Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Басни И.А.Крылова"»
Организационная информация
Тема урока
Басни И.А.Крылова
Предмет
Литературное чтение
Класс
3
Методическая информация
Тема урока
«Басни И.А.Крылова».
Место урока по теме
урок в разделе «Басни И.А. Крылова»
Тип урока:
повторно-обобщающий
Формы, приемы, методы:
фронтальный опрос, самостоятельная работа в группах, индивидуальные задания, творческое задание.
Цель урока:
Обобщить знания детей по изученной теме, учить самостоятельно делать выводы.
Задачи урока
Предметные:
-развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения.
- находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения, анализировать средства художественной выразительности.
- Формировать умение вести диалог с автором.
Учить наблюдать и обнаруживать красоту природы и искусства. Расширить словарный запас.
Знать:
– литературоведческие понятия: басня, мораль;
– о структуре басни;
– о художественных особенностях басни.
Уметь:
– правильно называть басни из круга детского чтения;
– различать сказку и басню;
– сравнивать героев басни;
– выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова;
– выразительно читать басни с листа и наизусть;
– работать с книгами басен: выбирать, рассматривать, читать
Компетенции/УУД
Педагогические технологии:
Метод проблемного обучения,
Обучение в сотрудничестве
Обучение к самооценки
Технологическая карта урока литературного чтения
Цель/задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Компетенции/
аспекты компетенции/УУД
Оценивание/формы контроля
Результат
I этап:
Организационный момент
Прошла перемена.
Услышан звонок.
Пора поскорее начать нам урок.
Все дети повторяют за учителем
Умение настраивать себя на работу
II этап:
Актуализация знаний
Грибоедов.…Ох! Басни смерть моя!
Насмешки вечные над львами! Над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а всё – таки цари!
III этап:
Постановка цели
Давайте подумаем какую цель мы перед собой поставим
1.Учитель читает отрывок и ведет диалог
Один мудрец давал совет:
«Полезно наблюдать,
Все впечатления копить,-
И будешь много знать».
-Какой же совет дал мудрец?
-А мы следуем этому совету?
-Вспомните название темы, которую Мы изучаем?
Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце?
Почему около « дедушки Крылова» всегда цветы?
Диалог с учителем
Учимся наблюдать и копим впечатления
2. Уч-ся работают самостоятельно парами, рассматривают книжную выставку, рассказывают подготовленное сообщение об И.А.Крылове.
И.А.Крылов был необыкновенным человеком, в котором были заложены зародыши всех талантов, всех искусств. Природа сказала ему: «Выбирай любое», писал о Крылове один из его знакомых. И действительно Крылов мог стать замечательным актёром, выдающимся художником. Он прекрасно рисовал. Очень рано, почти самоучкой, выучился играть на скрипке, и позднее музыканты изумлялись его мастерской игре на скрипке. У него были большие способности к математике, которую он превосходно знал. Но Крылов стал писателем. Более двухсот басен было создано И.А.Крыловым. Многие художники делали к ним иллюстрации. Замечательный русский скульптор Пётр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855году в летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.
Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.
Цель нашего урока: продолжим наблюдать и копить впечатления от басен И.А.Крылова.
Проблемная задача
Умение вести диалог
Умение работать в парах
I V этап
Повторение
Объяснение заданий по группам
1 группа
« Мораль сей басни такова »
- В какой басне была такая мораль?
1. « Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок» .
2. « Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:и дело не пойдёт на лад».
3. « Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться ».
4. « Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! ».
5. « Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука».
2 группа
« Назови героя »
- Кто сказал такие слова:
1. « Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки! »
2. « Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё моё
С песком и илом?
За дерзость такову – я голову с тебя сорву. »
3. « Ларец с секретом,
Так, он и без замка.
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и ларчик вам открою
В механике и я чего-нибудь да стою. »
4. « Погодите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите. »
5. « Скажите мне, кумушка, что у тебя за страсть
Кур красть? »
3группа
« Крылатые слова »
- Многие фразы из басен И.А.Крылова стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова.
- Вспомните, эти крылатые фразы:
1. « Лебедь, Щука и Рак»
2. « Волк и ягнёнок »
3. « Ларчик. »
4. « Кот и повар. »
5. « Мышь и крыса. »
1. « Ворона и лисица »
2.«Щука и кот»
3. « Ларчик »
4. « Чиж и голубь »
5. « Лебедь, Щука и Рак »
1. Лисица
2. Волк
3. Механик – мудрец
4. Механик – мудрец
5. Крестьянин
1.« Да только воз и ныне там »
2 « У сильного всегда бессильный виноват»
3.« А ларчик просто открывался»
4. « А Васька слушает, да ест »
5. « Сильнее кошки зверя нет»
Методы, ориентированные на самостоятельную письменную коммуникацию.
Умение работать в парах.
Коллективная и индивидуальная мыследеятельность.
Критерии оценки выполненного задания:
Определен ответ – 1 балл за каждый ответ.
Обоснован выбор ответа – 1 балл за каждый ответ.
Выбран другой ответ – 0 баллов.
Максимально – 5 баллов.
Умение выделять главное.
V этап:
Динамическая пауза
V I этап:
Творческая работа
Объяснение условия игры «Театр».
Выбор актёров, режиссёра, критиков, зрителей.
Постановка спектакля по басням И.А.Крылова
1 к. «Ворона и лисица»,
2 к. «Слон и Моська»
Умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли.
Формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека,
его заботы и переживания.
Умение читать выразительно.
VII этап:Рефлексия
-Закончите предложения.
Сегодня на уроке я узнал……
Мне показалось интересным………
Меня удивило………
Учащиеся анализируют урок
дополняя предложения.
Подведение - оценивания собственной учебной деятельности в течение урока.
VIII этап:
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности
-Творчество, какого писателя мы повторяли?
- Что такое басня?
- Для чего И.А.Крылов писал басни?
- И.А.Крылов в своих баснях дал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.
Учащиеся подводят итог своей деятельности на уроке.