Просмотр содержимого документа
«Урок-конференция на тему " Здоровье - главное богатство"»
Урок-конференция
«Здоровье — главное богатство»
Учитель высшей категории,
учитель- методист
Якименко Валентина Владимировна
МОУ №115
г. Донецк
2018-2019 уч. год
Тема урока: Влияние курения на здоровье.
Цели урока: Формировать у учащихся негативное отношение к курению, раскрыть его вредность для здоровья. Развивать желание вести здоровы образ жизни;
умение отстаивать собственные убеждения.
Воспитывать умение поступать правильно и осознанно в разных жизненных
ситуациях, противостоять вредным привычкам.
Оборудование: Плакаты, таблицы о вреде курения, подборка детских рисунков, проектор,
магнитофон, слайды о вреде курения, мультфильм «Ну, погоди!»(5 выпуск),
«минусовка» к песне «Улыбка».
Ход урока
I. Организация учащихся к уроку.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их, пожалуйста.
1-й ученик.
Здоровье — это ценность и богатство,
Здоровьем людям надо дорожить!
Есть правильно и спортом заниматься,
И закаляться, и с зарядкою дружить.
2-й ученик.
Чтобы любая хворь не подступила,
Чтоб билось ровно сердце, как мотор,
Не нужно ни курить, ни пить, ни злиться,
Улыбкой победить любой укор.
3-й ученик.
Здоровый образ жизни — это сила!
Ведь без здоровья в жизни никуда.
Давайте будем сильны и красивы
Тогда года нам будут не беда!
II. Сообщение темы урока.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного итальянского художника,
изобретателя Леонардо да Винчи: «Помни, жизнь есть дар; и тот, кто её не ценит, этого
дара не заслуживает».
- Так что же для человека есть дар по словам Леонардо да Винчи?
- Да, ребята, на свете нет ничего более ценного чем жизнь и здоровье.
Народная мудрость так и гласит: «Здоровье — всему голова» , а здоровье
детей — это «голова» здоровья будущих поколений. Но часто человек
забывает об этом, а иногда даже и не догадывается, что своими действиями
приносит вред не только своему здоровью, а и здоровью окружающих.
(Просмотр пролога к мультфильму «Ну, погоди!»5 выпуск)
- А что же вредит нашему здоровью? К сожалению, у многих есть эта вредная
привычка. Я знаю, ребята, что в нашем классе никто не курит.
- А скажите, только честно, кто из вас уже пробовал курить? Часто первую
сигаретку ребята пробуют курить в 10- 14 лет, а то и раньше.
- Почему же они начинают курить?
- Так ли бесследно проходит курение для человека?
- Для того, чтобы проинформировать вас о пагубном влиянии курения на
курящих и окружающих их людей, мы созвали пресс-конференцию, в которой будут участвовать корреспонденты, врач, социолог, историки, эколог и вы, ученики 4- Б класса.
Попробуем посмотреть на эту проблему по-взрослому и дадим ответ на
вопрос: стоит ли курить?
III. Восприятие и осознание учебного материала.
Корреспондент (социологу):- Почему курение считается социальной проблемой?
Социолог: - Курение, действительно, социальная проблема. Ведь общество условно можно разделить на две части: те, которые курят и те, кто не курит. Первая часть вредит своему здоровью и здоровью другой части, так называемых «пассивных курильщиков». Ведь в каждом городе, селе, на улице, в парке, на остановках можно встретить курильщиков. Дым, который вдыхают окружающие их люди, таит в себе опасность. Они пассивно принимают в себя тот яд, который есть компонентом зажженной сигареты. Один курит — десять страдают.
Учитель: - А в мультфильме «Ну, погоди!» кто был курильщиком? А «пассивным» курильщиком?
Сигарета: - А почему это меня не пригласили на конференцию? Как вы можете говорить обо мне без меня?
Зовусь я просто — Сигарета.
Я красива, сильна, крепка.
Как конфета, как монета
Очень каждому нужна.
Едким дымом пробираюсь
В организмы всех людей.
Сердце, мозг я засоряю,
Чтобы стали все глупей.
Сильных я сама боюсь.
И к ним никак не подступлюсь.
Заманиваю слабаков,
Особенно школьников.
У них я силы набираюсь,
Чтобы прожить до сотни лет.
Погубить всех постараюсь-
Вот такой мой вам привет!
Корреспондент 2: - Какая самоуверенность? И почему она говорит, что живёт сотни лет? (обращается к историку).
- Откуда пришла к нам эта беда?
Историк: 1: - В 1492 году случилось историческое событие. Христофор Колумб — испанский мореплаватель и географ причалил на своих кораблях к одному из островов неизвестного материка. Матросы с интересом наблюдали, как жители острова, отгоняя москитов, выпускали из туго закрученных трубочек дым. В трубочку сворачивали листья растения «петум»- так они его называли. И как потом выяснилось этот дым считался святым. Поэтому при встрече, в знак доброй воли все должны были выкуривать «трубочку мира». В противном случае, это было бы проявлением враждебности к хозяевам.
Поэтому отказаться европейцам, во главе с Христофором Колумбом, было просто невозможно. Сразу же у матросов после выкуривания «трубки мира», возникли неприятные симптомы: кашель, тошнота, умопомрачение, физическая слабость. Но постепенно эти симптомы отравления стали исчезать, и часть матросов привыкла к курению.
Во время второго путешествия Христофора Колумба и его команды к ним присоединился испанский монах Роман Панно, именно он завез семена табака в Испанию. Далее табак путешествует по Европе и ему приписывают чудодейственные лечебные свойства. Но вскоре это увлечение сменилось глубоким разочарованием. Ведь позже выяснилось, что табак не только вредный, а даже опасный. Поэтому, уже в 1680 году французский король Людовик XII издает декрет о запрещении этого зелья. Такая же ситуация была и в других странах Европы.
Корреспондент 1: - Но хотелось бы узнать, как же табак попал к нам?
Историк 2: - На территорию России, в состав которой входила Украина, табак был массово завезен англичанами и немцами в 17 столетии. Хотя первые попытки его ввоза и использования были еще во времена Ивана Грозного. Но курить категорически запрещалось. Курильщиков прилюдно высекали на площадях и навечно отправляли в Сибирь. Табак ввозился контрабандным путем, так как приносил большие прибыли.
Тогда царь Михаил Романов запретил покупать и продавать табак. В те времена из-за неосторожного поведения курильщиков возникали частые пожары. По указу 1663 года к нарушителям применялась смертная казнь.
Сигарета: - Почему же они так поступали со мной, красавицей такой? Но пришел и мой звездный час, Царь Пётр издал Указ.
Корреспондент 2 (Петру I): - Объясните, пожалуйста, Ваше Величество, почему это сигарета так Вам обрадовалась?
Царь Пётр I: - Да, сигарета говорит правду. Ведь я снял запрет моего деда Михаила Романова. И, наоборот, приветствовал курение и этим дал толчок для его быстрого распространения. По моему мнению, внедрение табакокурения способствовало принципам западной цивилизации. И чтобы следовать европейцам, я заставил всех побрить бороды и приказал курить всем. А сколько сам втягивал в себя табачного дыма, сколько яда? И за это я дорого заплатил. Подорвал свое здоровье, особенно органы дыхания. И они настолько ослабли, что когда я постоял в ледяной воде, снимая с отмели лодку, то заболел воспалением легких.
Корреспондент 1: - Как говорит народная мудрость: «С врачом дружи, но не имей в нем потребности.»
(к доктору)- Почему сильные, здоровые люди становятся беспомощными и больными из-за этой привычки?
Доктор: - Беспокойство врачей растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий.
Сейчас известно 4200 веществ, которые входят в состав сигаретного дыма. Большинство из них — ядовитые. Среди них желтое маслянистое вещество со жгучим вкусом — никотин. Никотин — один из самых опасных ядов растительного происхождения. Все живые существа очень чувствительны к нему, например, если капнуть на клюв птице одну каплю чистого никотина, она погибнет, для собаки- это две капли, для коня- 3-6 капель. Наиболее чувствительны из животных кролики. Они погибают от ¼ части капли. Для человека смертельная доза от 50 до 100 мг(2-3 капли). Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Через 2-3 минуты после вдыхания табачного дыма никотин проникает внутрь клеток головного мозга и ненадолго повышает их активность. Курильщик воспринимает это как освежающий приток сил или как чувство успокоения. Спустя некоторое время эти чувства исчезают, так как наступает сужение сосудов головного мозга и понижается его активность. Чтобы вновь почувствовать состояние приподнятости, курящий человек, спустя некоторое время, опять тянется за сигаретой. Курящий убеждает себя, что без табака не может нормально жить, работать и вскоре становится рабом своей страсти. Никотин всасывается во все органы при втягивании дыма, а также через кожу и подкожные клетки в мышцы.
Бедные легкие! В течение года у курильщиков в легких накапливается около 1 кг. табачного дыма.
Учитель: - Вы слышали, ребята, сколько болезней возникает из-за табакокурения. Но как бы не старались врачи, какие бы инновационные технологии не использовали, ничто не поможет тому, кто забыл, что закуренная сигарета - это целая химическая фабрика. Поэтому, если человек выкуривает больше трех пачек сигарет за день — теряет 8 лет жизни, если одну — 6 лет.
- Давайте прогоним Сигарету с нашего урока.
Корреспондент 2: - Я вижу в нашем зале иллюзиониста. Хотелось бы выслушать его.
Иллюзионист: - Я — артист. Мое искусство выражается способом, который называется фокус, обман. Но это не имеет ничего общего с теми иллюзиями, которые способствуют табакокурению. А ну-ка, выходите, расскажите про себя.
Ученица1: - Я — иллюзия первая. Поддерживаю курильщика в его попытке побороть, преодолеть все трудности, успокоив мозг табачным дымом.
(Ответ. Это неверно. Мозг успокаивается всего лишь на некоторое время, т. к. сосуды расширяются. А потом сосуды сужаются, и головной мозг, нервные клетки и сердце страдают от недостатка кислорода. С помощью сигареты проблемы не решаются).
Ученица 2: - Я — иллюзия вторая. Сильнее всех, потому что убеждаю, что курить это престижно, это признак взрослости и смелости.
(Ответ. Многие школьники отравляют себя. И делают это из-за того, что не хотят выглядеть «белой вороной» среди курящих сверстников или хотят показаться взрослее. Но не у каждого хватает сил отказаться от сигареты в курящей компании. Начать курить очень просто, гораздо труднее этого не сделать. Курить — не значит быть взрослым. Суметь устоять и проявить силу воли — это по-настоящему поступок взрослого человека.
Ученица 3: - Я — иллюзия третья. Я твердо убеждена, что несмотря на пагубное влияние табака, моему организму ничего не угрожает.
(Ответ. Ядовитые вещества, содержащиеся в табаке, медленно разрушают легкие, сердце, кровеносные сосуды. Ухудшают аппетит, память, внимание. Только человек замечает это не сразу.)
Ученица 4: - Я — иллюзия четвертая — курильщик никому не причиняет вреда.
Эколог: - Э, нет! Это неправда. Ежегодно в атмосферу Земли выделяется 720 тонн самого сильного яда — синильной кислоты, 384 тыс. тонн аммиака, 108 тыс. тонн никотина, 500 тыс.
тонн угарного газа.
Около 79% дыма попадает в окружающую среду и вдыхается людьми, находящимися поблизости от курильщика.
Если в помещении, площадью 35 квадратных метров выкурено три сигареты, то «индекс свежести» воздуха снижается на 68%.
Учитель: - Всякую беду легче побороть, если взяться за нее дружно.
- Что нужно сделать, чтобы люди перестали травить себя и других. Как справиться с этой проблемой?
(выступления детей).
1. Предлагаю уменьшить посевы табака.
2. Надо запретить курить в общественных местах.
3. Хочу дать совет всем: убегай от сигареты!
4. Следует сказать «нет!» вредной привычке.
5. Предлагаю заниматься спортом!
6. Каждый должен поставить перед собой вопрос: «Курить или жить?»
7. Предлагаю закрыть все табачные фабрики.
8. Предлагаю запретить рекламу сигарет.(Песня о рекламе).
9. А я бы сделала другую рекламу и показала несчастных больных людей, которые
трясущимися пальцами подкуривают сигарету и при этом сильно кашляют.
Конкурс художников (работа в группах).
1,2 группы рисуют человека, имеющего вредные привычки. 3,4 группы рисуют человека, ведущего здоровый образ жизни.
(Защита плакатов).
Работа в парах: (на парте конверт со словами. Ребята распределяют слова в две группы).
- В первую группу отберите качества человека, приближающие его к вредным
привычкам, а во вторую качества, которые отдаляют человека от них.
IV. Подведение итогов.
Подведем итоги нашей пресс-конференции.
Стоит ли курить?
Так какой вред причиняет курение?
(ответы детей)
Возникают опасные заболевания.
Можно умереть.
Легкие наполняются смолами.
Человек становится заторможенным.
Мучит кашель.
Курение влияет на внешний вид человека, он быстро старится.
Продолжительность жизни сокращается.
Затрудняется дыхание.
Человек не может заниматься спортом.
Уменьшается рост.
Курение влияет на мозг.
Плохой пример.
Пассивное курение для окружающих.
Курение влияет на окружающую среду.
Учащаются пожары.
Курение подталкивает к употреблению наркотиков.
А какие бы советы вы дали своим знакомым, родственникам, которые имеют эту вредную привычку?
Дорогие ребята! Я думаю, после нашего урока никто из вас никогда не заинтересуется сигаретой.
Запомните,вынеобязаны:
находиться рядом с людьми, которые причиняют вред вашему здоровью;
выполнять неразумные требования;
повторять плохие привычки взрослых.
Придерживайтесь своих собственных убеждений!
Только вы — хозяева своего здоровья.
1-й ученик.
«Курение вредно», - говорят,
Уж лучше посажу я сад.
Весной пусть яблони цветут
И птицы весело поют.
2-й ученик.
«Курение вредно», вторят нам,
Пусть будет свежим по утрам
Тот воздух, что вдыхаем мы,
В лугах любуясь на цветы.
3-й ученик.
«Курение вредно», - мы твердим,
И дом прекрасный создадим.
Пусть будет дом — дворец у всех
Где радость есть и звонкий смех.
4-й ученик.
«Курение вредно», - знаем мы.
Мы быть здоровыми должны.
Мы выбираем танцы, спорт -
Футбол, хоккей, бег и скейтборд.
5-й ученик.
«Курить нельзя», - скажи и ты.
И сигарету на цветы смени,
На воздух, на друзей,
На красоту планеты всей.
6-й ученик.
Мы будем в чистом мире жить,
Творить, смеяться и дружить.
Пусть счастье будет нам на всех,
Любовь, здоровье и успех!
Приложение:
Слова в конвертах (благоразумие, слабоволие, любопытство, неорганизованность, трудолюбие, склонность к подражанию, осторожность, сила воли).