Просмотр содержимого документа
«Урок-квн по сказкам А.С. Пушкина»
Урок Литературное чтение 4 класс
Тема: Урок – КВН по сказкам А. С. Пушкина
Цели: обобщить знания по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мыслительную деятельность и творческие способности.
Планируемые результаты:
Предметные: выявление специфических особенностей сказки;
Метапредметные: умения анализировать книги, представленные на выставке, сравнивать их ( автор, тема, название), планировать свою деятельность по решению учебной задачи, оценивать свою работу на уроке, работать в группе; Личностные: проявление интереса к творчеству А. С. Пушкина, его биографии.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Представление команд (Заранее класс готовит название команды, эмблемы. Приветствие жюри.)
III. Разминка ( Вопросы задают по очереди каждой команде.)
Где родился А. С. Пушкин? ( В Москве)
Когда он родился? ( 6 июня 1799 г.)
Как ласково называла его няня? ( Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)
Имя прадеда А. С. Пушкина? ( Абрам Ганнибал)
Имя и отчество бабушки Пушкина? ( Мария Алексеевна)
С каким царем встретился в детстве А. С. Пушкин? ( С Павлом I)
В каком учебном заведении он учился? ( В Царскосельском лицее)
Какие песни пела Арина Родионовна А. С. Пушкину? ( «За морем синица…», « По улице мостовой…».)
Какие рассказы любил и боялся слушать маленький Пушкин? (Страшные, о мертвецах.)
Что говорила няня, укладывая мальчика спать? (Спи, глазок, спи, другой, о хорошем думай.)
IV. Конкурс « Что за прелесть эти сказки?»
- За три минуты вы должны вспомнить и записать как можно больше названий сказок А. С. Пушкина. ( Примерные ответы. « Сказка о царе Салтане….», «Сказка о мертвой царевне….», «Сказка о золотом петушке», « Сказка о попе и….», незаконченные сказки: «Сказка о медведихе», «Царь Никита и сорок его дочерей».)
( Представители команд зачитывают списки и сдают жюри)
- А сейчас, проверим, как вы знаете содержание сказок, насколько вы были внимательны при чтении. Узнайте сказку по следующим словам: «путь – дорога», «терем», «прялка», «солнышко», «месяц», «ветер», «свадьба»
( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Вопросы: - Как звали сенную девушку? ( Чернавка)
- Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей.)
- У кого жила царевна в лесу? ( У семи богатырей).
- Как звали собаку семи богатырей? (Соколко).
- Как богатыри называли царевну? (Милая сестрица)
- К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? ( К солнцу, месяцу, ветру.)
- Где братья «похоронили» молодую царевну? ( Понесли в пустую гору.)
- Что сказала царевна , когда ожила? («Как же долго я спала!»)
- Узнайте сказку по следующим словам: «откуп», «дурачина», «изба», «терем», «жемчуг», «царица», «корыто»
( «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Вопросы: - Сколько лет жили старик со старухой? ( 30 лет и 3 года)
- Сколько раз закидывал старик невод в тот день , когда поймал золотую рыбку? ( 3 раза)
- Что поймал старик в первый и во второй раз?
( В 1-й раз – тину, во второй раз – морскую траву)
- Что просила старуха?
( Корыто, избу)
- Кем она хотела стать и стала?
(Столбовой дворянкой, вольною царицей.)
- Какое желание рыбка так и не выполнила?
( Стать владычицей морскою)
- Узнайте сказку по следующим словам: «базар», «жадность», «лошадь», «печка», «работа», «оброк», «море», «веревка»,»наказание»
(«Сказка о попе и ……».)
Вопросы: -За что согласился Балда служить попу славно, усердно и очень исправно?
( В год за три щелчка по лбу)
- С кого поп велел собрать недоимки за три года?
( С чертей)
- Какой предмет помог Балде собрать с чертей оброк?
( Веревка)
- Кто бегал наперегонки с бесенком вместо Балды?
( Заяц)
- Узнайте сказку по следующим словам: « рать», «воеводы», «царь», «мудрец», «шатер», «Шемаханская царица», «звездочет», «петушок»
(« Сказка о золотом петушке»)
Вопросы: - Кто подарил золотого петушка Дадону?
(Звездочет)
- Где сидел петушок, охраняя границы государства?
( На спице)
- Как петушок предупреждал об опасности?
( Поворачивался на спице
в ту сторону и кричал Кири- ку- ку, Царствуй, лежа на боку.)
- Что просил в награду об услуге мудрец- звездочет?
( Исполнить его первую волю как свою.)
- Сколько дней пировал царь Дадон в шатре у Шемаханской царицы?
( Неделю)
- Чем ответил царь Дадон на просьбу мудреца подарить ему Шемаханскую царицу?
(«Царь хватил его жезлом / По лбу; тот упал ничком, / Да и дух вон»)
- Узнайте сказку по следующим словам: « царь», «бочка», «кораблик», «лебедь», «гонец», «зависть»
( «Сказка о царе Салтане……»)
Вопросы: - Какую песню пела белка «при честном при всем народе»?
( Во саду ли, в огороде…)
- Что за стража обходила дозором славный город?
( 33 богатыря )
- Кто возглавил чудесное войско?
(Дядька Черномор)
- В кого превращался князь Гвидон?
( В комара, муху, шмеля)
- Кем был злой коршун, который хотел погубить Царевну Лебедь?
( Чародеем)
- Кто подменил грамоты гонцу?
( Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой)
VIII. Подведение итогов КВН. Награждение победителей.