kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения. 2 класс. Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения во 2  классе с применением ИКТ разработан по программе УМК "Перспектива". Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех этапах урока происходит формирование УУД. Урок способствует развитию у учащихся логического мышления, умение анализировать, расширению кругозора. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Карточка»

КАРТОЧКА№1


Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метелками прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз.

Д. Кедрин


КАРТОЧКА№1


Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метелками прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз.

Д. Кедрин











Просмотр содержимого документа
«Урок 13»

Название раздела: Краски осени

Урок 13

Тема: Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи

Цели: познакомить учащихся с живописными произведения­ми В. Поленова, А. Куинджи; обучать правильному, вниматель­ному чтению произведений; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи, рассказывать о красоте своей страны, сравнивать произведения живописи и литературы.

Оборудование: видео- или аудиозапись произведений П.И. Чайковского из цикла «Времена года»; репродукции картин В. Поленова, А. Куинджи, их портреты; карточки (текст речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(На фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихи, записанные на доске или на карточках.)

КАРТОЧКА№1

Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метелками прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз.

Д. Кедрин

  • Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

  • Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?

(Дети делятся своими впечатлениями.)

  • Прочитаем с интонацией удивления

(еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией вос­хищения, с веселой интонацией).

  • А сейчас прочитаем выразительно.

III. Введение в тему урока

  • Какое время года описано в стихотворении?

  • Найдите в этом стихотворении приметы осени.

  • Какие еще признаки осени вам известны?

  • Сегодня мы познакомимся с произведениями художников, понаблюдаем, как они изображают осень, будем продолжать учиться читать выразительно.

IV. Работа по теме урока

1. Проверка домашнего задания

  • Прочитайте тексты об осени А. Пушкина и С. Аксакова. (Выступления детей.)

2. Работа по картинам художников

  • Рассмотрите репродукции картин В. Поленова и А. Куин­джи на с. 27 учебника.

  • Составьте рассказ по одной из них.

  • Опишите то, что видите.

  • Озаглавьте свой рассказ строчками из прочитанных произведений. Рассказы детей.

Материал для учителя

Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) — художник, мастер исто­рической, жанровой, пейзажной живописи, педагог.

Родился в старинной дворянской семье, сохранявшей традиции рус­ского просвещенного дворянства, восходящие еще ко второй половине XVIII в.

С раннего детства мальчику прививалась глубокая любовь к при­роде. До середины 1850-х гг. семья Поленовых выезжала на дачу в Цар­ское Село, о котором художник всегда вспоминал «с особым чувством какой-то сказочной поэзии». К царскосельскому периоду относятся первые попытки изобразить все увиденное и поразившее воображение. Одним из самых сильных детских впечатлений Поленова были поездки вместе с братом и сестрами (одна из которых, Елена, впоследствии ста­ла известной художницей) в Ольшанку Тамбовской губернии, имение бабушки Веры Николаевны Воейковой, дочери известного архитектора Николая Львова, которая воспитывалась после смерти родителей в доме Гавриила Державина. Она хорошо знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины. Впечатле­ния от имения в Ольшанке, воспоминания о его обитателях, о природе этих мест позже нашли отражение в творчестве художника, органично вписались в художественную ткань его произведений. В петербургском доме Поленовых, где собирались художники, профессора университета, музыканты, ученые, царила творческая атмосфера, к которой рано при­общился мальчик. С детства у Поленова были хорошие учителя по жи­вописи и рисунку.

Архип Иванович Куинджи (1841—1910) — художник, мастер пейзажной живописи.

В предместье Мариуполя Карасевке родился будущий художник. В 1845 г. неожиданно умер отец, вскоре и мать. Осиротевших детей вос­питывали брат и сестра умершего Ивана Христофоровича. Юному Архи­пу не довелось получить образование. Родственники пытались обучить его грамоте у преподавателя, слегка знавшего греческую грамматику. После этого домашнего обучения Архипа отдали в городскую школу. По воспоминаниям школьного товарища Куинджи — Каракаша, Архип учился плохо, зато рисовал постоянно.

К десятилетнему возрасту «курс наук» был завершен. Началась тру­довая жизнь. Видно, семья дяди жила бедно, если малолетнего Архипа определили к подрядчику по строительству церкви — Чабаненко. Маль­чику выдали карандаш и книги для ведения подсчета приема кирпича. Архип, вовсе не увлеченный строительным делом, постоянно рисовал в книге. У окружающих вызвал восхищение портрет церковного старосты Бибелли, удивлявший редким сходством.

От строительного подрядчика Куинджи перешел к хлеботорговцу Аморетти в новой для него роли прислуги, комнатного мальчика. По всей видимости, и здесь юный Куинджи поражал окружающих своими ри­сунками, ибо знакомый Аморетти, хлеботорговец Дуранте, посоветовал Архипу отправиться в Феодосию к знаменитому Айвазовскому. Куинджи

прибыл в тихую Феодосию, по-видимому, летом 1855 г. Юноша был по­ражен Черным морем, экзотической красотой земли, где некогда жили его предки. С высоты открывалось море. Цвет его был разным. В одно и то же время тускло-зеленым у прибрежья, изумрудным с серыми поло­сами — вдали. Хотя Куинджи и нельзя назвать учеником Айвазовского, но последний имел на него, несомненно, некоторое влияние в начале его деятельности: от него Архип заимствовал многое в манере писать, в выборе тем, в любви к широким пространствам.

V. Физкультминутка


VI. Продолжение работы по теме урока

1. Учимся наблюдать

(Работа в творческой тетради, с. 14.)

  • Знаете ли вы произведение Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»?

  • Прочитаем строки из этого замечательного рассказа. (Чтение отрывка учителем и хорошо читающими учащимися.)

  • Составьте план, опираясь на выделенные в тексте фразы.

  • Подготовьтесь пересказать текст. (Самостоятельная работа учащихся.)

  • Послушаем ваши рассказы.

2. Работа со средствами выразительности

Для того чтобы передать свои чувства, авторы используют раз­личные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.

Олицетворение — представление в образе живого существа не - одушевлённого предмета.

Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.

Эпитет - образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).

  • Найдите в тексте эпитеты и сравнения, («...с такой быстро­той, точно кто бросил горсть гороху».)

  • Выпишите их в творческую тетрадь на с. 16.


VII. Рефлексия

  • Выберите и продолжите любое предложение.

-На сегодняшнем уроке я узнал...

- На этом уроке я похвалил бы себя за...

-После урока мне захотелось...

-Сегодня я сумел...


VIII. Подведение итогов урока

  • Как называется новый раздел, который мы начали изучать сегодня?

  • Кто автор стихотворения?

  • Как бы вы озаглавили его?


Домашнее задание

  • Выполнить задание в творческой тетради (с. 16).

  • Нарисовать рисунок на тему «Осень» (по желанию)

Просмотр содержимого презентации
«№13»

Литературное чтение  2 класс  УМК «Перспектива» Автор: Червонова Т.М. МОБУ»Екатеринославская СОШ»

Литературное чтение

2 класс

УМК

«Перспектива»

Автор:

Червонова Т.М.

МОБУ»Екатеринославская СОШ»

Чтение – это окошко, через которое познаётся мир В. Я. Сухомлинский

Чтение – это окошко, через которое познаётся мир

В. Я. Сухомлинский

Скинуло кафтан зелёный лето, Отсвистели жаворонки всласть. Осень, в шубу жёлтую одета, По лесам с метелками прошлась. Раструбили журавли по рощам, Будто осень замуж собралась. Верба платье в озере полощет. Лисью шапку примеряет вяз

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метелками прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз

Олицетворение представление в образе живого существа неодушевлённого предмета  Метафора оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения Эпитет образное, художественное определение например , постоянные эпитеты : синее море, златые кудри

Олицетворение

представление в образе живого существа неодушевлённого предмета

Метафора

оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения

Эпитет

образное, художественное определение например , постоянные эпитеты :

синее море, златые кудри

Найдите в тексте эпитеты и сравнения ...с такой быстро­той, точно кто бросил горсть гороху

Найдите в тексте эпитеты и сравнения

...с такой быстро­той, точно кто бросил горсть гороху

Сегодня на уроке  я узнала... На этом уроке я похвалила бы себя за... После урока мне  захотелось … Сегодня я сумела...
  • Сегодня на уроке

я узнала...

  • На этом уроке

я похвалила бы себя за...

  • После урока мне

захотелось …

  • Сегодня я сумела...

Молодцы!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Червонова Татьяна Михайловна

Дата: 23.09.2018

Номер свидетельства: 478574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства