kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения 2 класс УМК «Школа России» Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 2 класс УМК «Школа России» Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 4

г. Асино Томской области




Урок литературного чтения

2 класс

УМК «Школа России»

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»













Далалаева Вера Александровна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория






2021г.


Класс

УМК: «Школа России».

Учебный предмет: литературное чтение.

Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Тема урока: Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Цель урока: Создать условия для осознания детей, что семья - это самое дорогое и близкое, что есть у человека, а сплоченность семьи - это фундамент благополучия.

Задачи:

  1. Познакомить детей с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом «Старый дед и внучек».

  1. Развивать у детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, развивать логику, технику чтения.

  2. Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: учебник «Литературное чтение. 2 класс.» (сост. Л.Ф.Климанова и др.); презентация по теме урока, карточки.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по выставке книг и и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку (Личностные УУД)

Технологии и методы работы технологии личностного ориентирования, проблемного обучения, здоровьесберегающего обучения, диалогового информационно-коммуникативного, проектного методы:словесный,наглядный,проблемный, метод для развития рефлексивных умений



Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) 

Настроить учащихся на рабочий лад

Дети говорят слова

Дети говорят слова



II.Проверка домашнего задания

Создаёт условия для творчества

Расскажите ,что вы приготовили о семье.

Молодцы! Мы услышали много слов о ваших семьях

как вы думаете,почему я задавала вам подготовить мини проекты о семье

Рассказывают о свой семье


Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

III. Актуализация. Формулирование темы урока, постановка цели (Прогнозирование. Целеполагание.) (Работа по технологии продуктивного чтения)




Создаёт условия для успешного формулирования цели урока учащимися.





Создаёт условия для прогнозирования детьми имя автора произведения через выставку книг.

















Создаёт проблемную ситуацию, определить тему, поставить цель, задачи

А сейчас мы попытаемся определить имя автора нового произведения. Для этого нам необходимо внимательно посмотреть на выставку книг

-Посмотрите на выставку книг. Прочитайте их названия .Как вы думаете, с каким писателем мы сегодня познакомимся?

-Верно. Это Л.Н. Толстой. Его книги переведены на многие языки мира.

-Я приглашаю моих помощников,

Познакомьте нас с автором этого произведения.

(Рассказ детей )











назовите произведение, с которым мы познакомимся сегодня

(«Старый дед и внучек»)

откройте учебник на стр110

назовите тему урока Рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»

Цель урока?

(познакомиться с произведением, понять главную мысль0

задачи?

Прочитать,сделать выводы)








Принимают проблемную ситуацию.



С помощью учителя ставят цель урока.





.С помощью учителя определяют имя писателя.

Дети рассказывают о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.

Отвечают на вопросы по содержанию, подтверждают словами из текста.





Высказывают своё мнение





называют тему,цель,задачи

Уметь работать с книжной выставкой. Читать название книги и её автора.





Уметь работать над текстом до чтения. (прогнозировать содержание текста по выставке книг и по фотовыставке и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).


Участие в учебном диалоге. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).



Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

IV. Изучение нового (Совместная деятельность по достижению цели)

словарная работа

первичное чтение


Создаёт проблемный вопрос



Создаёт условия для прогнозирования

В этом произведении встретятся слова

лоханка

невестка

слаживать

бранить




посмотрите на иллюстрацию. Давайте подумаем, какое это произведение по настроению? (ответы детей)

А теперь прочитаем это произведение и проверим, правы ли мы были.

-Понравилось вам произведение? Чем? Дети, вы ведь сами сказали, что текст грустный. А разве может нравится что-то грустное? Чем? Почему?

-Понравилась ли вам эта семья?

-Хотели бы вы быть членом такой семьи?

Учащиеся по толковому словарю, дома определили значение этих слов. рассказывают







Прогнозируют содержание текста по иллюстрации.

Знакомятся с текстом.


Уметь работать с толковым словарём. Знать принципы его построения.













Уметь читать текст выражая настроение.


Уметь аргументировать своё мнение с опорой на текст

(РегулятивныеУУД)

Уметь оценивать поступок героя с точки зрения общечеловеческих норм (Личностные УУД))

V. Физминутка

Создаёт условия для отдыха

Ребята, в начале урока вы сказали ,что вы дружные

давайте посмотрим какие вы дружные выполнив физминутку

Выполняют движения под музыку



VI.Работа по теме урока

анализ рассказа

Задаёт вопросы

Найдите в тексте и прочитайте,почему деда не сажали за стол?

Что случилось во время обеда за печкой

прочитайте что сделала невестка,когда дед разбил чашку с едой

правидьно ли поступила невестка?

Зачем Миша делал лоханку?

Почему родители Миши заплакали?

Как они стали относиться к дедушке после этой истории

Отвечают на вопросы


Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД).

VII. Закрепление нового


Задаёт наводящие вопросы, способствует перевоплощению ученика.





























Раздаёт пословицы

-Как вы думаете, хорошо ли, уютно было дедушке в такой семье? Почему ?.

-А что надо сделать, чтобы старым людям было хорошо?

Для этого проведём маленькое перевоплощение. (Один ученик выходит к доске)

-Представь себе, что прошло много, много лет и ты сейчас старый дедушка. Как бы ты хотел, что бы к тебе относились? Что хочется больше всего? (ролевое перевоплощение ученика и его предположения)

На доске открывается:(решение главного вопроса-проблемы урока)



уважение, любовь, забота, помощь, послушание, доброе слово, чуткость, внимание, поддержка, сострадание и самое главное- СЕМЬЯ)

работа в группах



работа в парах Соберите пословицы о семье ..

проверка на экране

Объясните смысл пословиц

какая пословица относится к нашему рассказу?





Отвечают на вопросы























собирают пословицы


Уметь работать с пословицами.






Выполнять роль в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи (Коммуникативные УУД)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Создаёт условия для рефлексивной деятельности.

.











Организует самооценку учебной деятельности.

-Зачем нам нужен был этот урок?





Расскажите по схеме 

я познакомился с...

я почувствовал..

я задумался..

я понял...







-Покажите с помощью сфетофора, каким на ваш взгляд получился урок по цвету?


Осознают новые знания и умения. Отвечают на вопросы учителя.



По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Используют рефлексивный экран.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке (Личностные УУД).

IX.Итог урока

Задаёт вопросы

Какая главная мысль этого произведения

Высказывают свои мысли



XДомашнее задание

Даёт возможность реализовать личные образовательные потребности

Задание на выбор:

пересказ подготовить или

подготовить рассказ о бабушках и дедушках



Определяют какое задание будут выполнять



Заключительное слово учителя

А закончить урок я хочу такими словами. Ребята, учитесь любить и заботиться. Любите и заботьтесь о своих родителях, близких и друзьях.




Самоанализ урока

Класс: 2А

УМК: « Школа России»

Тема урока: Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Цель урока: Создать условия для осознания детей, что семья - это самое дорогое и близкое, что есть у человека, а сплоченность семьи - это фундамент благополучия.

Задачи:

1.Познакомить детей с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом «Старый дед и внучек».

2.Развивать у детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, развивать логику, технику чтения.

3.Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-­поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Данный урок входит в состав раздела «Русские писатели детям» Имеет большое воспитательное значение.

При планировании урока я постаралась привлечь к работе всех детей. В процессе работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке .

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

 Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Тема урока и данное изучаемое произведение имеет очень глубокий воспитывающий характер. Весь материал, изученный на уроке построен на чувствах детей. Каждый ребёнок в классе был затронут и не остался равнодушным к событиям произведения. Поэтому, считаю, что воспитательные задачи были достигнуты.

Главными методами и приёмами работы на уроке были: выборочное чтение, беседа и рассуждения по вопросам. На уроке применялись технологии личностного ориентирования, проблемного обучения, здоровьесберегающего обучения, проектного.

Дети чётко определили поучительность произведения. Определили актуальность произведения в наши дни.

На этапе рефлексии - ответили на главные вопросы:

Я почувствовал… Я задумался… Я понял…

Этапы урока были взаимосвязаны между собой. На уроке была использована интерактивная доска для показа презентации.

Для самооценки использовалась игра «Светофор».

Результат урока считаю положительным, так как самой главной воспитательной цели он достиг.


Приложение к уроку


 Знакомство с биографией

 Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.

Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал , что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.

 Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

Лев Николаевич очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В Ясной Поляне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам, которые сам же и написал.

Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Свои произведения он писал специально для школьников. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости.

Вопросы для проверки  восприятия материала.

1.Где жил Л.Н.Толстой?

2.Каким он был человеком?

3.Как Толстой помогал бедным детям?

4.0 чем он писал в своих рассказах?

Словарная работа

Лоханка - круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости.

Невестка.Так называли и называют родители жену сына.


Физкультминутка

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.



Пословицы

  1. .Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

  2. Вся семья вместе, и душа на месте.

  3. Нет лучше дружка, чем родная матушка.


Слова для доски

Уважение, любовь, забота, помощь, послушание, доброе слово, чуткость, внимание, поддержка, сострадание и самое главное- СЕМЬЯ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения 2 класс УМК «Школа России» Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Автор: Далалаева Вера Александровна

Дата: 12.11.2021

Номер свидетельства: 591194


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства