Название раздела: Краски осени
 Урок 13
 Тема: Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи
 Цели: познакомить учащихся с живописными произведениями В. Поленова, А. Куинджи; обучать правильному, внимательному чтению произведений; развивать память, речь, мышление.
  Планируемые результаты: учащиеся научатся воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи, рассказывать о красоте своей страны, сравнивать произведения живописи и литературы.
  Оборудование: видео- или аудиозапись произведений П.И. Чайковского из цикла «Времена года»; репродукции картин В. Поленова, А. Куинджи, их портреты; карточки (текст речевой разминки, задания).
  Ход урока
  I. Организационный момент
  II. Речевая разминка
  (На фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихи, записанные на доске или на карточках.)
  КАРТОЧКА№1
 Скинуло кафтан зеленый лето,
 Отсвистели жаворонки всласть.
 Осень, в шубу желтую одета,
 По лесам с метелками прошлась.
 Раструбили журавли по рощам,
 Будто осень замуж собралась.
 Верба платье в озере полощет.
 Лисью шапку примеряет вяз.
 Д. Кедрин
   (Дети делятся своими впечатлениями.)
   (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, с веселой интонацией).
   III. Введение в тему урока
  - Какое время года описано в стихотворении? 
- Найдите в этом стихотворении приметы осени. 
- Какие еще признаки осени вам известны? 
 - Сегодня мы познакомимся с произведениями художников, понаблюдаем, как они изображают осень, будем продолжать учиться читать выразительно. 
 IV. Работа по теме урока
  1. Проверка домашнего задания
   2. Работа по картинам художников
  - Рассмотрите репродукции картин В. Поленова и А. Куинджи на с. 27 учебника.   
- Составьте рассказ по одной из них.   
- Опишите то, что видите.   
- Озаглавьте свой рассказ строчками из прочитанных произведений. Рассказы детей. 
 Материал для учителя
  Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) — художник, мастер исторической, жанровой, пейзажной живописи, педагог.
  Родился в старинной дворянской семье, сохранявшей традиции русского просвещенного дворянства, восходящие еще ко второй половине XVIII в.
  С раннего детства мальчику прививалась глубокая любовь к природе. До середины 1850-х гг. семья Поленовых выезжала на дачу в Царское Село, о котором художник всегда вспоминал «с особым чувством какой-то сказочной поэзии». К царскосельскому периоду относятся первые попытки изобразить все увиденное и поразившее воображение. Одним из самых сильных детских впечатлений Поленова были поездки вместе с братом и сестрами (одна из которых, Елена, впоследствии стала известной художницей) в Ольшанку Тамбовской губернии, имение бабушки Веры Николаевны Воейковой, дочери известного архитектора Николая Львова, которая воспитывалась после смерти родителей в доме Гавриила Державина. Она хорошо знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины. Впечатления от имения в Ольшанке, воспоминания о его обитателях, о природе этих мест позже нашли отражение в творчестве художника, органично вписались в художественную ткань его произведений. В петербургском доме Поленовых, где собирались художники, профессора университета, музыканты, ученые, царила творческая атмосфера, к которой рано приобщился мальчик. С детства у Поленова были хорошие учителя по живописи и рисунку.
  Архип Иванович Куинджи (1841—1910) — художник, мастер пейзажной живописи.
  В предместье Мариуполя Карасевке родился будущий художник. В 1845 г. неожиданно умер отец, вскоре и мать. Осиротевших детей воспитывали брат и сестра умершего Ивана Христофоровича. Юному Архипу не довелось получить образование. Родственники пытались обучить его грамоте у преподавателя, слегка знавшего греческую грамматику. После этого домашнего обучения Архипа отдали в городскую школу. По воспоминаниям школьного товарища Куинджи — Каракаша, Архип учился плохо, зато рисовал постоянно.
  К десятилетнему возрасту «курс наук» был завершен. Началась трудовая жизнь. Видно, семья дяди жила бедно, если малолетнего Архипа определили к подрядчику по строительству церкви — Чабаненко. Мальчику выдали карандаш и книги для ведения подсчета приема кирпича. Архип, вовсе не увлеченный строительным делом, постоянно рисовал в книге. У окружающих вызвал восхищение портрет церковного старосты Бибелли, удивлявший редким сходством.
  От строительного подрядчика Куинджи перешел к хлеботорговцу Аморетти в новой для него роли прислуги, комнатного мальчика. По всей видимости, и здесь юный Куинджи поражал окружающих своими рисунками, ибо знакомый Аморетти, хлеботорговец Дуранте, посоветовал Архипу отправиться в Феодосию к знаменитому Айвазовскому. Куинджи
 прибыл в тихую Феодосию, по-видимому, летом 1855 г. Юноша был поражен Черным морем, экзотической красотой земли, где некогда жили его предки. С высоты открывалось море. Цвет его был разным. В одно и то же время тускло-зеленым у прибрежья, изумрудным с серыми полосами — вдали. Хотя Куинджи и нельзя назвать учеником Айвазовского, но последний имел на него, несомненно, некоторое влияние в начале его деятельности: от него Архип заимствовал многое в манере писать, в выборе тем, в любви к широким пространствам.
  V. Физкультминутка
 
 
  VI. Продолжение работы по теме урока
  1. Учимся наблюдать
 (Работа в творческой тетради, с. 14.)
   - Прочитаем строки из этого замечательного рассказа. (Чтение отрывка учителем и хорошо читающими учащимися.) 
- Составьте план, опираясь на выделенные в тексте фразы. 
- Подготовьтесь пересказать текст. (Самостоятельная работа учащихся.) 
- Послушаем ваши рассказы. 
 2. Работа со средствами выразительности
  Для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.
  Олицетворение — представление в образе живого существа не - одушевлённого предмета.
  Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
  Эпитет - образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).
  - Найдите в тексте эпитеты и сравнения, («...с такой быстротой, точно кто бросил горсть гороху».) 
- Выпишите их в творческую тетрадь на с. 16. 
 
  VII. Рефлексия
   -На сегодняшнем уроке я узнал...
  - На этом уроке я похвалил бы себя за...
  -После урока мне захотелось...
  -Сегодня я сумел...
 
 
  VIII. Подведение итогов урока
  
 
  Домашнее задание