Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения И. А. Крылов"Ворона и Лисица"»
Открытый урок по теме: И.А. Крылов «Ворона и Лисица» (3класс 2018г.)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело,
Только мука.
-Из какого произведения эти строчки? (Басня «Лебедь рак и щука»)
-Кто автор? (И.А.Крылов)
(Я желаю вам сегодня тоже согласия и понимания в работе)
Речевая разминка. Прочитайте с ускорением.
Лиса, лисонька, лиса, всему лесу я краса
Проворонила ворона вороненка.
-О ком была речь?(о вороне и лисе)
– Что знаете об этих животных? Показ изображений вороны и лисицы. (Ответы детей.) Крупная птица. Хвост, голова, крылья чёрного цвета, остальное оперенье грязно-серое. Клюв длинный толстый. Можно ли ворону назвать красивой птицей?
Рыжая, хвост пушистый. плутовка, хитрая, коварная
Предположите, какова тема нашего урока?
Может вы догадались и название произведения, которое написал Крылов?
- Познакомиться с новой басней Крылова
Какая цель урока? (узнаем что – то новое и важное о себе и людях. Будем анализировать поступки героев, выясним какие пороки высмеиваются)
Слушание басни (ДИСК)
– Понравилась вам басня? – Почему это произведение так называется?
-Чтобы басню было легче читать, нужно узнать значения некоторых слов. Проведем словарную работу.
Словарная работа (по щелчку мыши появляется значения слов)
Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.
Гнусный – отвратительный, омерзительный.
Не впрок – не на пользу
Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.Она неуклюжая, неторопливая птица).
Пленить – очаровать, покорить чем – либо. Взял в плен, она ничего не видела, ни о чем, кроме сыра не думала, она хотела его съесть)
Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – нежный, добрый.
Царь – птица – главная среди птиц.
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница. приносящая вести. В басне прозвище вороны.Иногда люди считают , что своим криком предсказывает несчастья.
Задание: замените следующие словосочетания из басни подходящими по смыслу:
глаз не сводит – смотрит пристально, не отрываясь;
на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно;
вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать; Ворона перестала здраво думать, )
во всё горло – каркнула очень громко;
была такова – исчезла, скрылась;
дыханье спёрло – трудно стало дышать; Испытывая большую радость, Ворона чуть не задохнулась, пришлось каркнуть
бог послал – нашёл случайно, без особого труда.
Зоб- у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.
(Вдруг сырный дух лису остановил Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил
Что решила сделать Лисица, увидев ворону с сыром? (Лисица решила забрать сыр и его съесть.)
-Как она решила забрать сыр у Вороны? (Лисица решила расхвалить Ворону.)
- Что мы можем узнать о вороне из следующих строк?
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
- Была ли голодна ворона? Докажите. (Она не была голодная, потому что она не стала сразу кушать сыр, а «призадумалась» сидя на дереве)
-Как автор назвал Лису? (Плутовка) хитрая обманщица
- Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.(Плутовка к дереву на цыпочках подходит… вертит хвостом…с вороны глаз не сводит.. и говорит так сладко чуть дыша)
-Объясните выражение «говорит так сладко, чуть дыша». (Лиса говорит тоненьким, спокойным, ласковым голосом, она хочет завладеть сыром.)
Прочитайте ласковые слова, обращенные Лисой к Вороне.
"Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, – При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!"
-Истины ли были слова Лисицы? (Нет, она говорила неправду.)
-Как она называла Ворону? (Голубушка, светик, сестрица, мастерица, Царь – птица.)
– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?
– А что говорила о голосе Вороны Лиса? (и верно ангельский быть должен голосок)
– Кто слышал Ворону? -Какой у нее голос? (неприятный она не поет, а каркает)
-Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (От льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова.)
-Прочитайте, как об этом писал Крылов?
Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло
– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?
-Итак, Лиса добилась своего, обманула Ворону. Достигла цель?
-Зачитайте последнюю строчку басни. С какой интонацией необходимо читать. (каждое слово читается медленно, со спокойной интонаций и с паузой)
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
- Как автор относится к героям? Какой считает ворону? Смеется над их пороками (ворону он считаетглупой, падкой на лесть, неуклюжей, неторопливой, доверчивой, несообразительной;
лису считает льстивой, коварной, изворотливой, умной, которая знает, как добиться своего)
- Перечитайте мораль басни, основная ее мысль.
-В чем же мораль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.)
-Чему учит эта басня? Что бы вы посоветовали Вороне? Нельзя льстить, и нельзя верить льстивым речам. Нужно быть правдивым, чтобы мы были искренними.
-Бывает ли так у людей? (Да.)
-Прочитайте первые 3 строчки басни.
-Как понимаете смысл выражения «Уж сколько раз твердили миру»? (Много раз повторяли одно и то же.)
-Что значит «лесть гнусна»? (Некрасиво, когда кто-то льстит.)
-Объясните, как вы понимаете выражение «только все не впрок»? (Бесполезно)
- Подумайте, что значит «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Есть люди, которые пускают в свое сердце льстивых людей, позволяют им говорить льстивые слова.)
-Чему учит басня? (Быть правдивым, чтобы мы были искренними.)
Составление синквейна
Какая ассоциация с словом пять? (5 строчек)
«Ворона» или «Лисица» (групповая работа)
- Посмотрите еще один вариант синквейна
Р. напомните как называют людей, которые пишут басни?
-Р. Хочу вас познакомить с баснописцем Эзопом и сравнить басни известного писателя древности Эзопа «Ворон и Лисица» в пересказе для детей Толстого, с басней Крылова.
– Послушайте и скажите, о чем она. «Ворон и Лисица»
- Чем отличается басня И.А. Крылова от прослушанной вами басни Эзопа? Сравнение , таблица
-В какой форме написана басня Изопа, а в какой басня Крылова?
-Какая басня начинается с морали? А у Эзопа?
-Кто главные герои басен?
-Итак подведем итог (басня –это…слайд)
-Прочитайте, выберите одну из строк и дополните ее своими словами
Рефлексия -Сейчас каждый из вас подумает о своей и роли одноклассников на уроке и оценит работу на нашем солнышке (солнышко на доске)
Покажите солнышку свой лучик.
красный, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданиями, и вам понравилась работа одноклассников
жёлтый, если вы в чём-то не уверены
оранжевый, если ничего не понравилось.
Сегодня я для себя открыл(а), что…
Для меня этот урок был … , потому что …
оценивание
Дом. задание. Выучить наизусть одну из 3-х изученных басен И.А.Крылова