Урок литературного чтения (1 класс) Тема урока: Художественное и научное описание. Отличие позиции автора от позиции героя.
Урок литературного чтения (1 класс) Тема урока: Художественное и научное описание. Отличие позиции автора от позиции героя.
Тема урока: Художественное и научное описание. Средства выражения авторского отношения к герою на материале произведений Н.М.Рубцова "Воробей" и М.Горького "Воробьишко".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения (1 класс) Тема урока: Художественное и научное описание. Отличие позиции автора от позиции героя.»
Урок литературного чтения
1 класс
Тема урока:
Художественное и научное описание. Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Н.М. Рубцов "Воробей", М. Горький "Воробьишко"
Цели урока:
Открыть удивительную способность писателя красиво рассказывать о мире, который нас окружает.
Выявить средства описания внешнего вида, движений, характера героя для выражения авторского отношения к нему.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Доброе утро, ребята
- Я предлагаю всем вам ответить на один вопрос: взрослые и дети всегда думают одинаково?
2. Создание проблемной ситуации
- Ни для кого не секрет, ответы взрослых и ответы детей на один и тот же вопрос часто не совпадают?
3. Решение проблемы
- Давайте объединимся в группы по 4 человека и попробуем разобраться…
1) Где живёт Дед мороз?
2) Сколько лапок у сороконожки?
3) Куда улетают на зиму перелётные птицы?
4) Почему нельзя есть много конфет?
- У каждой группы есть листочки, на которых есть по 2 ответа на эти вопросы. Надо понять, какой ответ взрослого человека, а какой – детский.
На Северном полюсе
В великом Устюге
Разно количество (много)
40
На юг
В тёплые края
Зубы выпадут
Заболеешь диабетом
- Как вы думаете, почему взрослые часто отвечают по-другому?
(Больше знают. Иногда не хотят расстраивать/пугать…)
- Сейчас я вас познакомлю с одним мальчиком и его бабушкой. А рассказала мне эту историю Агния Барто.
[слушание стихотворения А.Барто «Думают ли звери?»]
- Совпали ли ответы бабушки и мальчик? (Нет)
- А как ответил бы внукна вопрос: умеют ли звери думать?? (Умеют)
- Как вы это поняли? (Он не согласился с ответом бабушки. Хочет проверить)
- А Агния Барто с кем согласна: с бабушкой или с мальчиком? (С мальчиком)
- Почему вы так думаете? (Она говорит голосом героя. Наш мальчик и есть А.Барто)
[если правильно не ответили, можно подсказать, задав вопрос: - От чьего имени ведётся рассказ (от имени героя) «Я думаю о том … Я бабушку спросил… но Я ещё проверю»]
Автор = Герой
4. Формулирование темы урока
- Что же получается: большинство детских писателей и поэтов – взрослые. А их читатели – мальчики и девочки… Как же быть? Как взрослым авторам сделать разговор о серьёзных вещах понятным и интересным для детей?
(Хорошо знать и понимать детей. Надо быть детьми в душе. Обладать богатой фантазией…)
- О чем же мы поговорим сегодня на уроке?
(О писателях, о их умении быть понятным детям, о языке автора)
- Точно – разговор пойдет о мастерстве писателя, о его умении интересно и понятно знакомить маленьких читателей с окружающим миром.
5. Актуализация знаний
- В последнее время мы уже говорим о птицах. Мы их рассматривали, рисовали, слушали голоса
- А сегодняшних героев тоже предлагаю узнать по голосу.
[слушание голосов воробьев]
- Сегодня мы узнаем больше о воробьях. Все вы видели этих птиц на наших улицах. Их много. Воробьи – птицы с особым характером. Даже в пословицах можно встретить их.
Где зерно, там и воробей.
Вольному воробью и соловей в клетке завидует.
Сам с воробья, а сердце с кошку.
- А воробьи это перелетные птицы или зимующие? (…зимующие)
- Верно подметили. А теперь познакомимся поближе. Первый герой – один из множества городских воробьёв. А рассказал нам о нём Николай Рубцов в стихотворении «Воробей».
Словарная работа
– Ребята, как вы понимаете выражение «подвода с поклажей»? Это выражение можно объяснить как «повозка/телега с грузом».
[декламация стихотворения Н.Рубцова «Воробей»]
- Что мы узнали о воробье? Какой он?
(чуть живой, голодный, замёрзший)
- Почему трудно воробью зимой?
(Воробью трудно зимой, потому что холодно, нет гусениц и червяков)
- Куда полетел воробей из-под крыши?
(Воробей из-под крыши полетел к телеге с грузом)
- Зачем?
(Искать там пищу, зёрнышки)
- Какой пример мы можем брать у воробья? Чему он может нас научить?
(Воробей не стал вредным от трудной жизни. Можем брать у него пример, не становиться вредными, быть добрыми, хорошими)
Второй герой –воробей Пудик. Из сказки Максима Горького «Воробьишко»
У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь — живет своим умом.
Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и годится ли он для него?
[чтение отрывка из сказки М.Горького «Воробьишко» в учебнике, стр.43]
- Что мы узнали о воробье? Пудик какой?
(любопытный, неопытный, мечтатель)
- Как авторы относятся к своим героям-воробьям? Какие чувства у вас?
- А вы это поняли, потому, что автор опять говорит голосом героя? (нет)
- Тогда кто автор в этих произведениях? (Свидетель, смотрит со стороны)
Автор = Наблюдатель
[работа в парах]
улыбка
Воробей сопереживание Воробьишко
волнение
желание помочь
интерес
- Умеют ли думать наши воробьи? (Да)
- О чём?
(о еде, о защите (теплый чердак), о цвете земли, о людях, о будущем, …)
7. Итог урока
- Умеют ли взрослые и дети находить общий язык? Понимать друг друга?
8. Рефлексия
А знаете ли вы, что ВОРОБЕЙ …
- А знаете ли вы, что ВОРОБЕЙ … такая птица, которой даже памятники посвящают.