?


-Чему учит нас этот момент?


-Какие новые персонажи появляются в рассказе?

-Как автор относится к ним?

- Какие чувства испытывает собачка? (Вечером ... и сложила свою голову.)

- Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.)

На доске - слово "доверие".

- Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.

3) Чтение третьей части

Закончим работу аналитиков и обсудим 3 часть рассказа

Какой заголовок дали заключительной части?

-Как же повёл себя лев, когда понял, что собачка умерла? Прочитайте.

-Почему он стал себя так вести?

Что значит быть преданным?

-Какие действия предпринимает хозяин?

-Чему учит нас этот момент?

Как мы справились с анализом содержания рассказа?

- Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.)

На доске - слово "тоска".

- Найдите слова, с помощью которых автор передает эту тоску?

- Что лев не может понять?

Прочитайте до конца. Выделите слова, которые показывают, как ведет себя лев, когда собачка умерла.

Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они у них по-разному.

Лев - хищник. Он в ярости разрывает другую собаку.

Прочитайте два последних предложения.

- Какие чувства испытывал лев за эти 5 дней?

- Похожи ли переживания льва на переживания людей?

- Что вы почувствовали, читая эти строки? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.)

Как мы справились с анализом содержания рассказа?


Слайд 14

Мы знаем, что мудрость народа отражена в пословицах. Помним, что цель знакомства с рассказом – извлечь урок, который преподносит его автор.

Соотнесите, как урок Л.Н. толстого связан с пословицами.

Выберите пословицы, которые подходят к этому рассказу. (Жить вместе – и умереть вместе. Все за одного, а один за всех. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Волка ноги кормят. Ленивому всегда праздник. Не топор кормит, а работа)

Слайд 15: проверка

12

















13

Рефлексия.

















Творческое задание




Как вы думаете, может ли такая история произойти в наше время? (видео)

Этим произведением мы заканчиваем знакомство с творчеством Л.Н.Толстова в этом году.

Составьте пожалуйста кластер ,с произведениями каких жаров этого писателя вы познакомились и подтвердите примерами.

-Сопереживание, сострадание.

Наш урок подходит к концу

Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

Поделитесь своими чувствами

Раскрасьте сердечко красным цветом, если вам рассказ запал в душу, при его прочтении даже хотелось заплакать. Раскрасьте зелёным цветом, если рассказ вызвал сочувствие. Раскрасьте жёлтым цветом, если знакомство с рассказом оставило вас равнодушным.

Я рада, что рассказ никого не оставил равнодушным.


Слайд 15 Дома я предлагаю вам быть творцами.

- Л.Н. Толстой не описал внешность собачки. Какой представляете её вы? Попробуйте нарисовать собачку.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Автор: Курылева Елена Николаевна

Дата: 21.09.2019

Номер свидетельства: 520415


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства