kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения (1 класс) Тема урока: Художественное и научное описание. Отличие позиции автора от позиции героя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Художественное и научное описание. Средства выражения авторского отношения к герою на материале произведений Н.М.Рубцова "Воробей" и М.Горького "Воробьишко".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения (1 класс) Тема урока: Художественное и научное описание. Отличие позиции автора от позиции героя.»

Урок литературного чтения

1 класс

Тема урока:

Художественное и научное описание. Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Н.М. Рубцов "Воробей", М. Горький "Воробьишко"



Цели урока:

Открыть удивительную способность писателя красиво рассказывать о мире, который нас окружает.

Выявить средства описания внешнего вида, движений, характера героя для выражения авторского отношения к нему.

Ход урока:


1. Организационный момент

- Доброе утро, ребята

- Я предлагаю всем вам ответить на один вопрос: взрослые и дети всегда думают одинаково?

2. Создание проблемной ситуации

- Ни для кого не секрет, ответы взрослых и ответы детей на один и тот же вопрос часто не совпадают?

3. Решение проблемы

- Давайте объединимся в группы по 4 человека и попробуем разобраться…

1) Где живёт Дед мороз?

2) Сколько лапок у сороконожки?

3) Куда улетают на зиму перелётные птицы?

4) Почему нельзя есть много конфет?



- У каждой группы есть листочки, на которых есть по 2 ответа на эти вопросы. Надо понять, какой ответ взрослого человека, а какой – детский.

На Северном полюсе

В великом Устюге

Разно количество (много)

40

На юг

В тёплые края

Зубы выпадут

Заболеешь диабетом



- Как вы думаете, почему взрослые часто отвечают по-другому?

(Больше знают. Иногда не хотят расстраивать/пугать…)

- Сейчас я вас познакомлю с одним мальчиком и его бабушкой. А рассказала мне эту историю Агния Барто.

[слушание стихотворения А.Барто «Думают ли звери?»]

- Совпали ли ответы бабушки и мальчик? (Нет)

- А как ответил бы внукна вопрос: умеют ли звери думать?? (Умеют)

- Как вы это поняли? (Он не согласился с ответом бабушки. Хочет проверить)

- А Агния Барто с кем согласна: с бабушкой или с мальчиком? (С мальчиком)

- Почему вы так думаете? (Она говорит голосом героя. Наш мальчик и есть А.Барто)

[если правильно не ответили, можно подсказать, задав вопрос: - От чьего имени ведётся рассказ (от имени героя) «Я думаю о том … Я бабушку спросил… но Я ещё проверю»]

Автор = Герой

4. Формулирование темы урока

- Что же получается: большинство детских писателей и поэтов – взрослые. А их читатели – мальчики и девочки… Как же быть? Как взрослым авторам сделать разговор о серьёзных вещах понятным и интересным для детей?

(Хорошо знать и понимать детей. Надо быть детьми в душе. Обладать богатой фантазией…)

- О чем же мы поговорим сегодня на уроке?

(О писателях, о их умении быть понятным детям, о языке автора)

- Точно – разговор пойдет о мастерстве писателя, о его умении интересно и понятно знакомить маленьких читателей с окружающим миром.

5. Актуализация знаний

- В последнее время мы уже говорим о птицах. Мы их рассматривали, рисовали, слушали голоса

_________________________________________________________________

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Птицы»

(учитель называет по очереди птиц, дети выполняют движения:

Если зимующие птицы – хлопки над головой, перелетные птицы -  приседание)

Зимующие – ворона, голубь, сорока, галка, дятел, снегирь, синица;

перелетные – ласточка, соловей, чайка, жаворонок, грач, дрозд, скворец

_________________________________________________________________

- А сегодняшних героев тоже предлагаю узнать по голосу.

[слушание голосов воробьев]

- Сегодня мы узнаем больше о воробьях. Все вы видели этих птиц на наших улицах. Их много. Воробьи – птицы с особым характером. Даже в пословицах можно встретить их.

Где зерно, там и воробей.

Вольному воробью и соловей в клетке завидует.

Сам с воробья, а сердце с кошку.


- А воробьи это перелетные птицы или зимующие? (…зимующие)

6. Новая тема

- Познакомьтесь, вот они – наши гости

[на доске два воробья]

- Вот так они выглядят. Чем они отличаются?

(Первый - взъерошенный, отвернулся, смотрит косо, …

Второй – шустрый, смотрит с интересом, …)

- Верно подметили. А теперь познакомимся поближе. Первый герой – один из множества городских воробьёв. А рассказал нам о нём Николай Рубцов в стихотворении «Воробей».

Словарная работа

– Ребята, как вы понимаете выражение «подвода с поклажей»? Это выражение можно объяснить как «повозка/телега с грузом».

[декламация стихотворения Н.Рубцова «Воробей»]

- Что мы узнали о воробье? Какой он?

(чуть живой, голодный, замёрзший)

- Почему трудно воробью зимой?

(Воробью трудно зимой, потому что холодно, нет гусениц и червяков)

- Куда полетел воробей из-под крыши?

(Воробей из-под крыши полетел к телеге с грузом)

- Зачем?

(Искать там пищу, зёрнышки)

- Какой пример мы можем брать у воробья? Чему он может нас научить?

(Воробей не стал вредным от трудной жизни. Можем брать у него пример, не становиться вредными, быть добрыми, хорошими)

__________________________________________________________________

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Сосны»

_________________________________________________________________



Второй герой –воробей Пудик. Из сказки Максима Горького «Воробьишко»

У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь — живет своим умом.

Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и годится ли он для него?

[чтение отрывка из сказки М.Горького «Воробьишко» в учебнике, стр.43]

- Что мы узнали о воробье? Пудик какой?

(любопытный, неопытный, мечтатель)

- Как авторы относятся к своим героям-воробьям? Какие чувства у вас?

- А вы это поняли, потому, что автор опять говорит голосом героя? (нет)

- Тогда кто автор в этих произведениях? (Свидетель, смотрит со стороны)

Автор = Наблюдатель



[работа в парах]

улыбка

Воробей сопереживание Воробьишко

волнение

желание помочь

интерес

- Умеют ли думать наши воробьи? (Да)

- О чём?

(о еде, о защите (теплый чердак), о цвете земли, о людях, о будущем, …)

7. Итог урока

- Умеют ли взрослые и дети находить общий язык? Понимать друг друга?

8. Рефлексия


А знаете ли вы, что ВОРОБЕЙ …




- А знаете ли вы, что ВОРОБЕЙ … такая птица, которой даже памятники посвящают.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Курицына Ольга Сергеевна

Дата: 01.07.2021

Номер свидетельства: 584327


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства