Название раздела: Краски осени
Урок 13
Тема: Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи
Цели: познакомить учащихся с живописными произведениями В. Поленова, А. Куинджи; обучать правильному, внимательному чтению произведений; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи, рассказывать о красоте своей страны, сравнивать произведения живописи и литературы.
Оборудование: видео- или аудиозапись произведений П.И. Чайковского из цикла «Времена года»; репродукции картин В. Поленова, А. Куинджи, их портреты; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(На фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихи, записанные на доске или на карточках.)
КАРТОЧКА№1
Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метелками прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз.
Д. Кедрин
(Дети делятся своими впечатлениями.)
(еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, с веселой интонацией).
III. Введение в тему урока
Какое время года описано в стихотворении?
Найдите в этом стихотворении приметы осени.
Какие еще признаки осени вам известны?
Сегодня мы познакомимся с произведениями художников, понаблюдаем, как они изображают осень, будем продолжать учиться читать выразительно.
IV. Работа по теме урока
1. Проверка домашнего задания
2. Работа по картинам художников
Рассмотрите репродукции картин В. Поленова и А. Куинджи на с. 27 учебника.
Составьте рассказ по одной из них.
Опишите то, что видите.
Озаглавьте свой рассказ строчками из прочитанных произведений. Рассказы детей.
Материал для учителя
Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) — художник, мастер исторической, жанровой, пейзажной живописи, педагог.
Родился в старинной дворянской семье, сохранявшей традиции русского просвещенного дворянства, восходящие еще ко второй половине XVIII в.
С раннего детства мальчику прививалась глубокая любовь к природе. До середины 1850-х гг. семья Поленовых выезжала на дачу в Царское Село, о котором художник всегда вспоминал «с особым чувством какой-то сказочной поэзии». К царскосельскому периоду относятся первые попытки изобразить все увиденное и поразившее воображение. Одним из самых сильных детских впечатлений Поленова были поездки вместе с братом и сестрами (одна из которых, Елена, впоследствии стала известной художницей) в Ольшанку Тамбовской губернии, имение бабушки Веры Николаевны Воейковой, дочери известного архитектора Николая Львова, которая воспитывалась после смерти родителей в доме Гавриила Державина. Она хорошо знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины. Впечатления от имения в Ольшанке, воспоминания о его обитателях, о природе этих мест позже нашли отражение в творчестве художника, органично вписались в художественную ткань его произведений. В петербургском доме Поленовых, где собирались художники, профессора университета, музыканты, ученые, царила творческая атмосфера, к которой рано приобщился мальчик. С детства у Поленова были хорошие учителя по живописи и рисунку.
Архип Иванович Куинджи (1841—1910) — художник, мастер пейзажной живописи.
В предместье Мариуполя Карасевке родился будущий художник. В 1845 г. неожиданно умер отец, вскоре и мать. Осиротевших детей воспитывали брат и сестра умершего Ивана Христофоровича. Юному Архипу не довелось получить образование. Родственники пытались обучить его грамоте у преподавателя, слегка знавшего греческую грамматику. После этого домашнего обучения Архипа отдали в городскую школу. По воспоминаниям школьного товарища Куинджи — Каракаша, Архип учился плохо, зато рисовал постоянно.
К десятилетнему возрасту «курс наук» был завершен. Началась трудовая жизнь. Видно, семья дяди жила бедно, если малолетнего Архипа определили к подрядчику по строительству церкви — Чабаненко. Мальчику выдали карандаш и книги для ведения подсчета приема кирпича. Архип, вовсе не увлеченный строительным делом, постоянно рисовал в книге. У окружающих вызвал восхищение портрет церковного старосты Бибелли, удивлявший редким сходством.
От строительного подрядчика Куинджи перешел к хлеботорговцу Аморетти в новой для него роли прислуги, комнатного мальчика. По всей видимости, и здесь юный Куинджи поражал окружающих своими рисунками, ибо знакомый Аморетти, хлеботорговец Дуранте, посоветовал Архипу отправиться в Феодосию к знаменитому Айвазовскому. Куинджи
прибыл в тихую Феодосию, по-видимому, летом 1855 г. Юноша был поражен Черным морем, экзотической красотой земли, где некогда жили его предки. С высоты открывалось море. Цвет его был разным. В одно и то же время тускло-зеленым у прибрежья, изумрудным с серыми полосами — вдали. Хотя Куинджи и нельзя назвать учеником Айвазовского, но последний имел на него, несомненно, некоторое влияние в начале его деятельности: от него Архип заимствовал многое в манере писать, в выборе тем, в любви к широким пространствам.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Учимся наблюдать
(Работа в творческой тетради, с. 14.)
Прочитаем строки из этого замечательного рассказа. (Чтение отрывка учителем и хорошо читающими учащимися.)
Составьте план, опираясь на выделенные в тексте фразы.
Подготовьтесь пересказать текст. (Самостоятельная работа учащихся.)
Послушаем ваши рассказы.
2. Работа со средствами выразительности
Для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.
Олицетворение — представление в образе живого существа не - одушевлённого предмета.
Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
Эпитет - образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).
Найдите в тексте эпитеты и сравнения, («...с такой быстротой, точно кто бросил горсть гороху».)
Выпишите их в творческую тетрадь на с. 16.
VII. Рефлексия
-На сегодняшнем уроке я узнал...
- На этом уроке я похвалил бы себя за...
-После урока мне захотелось...
-Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
Домашнее задание